Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 05:02, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе развития нашего государства, очевидно, что его правовая система претерпела существенные изменения. Изменился подход к пониманию роли государства в обществе в целом и экономике в частности. В системе социальных регуляторов нормы права выделяются общеобязательным характером своих предписаний.
Актуальность данной работы связана с тем, что в результате конкретизации и детализации формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений…….......4
2. Виды локальных нормативно-правовых актов…………………………........8
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Люда.docx

— 27.38 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений…….......4

2. Виды локальных нормативно-правовых актов…………………………........8

Заключение…………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………………12

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  развития нашего государства, очевидно, что его правовая система претерпела существенные изменения. Изменился  подход к пониманию роли государства  в обществе в целом и экономике  в частности. В системе социальных регуляторов нормы права выделяются общеобязательным характером своих  предписаний.

Актуальность данной работы связана с тем, что в результате конкретизации и детализации  формируется целостная система  регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и  нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих  принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.

Объектом являются общественные отношения по разработке, применению и совершенствованию локальных  нормативных актов, правовых норм, опосредующих внутренний трудовой распорядок организации.

Предметом исследования настоящей  работы являются локальные нормативные  акты, локальные нормы, которые определяют внутренний трудовой распорядок организации, их система, функциональная направленность, порядок разработки, специфика содержания и применения в рыночных условиях хозяйствования.

Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.

К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:

Дать представление о  понятии и роли локального регулирования  трудовых отношений;

Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования;

Определить виды локальных  нормативно-правовых актов и определить порядок и процедуры их принятия.

1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений – это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.

Использование данного метода регулирования позволяет, с одной  стороны, работодателю оперативно принимать  внутренние акты, направленные на обеспечение  реализации внешних нормативных  правовых актов, а с другой – дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.

Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более  полно учитывают особенности  и специфику регулирования применительно  к конкретной организации.

Взаимодействие централизованного  и локального правового регулирования  осуществляется по следующим направлениям:

1. Признание за работодателями  и представителями работников  прав и обязанностей на локальное  нормотворчество. Статья 8 Трудового  кодекса в систему трудового  законодательства включает и  локальные акты, содержащие нормы  трудового права.

Пределы локального правового  регулирования устанавливаются  государством путем издания государственными органами:

а) управомочивающих норм, которыми работодателю и представителю работников предоставляется возможность принимать по многим вопросам «свои» правовые установления.

Происходит это с использованием таких терминов, как «могут устанавливаться», «допускается», «имеет право» и т.д.

Так, в коллективном договоре, с учетом финансового экономического положения работодателя, могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с закрепленными  в законах, иных нормативных актах, соглашениях; перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего  трудового распорядка; работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет  право снять его с работника  по собственной инициативе, по просьбе  работника, его непосредственного  руководителя или представительного  органа работников и т.п.;

б)норм, которые предписывают работодателю издать или принять  локальный нормативный акт самостоятельно, но с соблюдением соответствующих  процедур (очередность предоставления оплачиваемых отпусков должна определяться ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем  с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации);

в) норм, содержащих запреты  и ограничения в сфере локального регулирования и определяющих область  централизованного правового регулирования (тарифная система оплаты труда работников предприятий, финансируемых из бюджета  всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда  работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным  законом; не допускается закрепление  в коллективных договорах или  индивидуальных трудовых договорах  условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и  времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками).

2. Закрепления за работодателем  и представительными органами  работников обязанностей по осуществлению  локального правового регулирования  отдельных трудовых отношений  (по выплате заработной платы,  установлению рабочего времени  и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников  не бюджетной сферы должна  устанавливаться коллективными  договорами, соглашениями, локальными  нормативными актами, трудовыми  договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени – правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Официального признания  локальных нормативных актов  правовой основой для решения  дел в суде.

4. Установления на федеральном  уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы,  минимальной продолжительности  отпуска), который не может снижаться  в локальном порядке; определения  желательного варианта правового  регулирования отдельных видов  трудовых отношений посредством  выработки соответствующих рекомендаций  или примерных типовых правовых  актов (заключение трудовых договоров,  связанных с допуском к государственной  тайне, договоров о полной материальной  ответственности, формирование представительных  органов работников и т.д.).

5. Установления процедуры  разработки и принятия локальных  правовых актов.

6. Юридического обеспечения  прав работодателей и работников  в области локального регулирования.

7. Закрепления в федеральных  нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко  применяемых на практике.

Анализ взаимодействия централизованного  и локального регулирования свидетельствует  о том, что последнее является подзаконным и носит дополнительный, вторичный характер, но играет существенную роль в обеспечении трудовых прав работников.

Под законность локальных  правовых актов и норм предполагает:

- соответствие их содержания положениям федеральных и региональных законов, иных правовых актов, принятых на этих уровнях регулирования;

- соблюдение требуемого порядка принятия (издания) локальных актов или норм;

- правильное определение пределов локального нормотворчества.

Государственное регулирование  процедуры разработки и принятия локальных нормативных актов  трудового и трудового процедурно-процессуального  права включает: определение сферы  их действия, порядка принятия наиболее важных и разрешения возникающих разногласий; соответствующей регистрации некоторых из них.

В современных условиях роль локального регулирования трудовых и смежных с ними отношений  резко возрастает. Эта потребность  нашла отражение в Трудовом кодексе, который значительно расширил пределы  договорного и локального правового  регулирования; распространил их на все организации; усовершенствовал локальное регулирование отдельных  видов трудовых отношений; предоставил  работодателям широкие полномочия в этой области.

Итак, регулирование может  осуществляться в рамках предприятия  в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем  самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов  и направлено на упорядочение правового  регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования  заключается в том, что оно  предоставляет возможность работодателям  и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые  в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов  правотворчества на локальном уровне к действиям.

2 ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

В источниках трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся: устав предприятия, положение о филиале, положение о представительстве, структурном подразделении, коллективный договор, соглашение, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции, документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.

Они приобретают юридическую  силу при наличии двух условий:

1) приняты в установленном  законом или иным федеральным  нормативным актом порядке;

2) имеется общая норма,  которая предоставляет право  либо уполномочивает субъектов  локального правотворчества на  принятие того или иного акта, или отсутствует общая норма,  запрещающая издание локального  нормативно-правового акта.

Эти акты должны отвечать следующим  требованиям: не ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением; отражать специфику производства, характер и профиль деятельности предприятия, учреждения, организации и учитывать их экономические возможности; не противоречить общим нормам трудового и трудового процедурно-процессуального права. Они действуют лишь в пределах предприятия, филиала, представительства, как правило, их действие ограничено во времени; определяют круг лиц, на которых распространяются в зависимости от предписаний, содержащихся в общей норме, а в ряде случаев – от усмотрения принимающих (издающих) субъектов.

Рассматриваемые акты можно  классифицировать по различным основаниям:

В зависимости от предмета регулирования, срока;

- цели регулирования;

- по кругу субъектов, на которые распространяется их действие, и др.

В зависимости от предмета их можно подразделить применительно  к каждому институту трудового  права (социальное партнерство и  сотрудничество; трудовой договор, защита персональных данных работника, рабочее  время и время отдыха, заработная плата, нормирование труда и т.д.).

По сроку они подразделяются на акты:

- постоянного действия (правила внутреннего трудового распорядка, положения, должностные инструкции, технологическая документация и т.п.), которые сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены;

- с определенным сроком действия, устанавливаемым либо в централизованном порядке, либо самим локальным актом (срок действия коллективного договора не более трех лет);

- одноразового использования (распоряжение руководителя организации о порядке и размере возмещения расходов, связанных со специальной командировкой группы работников).

В зависимости от конкретной роли которую локальные акты играют в установлении правопорядка, их можно  разделить на регулятивные и правоохранительные. Первые закрепляют непосредственно  права и обязанности работодателей  и работников, вторые – ответственность за нарушение локальных норм или норм, содержащихся в централизованных правовых актах. Подавляющее большинство локальных актов относится к числу регулятивных: положения о премировании, графики предоставления ежегодных отпусков, технологические инструкции и стандарты и др.

Одним из наиболее важных правоохранительных актов являются Правила внутреннего  трудового распорядка, которые определяют многие властные полномочия работодателя. Правила утверждаются работодателем, но с учетом мнения представительного органа работников. О них мы уже рассказывали достаточно подробно.

Информация о работе Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений