Понятие и структура досудебного (предварительного) производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты. Этим задачам и служит досудебное производство - та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК). Термин "досудебное" означает, что судопроизводство ведется еще не судом, а органами публичного уголовного преследования: прокурором, следователем, дознавателем

Вложенные файлы: 1 файл

1Понятие и структура досудебного.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Сообщения, исходящие  от различных юридических лиц  или государственных органов, которые  сами не имеют права возбуждать уголовные  дела, должны быть облечены в письменную форму и подписаны их руководителями. Служебные письма, содержащие сообщения о преступлениях, составляются на фирменных бланках этих лиц или органов, подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. К сообщениям обычно прилагаются находящиеся в распоряжении отправителей документы, подтверждающие наличие оснований к возбуждению уголовного дела. Так, к сообщению контрольно-ревизионного органа о крупной недостаче имущества, обнаруженной в подотчете у определенного должностного лица, должен быть приложен акт документальной ревизии или инвентаризации.

Статьи, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы в определенном печатном издании. Представляется, что  поводом к возбуждению уголовного дела могут также служить сведения о конкретных преступлениях, сообщенные по радио, телевидению или с помощью других средств массовой информации. Орган массовой информации, обнародовавший соответствующие сведения, должен быть зарегистрирован в установленном порядке согласно действующему законодательству.

Помещение материалов в  стенной газете не может считаться  публикацией в печати в смысле п. 4 ст. 108 УПК РСФСР. Если такие материалы  станут достоянием прокурорско-следственных или судебных органов, то поводом  к возбуждению дела в данном случае будет непосредственное обнаружение указанными органами признаков преступления или же сообщение учреждений, организаций, должностных лиц, если этот материал стенной печати был направлен ими в орган, правомочный возбуждать уголовные дела.

Сущность явки с повинной как самостоятельного повода заключается в добровольном сообщении прокурорско-следственным или судебным органам о совершении преступления самим виновным, если такое сообщение сопровождается фактической добровольной передачей себя во власть органов, должностных лиц, управомоченных на возбуждение уголовных дел. Совсем не обязательно, чтобы заявитель в таком случае лично явился в эти органы. Он может свое заявление направить по почте или передать через другое лицо. Важно, чтобы таким заявлением виновный обеспечил добровольную передачу себя во власть прокурорских, следственных органов, в руки правосудия.

Явка с повинной сама по себе не служит основанием для возбуждения  уголовного дела и после ее проверки не всегда возбуждаются уголовные дела, ибо явившийся с повинной может и не быть лицом, совершившим преступление. Мотивы явки с повинной могут быть разные. Практика знает случаи, когда явившийся с повинной оговаривает себя полностью или частично, исходя из тех или иных соображений. В то же время на практике возбуждается очень мало уголовных дел по поводу явки лица с повинной. Такое положение в какой-то степени объясняется тем, что возбуждение уголовного дела. обычно опережает явку лица с повинной.

Явка с повинной после  возбуждения уголовного дела теряет смысл повода к его возбуждению и имеет лишь материально-правовое значение, являясь обстоятельством, смягчающим ответственность (п. «и» ст. 61 УК РФ). В некоторых случаях такая явка дает основание считать, что наступили условия, при которых лицо вообще перестало быть общественно опасным. Явку с повинной следует отличать и от добровольного отказа от совершения преступлениями. Такой отказ не всегда может сопровождаться явкой лица с повинной. По длящимся преступлениям явка с повинной прекращает преступное состояние, но не есть добровольный отказ от совершения начатого преступления (покушения), а лишь должна быть учтена судом при определении меры наказания.

Вместе с тем явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, т.к. она  может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной

 

Одним из распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является непосредственное обнаружение  органом .дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления (п. 6 ст. 108 УПК РСФСР).

Непосредственное обнаружение признаков преступления всегда предполагает определенную деятельность компетентных органов, приведшую их к выявлению признаков преступления. Сущность указанного повода к возбуждению дела заключается в том, что органы дознания, следователь, прокурор, судья или суд при осуществлении своих полномочий вне зависимости от чьего-либо заявления, сообщения, сами непосредственно обнаруживают признаки преступления и решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

Для того чтобы обнаружить признаки преступления, ранее не известного, прокурор, следователь, органы дознания, судья, суд порой проделывают сложную работу, которую никак нельзя сводить только к наблюдению или задержанию подозреваемого. Рассматриваемый повод к возбуждению уголовного дела вытекает из публичной деятельности прокурорских, следственных и судебных органов по борьбе с преступностью, охране социалистического правопорядка. Прокурор может обнаружить признаки преступления непосредственно в процессе осуществления общего надзора, надзора за законностью содержания заключенных в местах лишения свободы, в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного, гражданского дела или в результате проверки работы судебного исполнителя. Следователь в процессе предварительного расследования или же три производстве проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела. Органы милиции по своей инициативе обнаруживают признаки преступления в результате охраны общественного порядка, при обеспечении паспортного режима и безопасности дорожного движения, осуществляя разрешительную систему, а также при принятии - необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Суд или судья признаки ранее не известного преступления могут обнаружить при осуществлении правосудия по уголовным или гражданским делам, а также при рассмотрении материалов об административных правонарушениях.

 

Однако непосредственное обнаружение как повод к возбуждению  дела нельзя отождествлять с самими добытыми материалами, сведениями. В  соответствующих документах могут содержаться лишь фактические данные, указывающие на признаки преступления.

Повод к возбуждению  дела в виде непосредственного обнаружения  будет и тогда, когда работник органа дознания, следователь, прокурор, судья или суд сами явятся очевидцами готовящегося или совершенного преступления. Они в таком случае должны немедленно принять меры к задержанию подозреваемого, к производству неотложных действий по сбору доказательств и на основе увиденного или услышанного возбудить в пределах своей компетенции уголовное дело. Однако в расследовании или рассмотрении дела в суде эти лица принимать участия не должны. В уголовном процессе они могут фигурировать в качестве свидетелей или потерпевших.

Понятие оснований к возбуждению уголовного дела

Помимо поводов для возбуждения уголовного дела необходимо и наличие определенных оснований. В законе сказано, что дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 108 УПК РСФСР). Эти данные закон именует основаниями к возбуждению уголовного дела (ч. 1 ст. ст. 112, 113; ч. 2 ст. 116 УПК РСФСР), наличие которых обусловливает обоснованность вынесения акта о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления могут быть как существенными (в  таком случае достаточно даже одного для возбуждения уголовного дела), так и несущественные (в этом случае необходимо их определенное сочетание).

В юридической науке  существует несколько подходов к  вопросу о том. что является основанием к возбуждению уголовного дела. Помимо указанного в ст. 108 УПК, основанием возбуждения уголовного дела некоторые ученые считают 1) сам факт совершения преступления; 2) наличие фактических данных, указывающих на состав преступления

Законодатель указывает на две стороны основания к возбуждению уголовного дела - фактическую и юридическую. Под фактической его стороной следует понимать наличие объективно существующих фактических данных, указывающих на признаки общественно опасного деяния. А юридическую сторону основания к возбуждению дела составляет наличие признаков преступления. В данном случае речь идет только о преступном деянии, о его противоправности и общественной опасности.

Фактическую сторону  основания к возбуждению дела в зависимости от механизма формирования можно классифицировать на данные, исходящие от лиц, и вещественные фактические данные. По характеру источника, из которого фактические данные получены, они могут быть классифицированы на первоначальные, то есть те, которые являются первоисточниками сведений (например, подлинные документы, объяснения очевидцев происшедшего и др.), и производные, то есть те, которые получены из всех других источников (например, объяснения лица о происшедшем со слов другого). По логическому отношению между фактическими данными, указывающими на признаки преступления, и рассматриваемым событием преступления они могут быть классифицированы на прямые - те, которые непосредственно устанавливают факт общественного опасного деяния, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела (например, объяснения очевидца о том, как на его глазах конкретное лицо совершило преступление), и на косвенные, которые устанавливают искомый факт посредством других фактов (например, очевидец пояснил, что он слышал незадолго до совершенного преступления-угрозы в адрес пострадавшего). Данные, характеризующие фактическую сторону основания к возбуждению дела, можно также условно разделить на «обвинительные» - те, которые указывают на признаки преступления, и «оправдательные», из которых усматривается отсутствие события или состава преступления или же его признаков. И, наконец, исходя из способа собирания и фиксации, можно определить в виде объяснений очевидцев, пострадавших, заподозренных и других лиц, а также в виде протоколов осмотра, явок с повинной, материалов ведомственных ревизий, проверок, заключений и иных документов, а иногда и в качестве предметов, которые впоследствии могут быть признаны вещественными доказательствами.

Что касается степени  убежденности в совершенном преступлении, то при возбуждении уголовного дела не обязательно исходить из достоверного вывода о совершенном или готовящемся преступлении. Для возбуждения уголовного дела достаточна обоснованного предположения о факте совершенного или подготовляемого преступления. Производство по уголовному делу, пишет М. С. Строгович, начинается с более или менее высокой степени вероятности того, что совершенно преступление Строгович М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955. С. 84..

Однако предположения  о преступлении должны основываться на достаточно убедительных фактических данных, которые должны быть не только очевидными, но и достоверными, то есть должны быть истинными и устанавливаться из процессуальных источников (ч. 2 ст. 69 УПК РСФСР).

Данные же, обнаруженные с помощью непроцессуальных источников, всякие сомнительные сведения могут использоваться лишь при разработке версий. В то же время никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, поскольку, исходя из требований закона (ст. 71 УПК РСФСР), компетентные лица оценивают их по своему внутреннему убеждению. Таким образом, достаточность фактических данных, необходимых в каждом конкретном случае для возбуждения дела, с учетом их характера и объема определяет лицо, разрешающее вопрос о возбуждении дела.

Т.оДля возбуждения уголовного дела необходимо наличие определенных поводов, указанных в законе. Однако, помимо этого, необходимо также наличие признаков преступления. Эти признаки получили в юридической науке название оснований.

3Общие условия предварительного следствия

Предварительное Следствие - в уголовном  судопроизводстве РФ одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого  органами - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК). Предварительное Следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановления о направлении дела в суд для рассм. отрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановленияо прекращении уголовного дела.

В отличие от Предварительное  Следствие в суде проводится судебное следствие. Правом на производство отдельных  следственных действий или Предварительное  Следствие в полном объеме наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127(1) УПК). В Прокуратуре, МВД, ФСБ и ФСНП созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения,основная функция которых - расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусм. отрены должности следователей (старших следователей.следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов. непосредственно осуществляющих Предварительное Следствие Систему органов Предварительное Следствие составляют. таким образом,следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел. ФСБ и ФСНП. Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным, контролем.

Предварительное Следствие - основная форма расследования преступлений, предусматривающая наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях несовершеннолетних, лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасныхдеяниях невменяемых. По делам, не требующим обязательного Предварительное Следствие, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. 126, 404 УПК). Гарантируя объективность Предварительное Следствие, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям отвод ему могут заявить подозреваемый, обвиняемый, защитник, а также потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве Предварительное Следствие все решения следователь принимает самостоятельно (за исключением случаев, когда законом предусм. отрено получение санкции (согласия, утверждения)) от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Предварительное Следствие осуществляется путем процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий (осм. отр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.), применение мер процессуального принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании Предварительное Следствие и т.д. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым Предварительное Следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству Предварительное Следствие, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения 10-дневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них помощи. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить их соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток.Данные Предварительное Следствие могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения данных Предварительное Следствие От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности пс ст. 310 УК. В случае когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено место его пребывания,в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого(установленного врачом, работающим в медицинском учреждении), а также если не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, Предварительное Следствиеприостанавливается. До приостановления Предварительное Следствие следователь обязан выполнить все следственные действия.Предварительное Следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассм. отрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок Предварительное Следствие может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона,объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до 3 месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота. Ракетных войск стратегического назначения, ФПС и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок Предварительное Следствиедо б месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до 1 месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела (ст. 34 УПК). Он наделен правом проверять уголовные дела. давать указания следователю о производстве Предварительное Следствие, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование нескольким следователям. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.Важная гарантия соблюдения законности при производстве Предварительное Следствие - судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассм. отрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будут установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и другие нарушения, суд принимает меры к их устранению, причем он может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона.Под судебный контроль поставлено и применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу, а равно продление срока содержания под стражей (ст. 220-1 и 220-2 УПК). В суд может быть обжаловано также постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о прекращении дела (ч. 4 ст. 113, ч. 5 ст. 209 УПК).Сергеев А. И

Информация о работе Понятие и структура досудебного (предварительного) производства