Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа
УПК РФ отразил в процессуальном статусе государственного обвинителя состязательную идеологию. Однако, как показывают последние изменения УПК РФ, законодатель, повинуясь сиюминутным конъюнктурным, политическим соображениям, оказался склонным радикально пересматривать некоторые из своих прежних концептуальных воззрений на роль прокурора в уголовном судопроизводстве. Опыт показывает, что перемены закона не всегда приводят к желаемому результату. То, как обсуждались поправки в кодекс и Закон о прокуратуре, заставляет усомниться продуманности новелл. С теоретической точки зрения, они небесспорны.
Целью настоящей работы является изучение правового статуса, функции и деятельности прокурора как одного из ключевых участников уголовного процесса.
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и классификация субъектов…………………………………………....4
Субъекты уголовного процесса…………………………………………………………7
Глава 2. Прокурор в уголовном процессе………………………………………………..10
Уголовно - процессуальные функции………………………………………………….11
Надзор прокурора………………………………………………………………………13
Полномочия прокурора………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………………..23
5) участвует в производстве
6) санкционирует производство
7) продлевает срок расследования
и содержания под стражей в
качестве меры пресечения в
случаях и порядке,
8) возвращает уголовные дела
органам дознания и
9) изымает от органа дознания и передает следователю любое передает дело одного органа предварительного следствия другому от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;11
10) отстраняет лицо, производящее
дознание, или следователя от
дальнейшего ведения дознания
или предварительного
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;
12)прекрашает либо приостанавливает производство по уголовным делам;
13)дает согласие на
14)утверждает обвинительные заключения (постановления);
15) направляет уголовные дела в суд.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 закона “О прокуратуре РФ” от 17.11.95).
Перечень органов дознания, надзор за исполнением законов которыми возложен на прокурора, дан в статье 117 УПК.
В соответствии с действующим законодательством органами предварительного следствия являются: следственные подразделения (следователи) прокуратуры, в том числе следователи военных и других специализированных прокуратур; органов внутренних дел, органов ФСБ и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК). Кроме того, в отдельных случаях предварительно следствие вправе проводить лично прокурор (ст. 31 закона “О прокуратуре РФ”).
Полномочия по надзору за исполнением законов ОД и предварительного следствия у всех прокуроров одинаковы. Пределы компетенции различаются по кругу (уровню) поднадзорных органов предварительного следствия и дознания, а также по положению конкретного прокурора в структуре органов прокуратуры.
Надзор
за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие
на транспорте, в воинских частях и учреждениях,
закрытых административно-
Особенностью процессуального положения прокурора на данном этапе производства по делу является то, что надзор включает право решать по существу все процессуальные вопросы, возникающие в процессе дознания и предварительного следствия.
Прокурор проверяет законность действий как лиц, производящих дознание, так и лиц, руководящих ими. Надзирая за действиями следователя, прокурор, вместе с тем, обязан осуществлять надзор за действиями следственного отдела и его заместителя по руководству следствием вправе отменить указания начальника следственного отдела, следя за тем, чтобы он действовал в рамках требований ст. 127 УПК и не ущемлял самостоятельности следователя.
На стадии дознания и предварительного следствия (кроме производств по делам, подследственным прокуратуре) Ген. прокурором РФ предписано всем прокурорам осуществлять не процессуальное руководство, а надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования, соблюдением прав всех участников процесса (приказ ГП РФ № 20 от 28.05.92).
Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего периода предварительного расследования и использовать всю полноту предоставленных ему полномочий для своевременного выявления и предупреждения нарушений законности, прав граждан.
В соответствии с законом (п. 1 ст. 211 УПК) прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации учете заявлений и сообщений о преступлениях. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные нормативные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Такая регламентация содержится, в частности, в Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90, в указаниях МВД РФ № 1/3782 от 11.08.94,
Обладая властно-распорядительными полномочиями, прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. При этом прокурор в первую очередь должен обращать внимание на постановления, влияющие на движение дела и нарушающие права граждан, например, о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (ст. 116 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемого (ст. 144 УПК), об избрании меры пресечения (ст. 92 УПК), о прекращении дела (ст. 209 УПК), о приостановлении предварительного расследования (ст. 195 УПК) и некоторые другие.
Письменные указания прокурора о квалификации преступления (п. 3 ст. 211 УПК) обязательны только для органов дознания (п. 3 ст. 120 УПК); следователи вправе не выполнять подобные указания (ч. 2 ст. 127 УПК).
Давать поручения органам дознания о выполнении отдельных следственных действий целесообразно только тогда, когда это действительно обусловлено необходимостью скорейшего расследования по делу, обеспечения сохранности доказательств, предотвращения возможного сговора подозреваемых, свидетелей.
Поручения должны быть даны в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы у органа дознания было правовое основание выполнять следственные действия по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры и при этом не возникали какие-либо неясности или двусмысленности14
Участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия является одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений направленных интересов граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений и быстрого раскрытия преступлений. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры лично выезжали на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности и по другим делам о тяжких преступлениях, исходя из конкретной ситуации (п. 1.7 приказа Ген. прокурора РФ № 10 от 21.02.95).
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ прокуроры лишены права санкционировать наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку. Ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и 15иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Порядок обращения в суд за разрешением на проведение оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих это право, определен пост. пленума Верх. Суда РФ № 13 от 24.12.93.
Помимо обыска и отстранения обвиняемого от должности, прокурор санкционирует выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ч. 2 ст. 167 УПК); применение залога (ч. 2 ст. 89 УПК); заключение под стражу (ст. 96 УПК).
Правда, в п. 2 ст. 22 Конституции РФ указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Однако в заключительных и переходных положениях Конституции РФ говорится, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок.
Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным заключением или постановление о прекращении дела, обнаружив нарушения закона, возвращает его в орган дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
В качестве оснований для возвращения дела на дополнительное расследование чаще всего являются: существенное нарушение норм УПК (например, когда расследование проведено лицами, подлежащими отводу; вместо предварительного следствия, когда оно обязательно, проведено дознание и т. п.), неполнота предварительного расследования, которая не может быть восполнена в судебном заседании, нарушение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту и др.
Указания прокурора о производстве доп. расследования должны быть мотивированными, конкретными, содержать ссылки на нормы УПК, которые были нарушены, предложения о восполнении пробелов в расследовании, о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.
Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам в целях предупреждения незаконных решений при окончании расследования установить обязательную проверку всех уголовных дел, исключить факты приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников. Законность прекращения уголовных дел и приостановления расследования должна проверяться не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.16
Решение прокурора об изъятии дела и передаче его другому должностному лицу или государственному органу должно быть изложено в письменной форме, указанием мотивов передачи дела.
Полномочия. Статья 27. Полномочия прокурора
[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Глава 2] [Статья 27]
1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
1)рассматривает и проверяет
заявления, жалобы и иные
2)разъясняет пострадавшим
3)принимает меры по
Использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
1. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
2. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Широкими полномочиями прокурор обладает стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия. Деятельности прокурора по осуществления уголовного преследования не отделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Прокурор утверждает обвинительные заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
По результатам изучения проблем правового статуса и функций прокурора приходится сделать вывод, что понятие прокурора как участника уголовного процесса в УПК РФ не сформировано. Это привело к тому, что функция обвинения возложена не на конкретного участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом, учитывая тот факт, что прокуратуре в соответствии с Законом о прокуратуре отдана главенствующая роль в организации работы правоохранительных органов. О том же свидетельствует и конкретные полномочия прокурора, названные непосредственно УПК РФ.
Информация о работе Правовое положение прокурора в Уголовном процессе РФ