Предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Борьба с преступностью, неуклонное укрепление законности осуществляется многогранной системой экономических, культурно-воспитательных, правовых средств, которыми располагает общество. Среди последних, особое значение имеет предварительное расследование.

Содержание

Введение 2
§ 1. Общие условия предварительного следствия 4
§ 2. Следственные действия и их основные виды 9
§ 3. Окончание предварительного следствия 18
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - пред. следствие.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

План

 

 

Введение

 

Борьба  с преступностью, неуклонное укрепление законности осуществляется многогранной системой экономических, культурно-воспитательных, правовых средств, которыми   располагает   общество. Среди последних, особое значение имеет предварительное расследование.

Понятие предварительного расследования Уголовный  процесс в Российской Федерации  характеризует наличие стадий (качественно  различных этапов, отличающихся особыми субъектами, содержанием правоотношений, сроками, итоговыми решениями и т.д.), как правило, сменяющих друг друга последовательно. После обнаружения признаков преступления и стадии возбуждения уголовного дела следует стадия предварительного расследования. Легального понятия термина "предварительное расследование" выработано не было. В доктрине поддерживается позиция, согласно которой предварительное расследование характеризуется как вид государственной правоохранительной деятельности. Существуют различные определения этого понятия.

Под предварительным  расследованием одними авторами понимается регулируемая законом деятельность следователей и органов дознания по раскрытию преступлений, изобличению  виновных и привлечению их в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств преступления, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Предварительное расследование, по мнению другой группы, представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование преступлений рассматривается и как активная, целенаправленная деятельность, направленная к установлению истины по каждому уголовному делу.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного следствия.

Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

 

§ 1. Общие условия  предварительного следствия

 

Основной  формой расследования является предварительное  следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к  данной форме производство по большинству  уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (см. схему 12).1

    ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │             Органы предварительного следствия                 │

    └──┬────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────┘

       │                │                  │                   │

       │                │                  │                   │

 ┌─────┴─────┐    ┌─────┴─────┐      ┌─────┴─────┐       ┌─────┴─────┐

 │Следователи│    │Следователи│      │Следователи│       │Следователи│

 │прокуратуры│    │    МВД    │      │    ФСБ    │       │   ФСКН    │

 └───────────┘    └───────────┘      └───────────┘       └───────────┘

 

Из  сказанного выше видно, что предварительное  следствие включает в себя систему  процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).

Для осуществления  такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Как правило, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Полномочия  следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь  вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости  от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность следующим образом: 1) следователи прокуратуры производят следствие по уголовным делам  о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключение  из этого правила предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК, перечисляющей ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления.2

Срок, отводимый законодателем для  расследования уголовного дела, как  правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

Срок  предварительного следствия, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.3

Следователь осуществляет предварительное следствие  по уголовному делу, как правило, единолично. Ранее (в предыдущих главах учебника) уже говорилось об основах процессуальной самостоятельности следователя, заключающейся в его обязанности нести полную и персональную ответственность за принятое на себя производство по делу, а также о праве самостоятельно принимать все решения по делу и в ряде случаев не соглашаться с указаниями, даваемыми ему прокурором (ч. 3 ст. 38 УПК). Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, руководитель следственного органа. Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).4

Состав  следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (как  известно, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).

Руководитель  следственной группы принимает уголовное  дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК.5

Таким образом, стадия предварительного следствия  следует непосредственно за стадией  возбуждения уголовного дела. Ее содержание является деятельность органа дознания следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

 

§ 2. Следственные действия и их основные виды

 

В зависимости  от задач, которые решаются при производстве следственных действий, их обычно подразделяют на две относительно самостоятельные группы:

1. Следственные  действия исследовательского характера,  посредством которых дознаватель,  следователь решают задачи, связанные  с выявлением, закреплением и  исследованием доказательств в  предварительном (досудебном) порядке.

2. Иные  следственные действия, которые направлены прежде всего на обеспечение прав участвующих в деле лиц (ознакомление обвиняемого с постановлением о привлечении его в качестве обвиняемого, разъяснение предоставленных ему законом процессуальных прав, оказание содействия в реализации этих прав, ознакомление заинтересованных лиц с постановлениями о признании их, скажем, потерпевшими либо гражданскими истцами, разъяснение и обеспечение этим лицам их прав и т.п.).

Особенностью  всех следственных действий, совершаемых  при производстве по уголовным делам, является в значительной мере то, что возможность их производства и порядок, который при этом должен соблюдаться, детально регламентируются уголовно-процессуальным законодательством. Выполнение в ходе предварительного расследования действий, не предусмотренных какой-либо конкретной нормой УПК, не может влечь никаких юридических последствий, а сведения (информация), получаемые в ходе такого действия, как отмечено выше, должны признаваться недопустимыми в качестве доказательств. Другими словами, круг следственных действий четко и исчерпывающе очерчен. Схематически его можно было бы изобразить так, как это сделано в схеме 2.6

 

   ┌─────────────┐                                  ┌───────────────────┐

   │   Допрос    ├─────────────┐       ┌────────────┤   Очная  ставка    │

   └─────────────┘             │       │            └───────────────────┘

                               │       │

   ┌─────────────┐             │       │            ┌───────────────────┐

   │Предъявление ├───────────┐  │       │ ┌──────────┤      Обыск        │

   │для опознания│           │ │       │ │          └───────────────────┘

   └─────────────┘           │ │       │ │

                             │ │       │ │

   ┌─────────────┐          ┌┴─┴───────┴─┴─┐        ┌───────────────────┐

   │Производство ├──────────┤  Следственные ├────────┤      Выемка       │

   │экспертизы   │   ┌──────┤ действия     ├──┐     │                   │

   └─────────────┘   │      └─┬─────────┬──┘  │     └───────────────────┘

                     │        │         │     │

   ┌─────────────┐   │        │         │     │     ┌───────────────────┐

   │Следственный ├───┘        │         │     └─────┤Осмотр и           │

   │эксперимент  │            │         │           │освидетельствование│

Информация о работе Предварительное следствие