Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:51, курсовая работа
Борьба с преступностью, неуклонное укрепление законности осуществляется многогранной системой экономических, культурно-воспитательных, правовых средств, которыми располагает общество. Среди последних, особое значение имеет предварительное расследование.
Введение 2
§ 1. Общие условия предварительного следствия 4
§ 2. Следственные действия и их основные виды 9
§ 3. Окончание предварительного следствия 18
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Борьба с преступностью, неуклонное укрепление законности осуществляется многогранной системой экономических, культурно-воспитательных, правовых средств, которыми располагает общество. Среди последних, особое значение имеет предварительное расследование.
Понятие предварительного расследования Уголовный процесс в Российской Федерации характеризует наличие стадий (качественно различных этапов, отличающихся особыми субъектами, содержанием правоотношений, сроками, итоговыми решениями и т.д.), как правило, сменяющих друг друга последовательно. После обнаружения признаков преступления и стадии возбуждения уголовного дела следует стадия предварительного расследования. Легального понятия термина "предварительное расследование" выработано не было. В доктрине поддерживается позиция, согласно которой предварительное расследование характеризуется как вид государственной правоохранительной деятельности. Существуют различные определения этого понятия.
Под предварительным расследованием одними авторами понимается регулируемая законом деятельность следователей и органов дознания по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств преступления, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Предварительное расследование, по мнению другой группы, представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование преступлений рассматривается и как активная, целенаправленная деятельность, направленная к установлению истины по каждому уголовному делу.
Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного следствия.
Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.
Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (см. схему 12).1
┌─────────────────────────────
│
Органы предварительного
└──┬────────────────┬─────────
│ │ │ │
│ │ │ │
┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐
│Следователи│ │Следователи│ │Следователи│ │Следователи│
│прокуратуры│ │ МВД │ │ ФСБ │ │ ФСКН │
└───────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └───────────┘
Из сказанного выше видно, что предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).
Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Как правило, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.
Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В зависимости
от ведомственной принадлежности следователей
законодатель распределяет между ними
подследственность следующим
Исключение
из этого правила предусматриваетс
Срок, отводимый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.
Срок предварительного следствия, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.3
Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Ранее (в предыдущих главах учебника) уже говорилось об основах процессуальной самостоятельности следователя, заключающейся в его обязанности нести полную и персональную ответственность за принятое на себя производство по делу, а также о праве самостоятельно принимать все решения по делу и в ряде случаев не соглашаться с указаниями, даваемыми ему прокурором (ч. 3 ст. 38 УПК). Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.
Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, руководитель следственного органа. Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).4
Состав следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (как известно, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК.5
Таким образом, стадия предварительного следствия следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела. Ее содержание является деятельность органа дознания следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.
В зависимости от задач, которые решаются при производстве следственных действий, их обычно подразделяют на две относительно самостоятельные группы:
1. Следственные
действия исследовательского
2. Иные следственные действия, которые направлены прежде всего на обеспечение прав участвующих в деле лиц (ознакомление обвиняемого с постановлением о привлечении его в качестве обвиняемого, разъяснение предоставленных ему законом процессуальных прав, оказание содействия в реализации этих прав, ознакомление заинтересованных лиц с постановлениями о признании их, скажем, потерпевшими либо гражданскими истцами, разъяснение и обеспечение этим лицам их прав и т.п.).
Особенностью всех следственных действий, совершаемых при производстве по уголовным делам, является в значительной мере то, что возможность их производства и порядок, который при этом должен соблюдаться, детально регламентируются уголовно-процессуальным законодательством. Выполнение в ходе предварительного расследования действий, не предусмотренных какой-либо конкретной нормой УПК, не может влечь никаких юридических последствий, а сведения (информация), получаемые в ходе такого действия, как отмечено выше, должны признаваться недопустимыми в качестве доказательств. Другими словами, круг следственных действий четко и исчерпывающе очерчен. Схематически его можно было бы изобразить так, как это сделано в схеме 2.6
┌─────────────┐
│ Допрос ├─────────────┐ ┌────────────┤ Очная ставка │
└─────────────┘ │ │ └───────────────────┘
│ │
┌─────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐
│Предъявление ├───────────┐ │ │ ┌──────────┤ Обыск │
│для опознания│ │ │ │ │ └───────────────────┘
└─────────────┘ │ │ │ │
│ │ │ │
┌─────────────┐ ┌┴─┴───────┴─┴─┐ ┌───────────────────┐
│Производство ├──────────┤ Следственные ├────────┤ Выемка │
│экспертизы │ ┌──────┤ действия ├──┐ │ │
└─────────────┘ │ └─┬─────────┬──┘ │ └───────────────────┘
│ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │ ┌───────────────────┐
│Следственный ├───┘ │ │ └─────┤Осмотр и │
│эксперимент │ │ │ │освидетельствование│