Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:51, курс лекций
Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»
Факультет Заочный
Кафедра Уголовного права и процесса
Краткий конспект
по дисциплине Проблемы уголовно-процессуального права.
Челябинск
2013
1.Понятие, сущность и значение уголовного процесса
Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:
а) представляет собой разновидность государственной деятельности;
б) может осуществляться
только определенными субъектами –
специально на то уполномоченными
в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;
г) имеет свои задачи.
Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, уголовный
процесс – это вид
Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.
2.Понятие и значение принципов уголовного процесса.
Принципы — это руководящие идеи, которые определяют построение уголовного процесса.
Принципы существуют в форме правовых норм.
Они должны отвечать ряду признаков:
а) принципами могут быть не любые, произвольно выбранные взгляды на формы и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;
б) задачи уголовного процесса могут быть реализованы в условиях организации расследования и рассмотрения уголовных дел на демократических принципах;
в) принципами процесса являются руководящие идеи, нашедшие закрепление в нормах права.
Последнее обстоятельство
придает принципам значение
Таким образом, под принципами уголовного процесса понимаются руководящие положения, определяющие демократическое построение процесса и нашедшие выражение в нормах права.
Значение принципов
в уголовном процессе
а) принципы выражают сущность процесса, его характерные черты;
б) принципы представляют систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой уголовно-процессуального законодательства;
в) нарушение норм-принципов может быть основанием к отмене принятых решений.
3.Суд как основной участник уголовного судопроизводства.
Суд - единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.
Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.
1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:
признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
применить к лицу принудительные меры медицинского характера;
применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).
2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
о продлении срока содержания под стражей;
о помещении подозреваемого,
обвиняемого, не находящегося под стражей,
в медицинский или
о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;
о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).
3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).
Уголовные дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:
1) о тяжких и особо тяжких преступлениях - коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или единолично судьей;
2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.
Уголовные дела по апелляционным
жалобам или апелляционным
В кассационном порядке и в порядке надзора уголовные дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном - не менее трех судей.
4. Участники
уголовного судопроизводства
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995г., органы прокуратуры[2] осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор – должностное
лицо, уполномоченное в пределах компетенции,
установленной Уголовно-
Прокурор – это объединяющее наименование различных работников, занимающих должности прокуроров, заместителей прокуроров, начальников управлений и отделов прокуратуры, прокуроров отдела, старших помощников прокурора, выполняющих функции обвинения и разрешения дела. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно на стадиях дознания и предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса, он уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего ведения следствия, если ими допущено нарушение норм УПК при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому с соблюдением правил подследственности; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (ст. 37 УПК РФ).