Происхождение суда присяжных и его становление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей производства по делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть происхождение суда присяжных и его становление в России;
- раскрыть структуру судебного разбирательства в суде присяжных;
- охарактеризовать подготовительную часть судебного разбирательства;
- проанализировать судебное следствие (первый этап);
- описать судебные прения (первый и второй этапы) и последнее слово подсудимого;
- рассмотреть постановка вопросов коллегии присяжных;
- описать вынесение и провозглашение вердикта присяжных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Происхождение суда присяжных и его становление в России 5
Глава 2. Особенности производства по делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей 11
2.1. Структура судебного разбирательства в суде присяжных 11
2.2. Подготовительная часть судебного разбирательства 12
2.3. Судебное следствие (первый этап) 20
2.4. Судебные прения (первый и второй этапы) и последнее слово подсудимого 22
2.5. Постановка вопросов коллегии присяжных 23
Глава 3. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных 27
Заключение 30
Список источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

После утверждения Концепции судебной реформы обеспечение участия  присяжных заседателей в рассмотрении гражданских и уголовных дел  было предусмотрено Конституцией РСФСР  в редакции от 1 ноября 1991 г. (ст. 166) и Конституцией РФ в редакции от 9 декабря 1992 г. (ст. 164, 166).

Согласно Конституции РФ 1993 г., «Обвиняемый  в совершении преступления имеет  право на рассмотрение его дела с  участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных законом» (часть 2 ст. 47)4. При этом во втором разделе Конституции говорится, что до введения в действие специального закона сохраняется прежний порядок рассмотрения дел (п. 6). В ст. 20 и 47 Конституции об участии присяжных в гражданском судопроизводстве не говорится. Однако часть 4 ст. 123 сформулирована более широко: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей». Таким образом. Конституция РФ не исключает возможности рассмотрения судом присяжных и гражданских дел.

Возрождение суда присяжных в России — шаг к правовому государству, в котором демократические процедуры  несовместимы с попранием человеческого  достоинства и привычной расправой. Суд присяжных требует отказа от стереотипов лжи, смены психологических установок. Это уголовный процесс — с другим судьей, иным следователем, прокурором и адвокатом.

В суде присяжных двенадцать граждан  составляют отдельную от председательствующего  судьи коллегию. Присяжные заседатели являются судьями факта. Именно они  самостоятельно решают основной вопрос дела: виновен ли подсудимый?

 

Глава 2. Особенности производства по делам, рассматриваемым судом  с участием присяжных заседателей

2.1. Структура судебного разбирательства в суде присяжных

 

Сложившаяся структура стадии судебного разбирательства уголовных дел, рассматриваемых без участия присяжных заседателей, как это было показано выше, достаточно проста. Она состоит из 4 четко обозначенных частей, имеющих свои вполне определенные задачи и следующих последовательно друг за другом.

В общих чертах очередность действий, совершаемых при судебном разбирательстве  с участием присяжных, и их целенаправленность радикально не различаются - все такие  действия ориентируются на достижение законного, обоснованного и справедливого  конечного результата. Вместе с тем вовлечение в рассмотрение уголовных дел присяжных заседателей, отбираемых путем случайной выборки, и обособление их в автономную коллегию судей, наделенную полномочием практически самостоятельно и без приведения необходимого обоснования принимать решение по т.н. вопросам факта (о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии оснований для снисходительного отношения к нему при определении меры наказания), являются обстоятельствами, предопределяющими специфику структуры судебного разбирательства по делам такого рода.

Именно эти обстоятельства диктуют  необходимость своеобразного построения центральной стадии судопроизводства с участием присяжных заседателей, выделения в ее структуре дополнительных этапов, которых нет и не должно быть при разбирательстве обычных дел.

К числу таких дополнительных этапов относятся: формирование коллегии присяжных  заседателей, постановка вопросов, подлежащих разрешению этой коллегией, напутственное  слово председательствующего судьи, вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей, а также обсуждение юридических последствий такого вердикта.

2.2. Подготовительная часть судебного разбирательства

 

Своеобразие этой части судебного  разбирательства в суде присяжных  заключается в том, что ее образуют два автономных этапа:

начальные процессуальные действия по подготовке судебного разбирательства  и

процессуальные действия по формированию коллегии присяжных.

На первом из этих этапов, как и  в суде без присяжных заседателей, реализуются правила, установленные ст. 261-272 УПК. Но здесь же соблюдаются и некоторые другие правила, диктуемые спецификой разбирательства дел с участием присяжных (см. ст. 327 УПК), а именно:

после доклада о явке сторон, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели;

если их явилось в суд менее  двадцати, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные  заседатели (об этом см. ниже в данном параграфе);

списки кандидатов в присяжные  заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего  адреса вручаются сторонам;5

разъясняя права сторонам, председательствующий помимо прав, которые предоставляются  им в связи с участием в производстве по уголовному делу, должен разъяснить также:

1) право заявить мотивированный  отвод присяжному заседателю;

2) право  подсудимого или его защитника,  государственного обвинителя на  немотивированный отвод присяжного  заседателя, который может быть заявлен каждым из участников дважды;

3) иные права,  предусмотренные нормами, содержащимися  в главе УПК об особенностях  производства в суде присяжных,  а также юридические последствия  неиспользования таких прав.

На втором этапе "работают" правила, обеспечивающие формирование такого состава коллегии присяжных заседателей, который был бы способен вынести по данному делу законный, обоснованный и справедливый вердикт.

Чтобы уверенно ориентироваться в этих правилах, нужно иметь четкое представление о списках, из которых черпаются кандидатуры тех, кто включается в состав присяжных (нередко вместо термина "состав" употребляют другие термины - "коллегия", "скамья", "жюри" и даже "комплект").

Процедура их составления в общих  чертах определена Законом о присяжных заседателях6. В ее основе лежат прежде всего требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели. Таких требований в связи с тем, что отбор должен вестись с использованием методов случайной выборки, этот Закон предусматривает немало.

Присяжными, в частности, не могут  быть лица: не достигшие к моменту  составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или  неснятую судимость; признанные судом  недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. По заявлениям граждан решениями высших исполнительных органов субъектов РФ из списков кандидатов могут исключаться также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Кроме того, из списка кандидатов в присяжные заседатели по просьбе гражданина исключается тот, кто не способен исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; кто достиг возраста 65 лет, а равно лица, занимающие указанные в Законе (см. ст. 7) должности или являющиеся названными в нем представителями профессий (к ним отнесены военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, судебные приставы, работники таможенной службы, адвокаты, нотариусы, частные детективы, а также священнослужители и др.).

Осуществляемый в соответствии с этими требованиями отбор кандидатов в присяжные можно подразделить на несколько этапов, включая те, которые происходят до начала судебного разбирательства по конкретному уголовному делу, т.е. тогда, когда еще составляются списки потенциальных присяжных.

Составление таких списков начинается с определения количества кандидатов в присяжные заседатели, которое  необходимо суду, где возможно рассмотрение уголовных дел с их участием. Делает это председатель соответствующего суда с помощью, естественно, подчиненного ему аппарата, опираясь на сведения о количестве дел, рассмотренных в предыдущем году в данном суде.

О требуемом количестве кандидатов председатель сообщает руководителю высшего исполнительного органа государственной власти края, области, иного субъекта РФ. Последний поручает определить, сколько кандидатов в присяжные должно быть отобрано в каждом муниципальном образовании с учетом числа зарегистрированных там избирателей.7

Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, используя  данные об избирателях, имеющиеся в  информационных ресурсах Государственной  автоматизированной системы РФ "Выборы", отбирают соответствующее количество граждан, отвечающих указанным выше требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели.

Отбор обязательно должен быть случайным: лица, включаемые в списки, не могут  отбираться по каким-то заранее заданным признакам (в зависимости, скажем, от должностного положения кандидата, его возраста, пола, принадлежности к политическим партиям и движениям, вероисповеданиям и т.д.). Случайность отбора обеспечивается специально разработанными компьютерными программами (где есть возможность применения техники такого рода) либо использованием рекомендованных еще в 1993 г. Министерством юстиции РФ методов "ручного" ("рукопашного") отбора присяжных.

После "очистки" составленного  таким образом первоначального  варианта списка от тех, кто не должен быть там, он дополняется и отправляется руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ, который поручает свести воедино все составленные в муниципальных образованиях списки. Затем этот сводный список подписывается данным руководителем и скрепляется печатью. Такой список называется общим списком.

Но одновременно с ним в большинстве  субъектов РФ составляется и запасной список, куда включаются лишь избиратели, живущие в населенном пункте по месту  нахождения соответствующего суда (количество включаемых в него лиц не должно быть более одной четверти от количества лиц, попавших в общий список).

Списки кандидатов в присяжные  заседатели передаются в тот суд, где будет происходить разбирательство  уголовных дел с их участием. Срок действия списков - четыре года. Исключение тех лиц, которые указаны в них, возможно только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.8

Последующий отбор присяжных, которым  предстоит участвовать в разбирательстве  конкретного уголовного дела, происходит после того, как принимается постановление о назначении судебного заседания по данному делу.

На основании такого постановления  секретарь судебного заседания  или помощник издавшего постановление  судьи, пользуясь все теми же методами случайной выборки, отбирает из общего списка то количество кандидатов, которое указано в постановлении, и включает их в список, который в соответствии со ст. 326 УПК называется предварительным списком присяжных заседателей.

В данном списке должны быть указаны  фамилии, имена и отчества, а также домашние адреса отобранных кандидатов. Из числа этих кандидатов судья, который будет председательствовать при разбирательстве дела, вправе исключить по их устному или письменному заявлению, к примеру, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, иных лиц, имеющих уважительные причины для неучастия в судебном заседании (см. ч. 7 ст. 326 УПК).

При этом закон (ч. 5 ст. 326 УПК) акцентирует  внимание на том, что фамилии отобранных кандидатов обязательно должны указываться  не в алфавитном порядке, а "в том порядке, в каком проходила случайная выборка". Это существенная "деталь". На последующих этапах формирования коллегии присяжных, которым будет доверено рассмотрение дела, она сыграет важную роль в обеспечении случайности отбора.

Предварительный список служит решению двух задач:

во-первых, им руководствуются при  рассылке повесток включенным в него кандидатам о вызове в судебное заседание. Повестки такие с указанием дня, часа и места проведения судебного  заседания рассылаются не менее  чем за 7 суток до того, как это заседание начнется;

во-вторых, он (предварительный список) используется при составлении списков  явившихся в суд кандидатов в  присяжные заседатели. В этих списках  не указываются домашние адреса кандидатов, а также фамилии тех из них, которые по каким-то причинам в суд не явились. Вручаются они, как отмечено выше в данном параграфе учебника, в начале судебного заседания обеим сторонам.

Дальнейшие действия по формированию состава коллегии присяжных, как  сказано выше, происходят на втором этапе подготовительной части судебного разбирательства.

И здесь существенное внимание уделяется  как проверке соответствия кандидатов в присяжные тем требованиям, которые предъявляются к ним  по Закону о присяжных заседателях, так и оценке их способности быть объективными и беспристрастными при разбирательстве данного уголовного дела. Другими словами, уделяется внимание также выявлению обстоятельств, которые перечислены в ст. 61 УПК и учитываются при разбирательстве уголовных дел во всех судах.

Соответствие требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям, и отсутствие обстоятельств, говорящих о личной, прямой или косвенной, заинтересованности конкретного кандидата в исходе данного дела, еще не означает того, что он обязательно должно быть включен в состав формируемой коллегии. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ участие граждан в отправлении правосудия является их правом, а не обязанностью. Поэтому при формировании коллегий присяжных подлежат максимальному учету доводы, которые выдвигаются в обоснование своих самоотводов гражданами, вызванными в суд для участия в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных. Присяжный, которого, несмотря ни на что, заставляют (обязывают) выполнять функции судьи, не может осуществлять возложенную на него миссию спокойно, взвешенно и беспристрастно, т.е. так, как это положено делать при отправлении суда правого (правосудия).9

Действия по отбору коллегии присяжных  для разбирательства конкретного  уголовного дела протекают в определенной законом (ст. 328 УПК) последовательности. Многочисленные скрупулезно регламентируемые процессуальные действия, которые должны выполняться на данном этапе судебного разбирательства, для удобства усвоения механизма формирования коллегии присяжных по конкретному уголовному делу целесообразно объединить в несколько групп.

Информация о работе Происхождение суда присяжных и его становление в России