Следователь в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе УПК РФ и иных нормативно-правовых актов осуществить комплексное исследование процессуальной самостоятельности следователя как участника уголовного процесса и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие процессуального статуса следователя по УПК РФ……..5
1.1 Система органов государственной власти РФ, осуществляющих предварительное следствие………………………………………………………5
1.2 Понятие и функции процессуального статуса следователя…….10
2. Процессуальная самостоятельность следователя как элемент процессуального статуса………………………………………………………...15
2.1 Понятие процессуальной самостоятельности и ее реализации на стадии возбуждения уголовного дела………………………………………….15
2.2 Проблемы ограничения процессуальной самостоятельности следователя при производстве предварительного расследования…………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дубяга.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, в настоящее время система следственных органов России достаточно структурирована. Следователи следственных органов осуществляют свои полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законом, другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ.

     Необходимо отметить, что объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от ведомственной принадлежности последнего, они равнозначны для всех следователей всех систем правоохранительных органов и определяются уголовно-процессуальным законом РФ. Каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями законодателя (ст. 6 УПК РФ) о содержании и направлениях его деятельности. Он должен быстро и полно расследовать каждое преступление, установить лиц, виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона. В обязанности следователя входит также принятие мер к обеспечению возмещения причиненного ущерба. Он должен принять меры процессуального характера к пресечению преступной деятельности лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и лиц, причастных к расследуемому преступлению, и т.д.

     Таким образом, независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу следователь осуществляет функции уголовного преследования и государственного принуждения, его долг заключается в охране интересов государства, прав и законных интересов граждан. 

 

      1.2. Понятие и функции процессуального статуса следователя 

     В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации7 (далее -УПК РФ) отсутствует законодательно закрепленное понятие «процессуальный статус». Слово «статус»  переводится с латинского как «положение или  состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «статус» и «положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Наиболее общим образом «статус» можно определить как юридически закрепленное положение какого-либо субъекта.

     В теории уголовного процесса существуют различные подходы  копределению процессуального статуса участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Так, по мнению В.Д. Дармаевой, процессуальный статус следователя представляет собой установленную нормами уголовно-процессуального права совокупность таких элементов, как функция (основное направление деятельности); задачи; полномочия следователя; процессуальная самостоятельность; гарантии законности и обоснованности деятельности; ответственность.8

     М.Б. Эркенов, характеризуя процессуальный статус дознавателя, дает следующее определение: «процессуальный статус дознавателя - совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции, а также роль и место, отводимые этому участнику в уголовном процессе».9

     А.В. Смирнов также полагает, что правовой статус участника судопроизводства - это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции. Далее автор справедливо отмечает, что правовой статус не произволен, а определяется выполняемой участником функцией и не может выходить за ее границы. Так, например, неправомерно возлагать на суд обязанность возбуждать уголовные дела, так как это не согласуется с функцией правосудия, соответствуя функциональным задачам уголовного преследования; нельзя заставлять обвиняемого, подозреваемого или любое другое лицо давать показания против самого себя, ибо подобная обязанность есть принадлежность функции обвинения, а не защиты.10

     Как видно, авторы в целом сходятся во мнении о том, что процессуальный статус представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретного участника судопроизводства, возложенных на него законом.

     В соответствии со ст. 38 УПК РФ, следователь является должностнымлицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

     Понятие процессуального статуса тесно связано с понятием процессуальной функции. В настоящее время в уголовно-процессуальной науке общепринято понимание функций уголовного процесса, как «видов, направлений уголовно-процессуальной деятельности»11. Так, М.С. Строгович отмечал, что при определении понятия процессуальной функции, отправным пунктом должны служить сформулированные в законе основные задачи уголовного судопроизводства, которые определяют главные направления всей уголовно- процессуальной деятельности. Сами функции нельзя смешивать ни с понятием процессуальной стадии, ни с положением отдельных участников уголовного судопроизводства.12

     Существует также подход, связанный с пониманием функции участника уголовного процесса как с определенной разновидностью процессуальных обязанностей субъекта уголовного процесса. Так, М.Л. Якуб определяет уголовно-процессуальную функцию, как основную (ведущую) процессуальную обязанность, в которой проявляется главное назначение и определяется процессуальная роль каждого из участников процесса.13

     Чернышев В.А. приходит к выводу, что все лица, участвующие в деле, осуществляют какое-либо направление деятельности, именуемое функцией. С учетом этого функция - «особый вид специфически направленной на определенный объект одномотивной деятельности, характеризуемой особой морфологической структурой, осуществляемой с целью реализации правовых, криминологических и воспитательных задач уголовного процесса, защиты прав и охраняемых законом интересов личности».14

     А.В. Смирнов под процессуальными функциями понимает направленияпроцессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства.15

     Итак, проанализировав приведенные мнения, можно сделать вывод о том, что процессуальные функции - это виды уголовно-процессуальной деятельности, в которых выражается специальная роль и назначение участников судопроизводства.

     Исходя из анализа процессуального статуса следователя, можно выделить ряд следующих функций:

  • функцию борьбы с преступностью;
  • правозащитную функцию,
  • функцию уголовного преследования.

     Анализируя нормы уголовно-процессуального закона, образующие процессуальный статус следователя, можно выделить следующие права и обязанности указанного должностного лица:

     1) Принимать и проверять сообщение о любом совершенном или 
готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

     2) Возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

  1. Отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
  2. Принимать уголовное дело к своему производству.

     5) Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62 УПК РФ).

     6) Самостоятельно направлять ход расследования.

     7) Принимать решения о производстве следственных и иных 
процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с 
законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).

  1. Возбуждать перед судом с согласия руководителя следственного отдела ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165 УПК).
  2. Задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК).

     10) В пределах своих полномочий избирать обвиняемому или 
подозреваемому меру пресечения (ст. 97 УПК).

     11) Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160, 161 УПК).

     12) Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные 
поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве 
отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о 
задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных 
действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210 УПК).

     13) Самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154 УПК), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155 УПК).

  1. Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159 УПК).
  2. Привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном главой 23 УПК.

     16)  Приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28).

     17)  Прекращать уголовное дело по основаниям ст. 24-28 и других статей УПК РФ.

     18) Представить свои письменные возражения руководителю СО при 
несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38 УПК).

     19) Оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК, а также ряд иных процессуальных полномочий.

     Как видно, следователь наделен обширными процессуальными полномочиями. Однако, как следует из приведенных выше положений, их реализация невозможна без осуществления отлаженного взаимодействия с органами дознания, начальником следственного отдела и органами прокуратуры.

 

     

     2. Процессуальная самостоятельность следователя как элемент

     процессуального статуса 

     2.1. Понятие процессуальной самостоятельности и ее реализация на стадии возбуждения уголовного дела 
 

     Важнейшей составляющей в системе правовых мер по защите органами предварительного следствия конституционных прав и свобод человека и гражданина является обеспечение одного из основополагающих принципов уголовно-процессуального права, на котором основывается стадия предварительного следствия, - процессуальной самостоятельности и независимости следователей. М.С. Строгович, подчеркивая особую роль следователей, писал, что «это наделенные широкими полномочиями деятели российской юстиции, сочетающие в своей деятельности основные процессуальные функции - уголовное преследование или обвинение лиц, совершивших преступления, защиту граждан от неосновательного привлечения к ответственности и разрешение дела по существу»16.

     Следует добавить, что процессуальная самостоятельность и независимость следователя являются не только правовым, но и этическим принципом.

     УПК РФ не содержит понятия «процессуальная самостоятельность следователя». Фактически законодатель закрепляет самостоятельность следователя лишь в ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которой следователь уполномочен возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

     Федеральным законом от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»17 в УПК РФ внесены существенные изменения, направленные на повышение процессуальной самостоятельности следователя. В частности, упразднена процедура согласования с прокурором постановления о возбуждении уголовного дела. Возможность следователя самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 38), несомненно, повышает его процессуальную самостоятельность. При этом именно он несет ответственность за законность и обоснованность принятого решения. Вынесением решения о возбуждении уголовного дела определяется начало предварительного следствия (ч. 2 ст. 162 УПК РФ), а значит, начало уголовного преследования.

Информация о работе Следователь в уголовном процессе