Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе УПК РФ и иных нормативно-правовых актов осуществить комплексное исследование процессуальной самостоятельности следователя как участника уголовного процесса и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие процессуального статуса следователя по УПК РФ……..5
1.1 Система органов государственной власти РФ, осуществляющих предварительное следствие………………………………………………………5
1.2 Понятие и функции процессуального статуса следователя…….10
2. Процессуальная самостоятельность следователя как элемент процессуального статуса………………………………………………………...15
2.1 Понятие процессуальной самостоятельности и ее реализации на стадии возбуждения уголовного дела………………………………………….15
2.2 Проблемы ограничения процессуальной самостоятельности следователя при производстве предварительного расследования…………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...27
Таким образом, в настоящее время система следственных органов России достаточно структурирована. Следователи следственных органов осуществляют свои полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законом, другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ.
Необходимо отметить, что объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от ведомственной принадлежности последнего, они равнозначны для всех следователей всех систем правоохранительных органов и определяются уголовно-процессуальным законом РФ. Каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями законодателя (ст. 6 УПК РФ) о содержании и направлениях его деятельности. Он должен быстро и полно расследовать каждое преступление, установить лиц, виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона. В обязанности следователя входит также принятие мер к обеспечению возмещения причиненного ущерба. Он должен принять меры процессуального характера к пресечению преступной деятельности лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и лиц, причастных к расследуемому преступлению, и т.д.
Таким
образом, независимо от его принадлежности
к какому-либо государственному органу
следователь осуществляет функции уголовного
преследования и государственного принуждения,
его долг заключается в охране интересов
государства, прав и законных интересов
граждан.
1.2. Понятие и функции процессуального
статуса следователя
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации7 (далее -УПК РФ) отсутствует законодательно закрепленное понятие «процессуальный статус». Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «статус» и «положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Наиболее общим образом «статус» можно определить как юридически закрепленное положение какого-либо субъекта.
В теории уголовного процесса существуют различные подходы копределению процессуального статуса участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Так, по мнению В.Д. Дармаевой, процессуальный статус следователя представляет собой установленную нормами уголовно-процессуального права совокупность таких элементов, как функция (основное направление деятельности); задачи; полномочия следователя; процессуальная самостоятельность; гарантии законности и обоснованности деятельности; ответственность.8
М.Б. Эркенов, характеризуя процессуальный статус дознавателя, дает следующее определение: «процессуальный статус дознавателя - совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции, а также роль и место, отводимые этому участнику в уголовном процессе».9
А.В. Смирнов также полагает, что правовой статус участника судопроизводства - это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции. Далее автор справедливо отмечает, что правовой статус не произволен, а определяется выполняемой участником функцией и не может выходить за ее границы. Так, например, неправомерно возлагать на суд обязанность возбуждать уголовные дела, так как это не согласуется с функцией правосудия, соответствуя функциональным задачам уголовного преследования; нельзя заставлять обвиняемого, подозреваемого или любое другое лицо давать показания против самого себя, ибо подобная обязанность есть принадлежность функции обвинения, а не защиты.10
Как видно, авторы в целом сходятся во мнении о том, что процессуальный статус представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретного участника судопроизводства, возложенных на него законом.
В соответствии со ст. 38 УПК РФ, следователь является должностнымлицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Понятие процессуального статуса тесно связано с понятием процессуальной функции. В настоящее время в уголовно-процессуальной науке общепринято понимание функций уголовного процесса, как «видов, направлений уголовно-процессуальной деятельности»11. Так, М.С. Строгович отмечал, что при определении понятия процессуальной функции, отправным пунктом должны служить сформулированные в законе основные задачи уголовного судопроизводства, которые определяют главные направления всей уголовно- процессуальной деятельности. Сами функции нельзя смешивать ни с понятием процессуальной стадии, ни с положением отдельных участников уголовного судопроизводства.12
Существует также подход, связанный с пониманием функции участника уголовного процесса как с определенной разновидностью процессуальных обязанностей субъекта уголовного процесса. Так, М.Л. Якуб определяет уголовно-процессуальную функцию, как основную (ведущую) процессуальную обязанность, в которой проявляется главное назначение и определяется процессуальная роль каждого из участников процесса.13
Чернышев В.А. приходит к выводу, что все лица, участвующие в деле, осуществляют какое-либо направление деятельности, именуемое функцией. С учетом этого функция - «особый вид специфически направленной на определенный объект одномотивной деятельности, характеризуемой особой морфологической структурой, осуществляемой с целью реализации правовых, криминологических и воспитательных задач уголовного процесса, защиты прав и охраняемых законом интересов личности».14
А.В. Смирнов под процессуальными функциями понимает направленияпроцессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства.15
Итак, проанализировав приведенные мнения, можно сделать вывод о том, что процессуальные функции - это виды уголовно-процессуальной деятельности, в которых выражается специальная роль и назначение участников судопроизводства.
Исходя из анализа процессуального статуса следователя, можно выделить ряд следующих функций:
Анализируя нормы уголовно-процессуального закона, образующие процессуальный статус следователя, можно выделить следующие права и обязанности указанного должностного лица:
1) Принимать
и проверять сообщение о любом совершенном
или
готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК
РФ).
2) Возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146 УПК РФ).
5) Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62 УПК РФ).
6) Самостоятельно направлять ход расследования.
7) Принимать
решения о производстве следственных
и иных
процессуальных действий, за исключением
случаев, когда в соответствии с
законом требуется получение судебного
решения или согласия руководителя СО
(п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).
10) В
пределах своих полномочий избирать обвиняемому
или
подозреваемому меру пресечения (ст. 97
УПК).
11) Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160, 161 УПК).
12) Давать
органу дознания обязательные для исполнения
письменные
поручения о проведении оперативно-розыскных
мероприятий, производстве
отдельных следственных действий, об исполнении
постановлений о
задержании, приводе, об аресте, о производстве
иных процессуальных
действий, а также получать содействие
при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7
ст. 164, 210 УПК).
13) Самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154 УПК), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155 УПК).
16) Приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28).
17) Прекращать уголовное дело по основаниям ст. 24-28 и других статей УПК РФ.
18) Представить
свои письменные возражения руководителю
СО при
несогласии с требованиями прокурора
об устранении нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе предварительного
следствия (ч. 3 ст. 38 УПК).
19) Оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК, а также ряд иных процессуальных полномочий.
Как видно, следователь наделен обширными процессуальными полномочиями. Однако, как следует из приведенных выше положений, их реализация невозможна без осуществления отлаженного взаимодействия с органами дознания, начальником следственного отдела и органами прокуратуры.
2. Процессуальная самостоятельность следователя как элемент
процессуального
статуса
2.1.
Понятие процессуальной самостоятельности
и ее реализация на стадии
возбуждения уголовного дела
Важнейшей составляющей в системе правовых мер по защите органами предварительного следствия конституционных прав и свобод человека и гражданина является обеспечение одного из основополагающих принципов уголовно-процессуального права, на котором основывается стадия предварительного следствия, - процессуальной самостоятельности и независимости следователей. М.С. Строгович, подчеркивая особую роль следователей, писал, что «это наделенные широкими полномочиями деятели российской юстиции, сочетающие в своей деятельности основные процессуальные функции - уголовное преследование или обвинение лиц, совершивших преступления, защиту граждан от неосновательного привлечения к ответственности и разрешение дела по существу»16.
Следует добавить, что процессуальная самостоятельность и независимость следователя являются не только правовым, но и этическим принципом.
УПК РФ не содержит понятия «процессуальная самостоятельность следователя». Фактически законодатель закрепляет самостоятельность следователя лишь в ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которой следователь уполномочен возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Федеральным законом от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»17 в УПК РФ внесены существенные изменения, направленные на повышение процессуальной самостоятельности следователя. В частности, упразднена процедура согласования с прокурором постановления о возбуждении уголовного дела. Возможность следователя самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 38), несомненно, повышает его процессуальную самостоятельность. При этом именно он несет ответственность за законность и обоснованность принятого решения. Вынесением решения о возбуждении уголовного дела определяется начало предварительного следствия (ч. 2 ст. 162 УПК РФ), а значит, начало уголовного преследования.