Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:29, шпаргалка
Сущность П.Н. состоит в том, что;
1.П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2.П.Н. осуществляется от имени государства.
3.П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4.П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Можно выделить 2 стороны проявления этого принципа:
1) внешняя
Прокуроры при осуществлении надзора не подчиняют себе никакие органы, организации, должностных лиц.
Характерный способ действия
прокурора – выявление
2) внутренняя
Существуют определённые гарантии независимости прокуроров (они закреплены в законе) – они характеризуют внутреннюю сторону проявления принципа независимости прокуратуры: прокуроры при осуществлении надзора никому не подчиняются, кроме вышестоящего прокурора и ген. прокурора.
К гарантиям независимости прокуроров относятся следующие запреты:
1) прокуроры не могут быть членами выборных органов, которые образуются органами
гос. власти или местного самоуправления
В советское время такого положения не существовало
2) прокуроры не могут являться членами (принимать участие в деятельности) общественных объединений, имеющих политические цели
3) прокуроры не могут работать по совместительству (исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность).
Установлено требование о недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры со стороны гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и частных лиц.
Предусмотрена ответственность:
п.17.7 КоАП предусматривает
10. Принцип
централизма и единства в
Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. Централизация органов прокуратуры самым тесным образом связана с единством прокурорского надзора и вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, что невозможно обеспечить без руководства из единого центра. Исходя из принципа централизации, каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров. Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура — единая федеральная система территориальных, специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру — Генеральной прокуратуре РФ.
В этом проявляется принцип единства прокурорского надзора. Единство прокурорского надзора выражается в единстве принципов организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по реагированию на правонарушения. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства под руководством Генерального прокурора РФ. Единство прокурорской системы находит свое выражение также и в установлении единого срока полномочий для всех прокуроров. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию, основным направлением надзорной деятельности прокуратуры. Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоначалии, сущность которого заключается в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Единоначалие в прокурорском надзоре выражается и в том, что все приказы и указания вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора. Все прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые единолично решают вопросы, вытекающие из практической деятельности данной прокуратуры, осуществляют единоначалие в руководстве ею.
Формы руководства
деятельностью прокуратуры
Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый -- это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй -- управление внутри конкретного органа.
Единоначалие выражается
в руководстве как
Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности. Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт. Коллегиальность проявляется:
прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.
Коллегии прокуратуры – это совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.
.
Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны располагать соответствующими полномочиями. Эти полномочия специфические: сугубо надзорные.
Компетенция -- своеобразный аналог правоспособности. Обе эти категории характеризуют правовое положение субъектов в обществе и государстве. Но имеется существенное различие в их содержании. Тогда как правоспособность есть только признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь права и нести обязанности, компетенция включает в себя реальные полномочия, предоставленные государством его органам.
Следует выделить три вида компетенции:
1. Общая компетенция относится к прокуратуре в целом. Она определяется ст. 1, 2, 9 и др. Закона о прокуратуре Российской Федерации и включает в себя всю совокупность предоставляемых ей полномочий.
2. Компетенция отдельных
видов прокуратур: территориальной,
военной, транспортной, природоохранной
и прокуратуры при
3. Индивидуальная компетенция присуща каждому прокурорскому органу в отдельности. При осуществлении надзора за исполнением законов участником возникающих при этом отношений является не вся прокуратура или ее отдельный вид, а конкретный прокурорский орган. Для этого данный орган должен выступать как субъект права, т. е. обладать особой индивидуальной компетенцией, обеспечиваемой четким разграничением полномочий между различными прокуратурами.
Разграничение компетенции между ними проводится по предметным полномочиям.
Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:
1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)
2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)
Основные полномочия:
1) предметные
Они определяют:
2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них
3) отраслевые
В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.
По степени власти полномочия подразделятся на:
1) властные полномочия
Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)
2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).
Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:
Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.
3) полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.
В ФЗ «О прокуратуре» и других актах принята следующая формулировка: «органы прокуратуры действуют в пределах своей компетенции».
Существуют ограничения компетенции:
1) по кругу поднадзорных субъектов
2) по кругу проверяемых законодательных актов
Круг
органов, которые поднадзорны
1) федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы)
2) органы власти и управления субъектов РФ (т.е. представительные органы гос. власти, органы контроля)
3) должностные лица, органы правления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций
4) должностные лица, которые действуют от своего имени, т.е. являются выразителями собственной компетенции (например, государственный инспектор по труду)
5) общественные объединения, организации, преследующие политические цели – в той мере, в какой их деятельность регулируется законом
6) граждане, возможно, это вызвано многочисленностью населения страны. Прокуратура не в состоянии надзирать за соблюдением законности каждым гражданином, да в этом и нет необходимости. Надзор должен осуществляться только за теми гражданами, в отношении которых имеются сведения о совершении правонарушений, и если эта информация подтверждается, прокуроры должны принять меры по устранению последствий, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов, привлечению виновных лиц к ответственности.
В государстве есть ряд органов, не поднадзорных прокуратуре – высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент).
Являются ли действия Правительства поднадзорными прокуратуре? Это спорный вопрос. Генеральный прокурор должен сообщить Президенту о выявленных нарушениях в действиях Правительства. Обычными средствами прокурорского надзора генеральный прокурор в этом случае реагировать не может.
Ограничения
компетенции прокуратуры по кругу
проверяемых законодательных
Существует правило: если требования поднадзорных актов детализируют содержание норм закона, то исполнение таких актов прокуратура должна проверять.