Шпаргалки по "Прокурорскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Сущность П.Н. состоит в том, что;
1.П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2.П.Н. осуществляется от имени государства.
3.П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4.П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

прокнадзор.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

 Согласно п. 1 ст. 1 Закона  о прокуратуре Российской федерации  Генеральный прокурор и подчиненные  ему прокуроры осуществляют надзор  за исполнением законов, действующих  на территории РФ, т. е. Конституции  РФ, законов, принятых Федеральным Собранием и подписанных Президентом, а также конституций, уставов субъектов РФ, законов, принятых их законодательными органами. Надзор за исполнением всех других нормативных актов выходит за пределы компетенции прокуратуры.

В литературе высказано суждение, что прокуратура не надзирает за исполнением указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства России, поскольку это не законы, а подзаконные акты. Контроль за их исполнением должен осуществляться администрацией Президента и Правительства РФ. Правда, делается оговорка, что прокуратура должна надзирать за исполнением, если эти акты сформулированы неконкретно, бланкетно, отсылочно.

 

14. Понятие  полномочий прокуроров, их видовая  характеристика.

Полномочия  прокурора – система прав и обязанностей прокурора по осуществлению возложенных на прокуратуру задач и функций, закрепленная в К РФ, законе о П, иных ФЗ и нпа Ген прокуратуры РФ.

Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:

1) основные  полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)

2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные  полномочия:

1) предметные 

Они определяют:

  • круг поднадзорных прокуратуре субъектов
  • какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора

2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них

3) отраслевые 

В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.

По  степени власти полномочия подразделятся  на:

1) властные полномочия

Они характеризуются  тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному  исполнению. Это полномочия по выявлению  нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)

2) ограниченно  властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).

Только в  ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:

  • надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  • надзор за исполнением наказания.

Здесь прокурор своими действиями может устранить  нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.

3) полномочия, не содержащие власти (невластные  полномочия)

Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.

 

 

15. Обязательность  требований прокуроров, меры ответственности за их неисполнение.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора –  требования прокурора, вытекающие из его  полномочий по осуществлению надзора  за соблюдением К и исполнением  законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

Выражается  в том, что закон, наделяя прокурора  широкими полномочиями по осуществлению  надзорных функций, предусматривает  соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное  лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.

Закон о П  предусматривает право прокурора  требовать от руководителей и  других должностных лиц выделения  специалистов для выяснения возникших  в ходе надзорной деятельности тех  или иных вопросов. Это требование обязательно для всех, кому оно адресовано. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Умышленное  неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соотв. Со ст. 17.7 КоАП административную ответственность.

 

16. Разграничение  компетенции между тер и спец  прокуратурами (общая характеристика).

Основным  критерием является круг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы. В ФЗ не содержится критериев.

Критерии содержатся в ведомственных актах генерального прокурора – Приказ генерального прокурора № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и приравненных к ним, военных и других специализированных прокуратур».

Наиболее широкой  компетенцией обладает территориальная  прокуратура (всё, что не относится  к компетенции специализированных прокуратур, принадлежит территориальным прокуратурам). Ее компетентность не распространяется только на те субъекты, которые входят в сферу деятельности специализированных прокуратур. Надзорные функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граждан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзирают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют свои функции в сравнительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная — в транспортных, природоохранная — в организациях, тесно связанных с охраной природы; прокуратура при исполнительных учреждениях — в данных учреждениях.

Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. Например, на территории одной области, края, республики осуществляют свои полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, — виды субъектов за соблюдением законности которыми они надзирают.

При определении  компетенции транспортной прокуратуры  имеет значение место совершения правонарушений. Если они совершены на территории транспортных предприятий (на вокзалах, пристанях, платформах, в полосе железных дорог и т. д.), то независимо от категории правонарушителей меры по их выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности принимают транспортные прокуроры. 

Деятельность природоохранной прокуратуры связана с обеспечением строгого и точного исполнения природоохранного законодательства, направленного на создание благоприятной экологической обстановки в стране. Перед государством и обществом возникла сложная задача: предотвратить экологическую катастрофу, сохранить на Земле животный и растительный мир.

К компетенции  этой прокуратуры относится надзор за исполнением законов прежде всего  природоохранными органами государственного управления, различными инспекциями, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службой и т. д. Необходимо активизировать их деятельность по борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, усилить надзор за исполнением последнего руководством заводов, фабрик, комбинатов и других предприятий, представляющих повышенную опасность для окружающей природной среды.

 

 

17. Разграничение  компетенции между вышестоящими  и нижестоящими прокуратурами.

В системе органов  прокуратуры есть разные уровни:

  • генеральная прокуратура
  • прокуратуры субъектов федерации
  • районные, городские прокуратуры и приравненные к ним.

Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре».

В Законе о прокуратуре  Российской Федерации не содержится каких-либо указаний о разграничении полномочий между вышестоящими и нижестоящими органами. Отдельные предписания имеются в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах. Они определяют полномочия прокуроров областей, краев по опротестованию приговоров, решений, вступивших в законную силу (ст. 371 УПК, ст. 320 ГПК), предоставляют им право участвовать в заседаниях судебно-надзорных инстанций. Прокуроры районов, городов (за исключением прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга) подобными полномочиями не располагают. Они могут опротестовать приговоры и решения, не вступившие в законную силу, и участвовать в их рассмотрении кассационными инстанциями.

Генеральный прокурор в пределах выделенных штатов определяет структуру прокуратур, правовое положение  структурных подразделений прокуратур, т.е. в общем распоряжается штатами. Некоторыми полномочиями по определению  штатной численности обладают прокуроры  субъектов РФ. Нижестоящие прокуроры могут вносить предложения по изменению штатной численности.

Например: администрация  области (Правительство) расположена  на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить  в ней проверки.

Основным критерием разграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Территориальный признак не может быть положен  в основу разграничения полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокурорами, ибо территория второго входит в состав территории первого.

Применяется принцип  соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.

Прокурор района надзирает за ОМСУ, прокурор субъекта РФ – органами гос власти субъекта, ген прокурор – за фед органами гос власти.

В ряде случае вышестоящая  прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым  прокурорам.

Делегирование может быть:

1) разовое - Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда)

2) постоянное - Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому).

Основное  правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов.

Это принцип  влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться.

 

 

 

18. Разграничение  компетенции между одинаковыми  по своему правовому положению прокурорскими органами.

В законодательстве нет критериев.

В основу такого разграничения положен территориальный признак. Выделим четыре территориальных признака (главный и дополнительные), на основе которых происходит разграничение их полномочий. Главный — статус административно-территориальной единицы, в границах которой прокурорский орган осуществляет свои полномочия. Административно-территориальная единица представляет собой управляемую часть территории (район, область, край, республика в составе РФ), где наряду с различными государственными органами учреждаются и органы прокуратуры. Каждый прокурорский орган выполняет свои функции на закрепленной за ним административной территории. Прокурор района реализует полномочия на территории района, прокурор города — на территории города, прокурор области — на территории области и т.д. В соответствии с закрепленными за ними административно-территориальными образованиями происходит и наименование прокуратур.

По общему правилу, за каждым прокурорским органом закрепляется одно такое образование. Но иногда допускается исключение: за одним органом может быть закреплено несколько административно-территориальных единиц — два района, район и город. Такие прокуратуры, именующиеся межрайонными, образуются в небольших по численности населения районах, городах, где ввиду незначительного объема работы нецелесообразно создавать отдельный прокурорский орган. Однако необходимо соблюдать одно условие, а именно: эти небольшие административные единицы должны располагаться близко друг от друга, иметь общие границы. Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура.

Информация о работе Шпаргалки по "Прокурорскому надзору"