Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:29, шпаргалка
Сущность П.Н. состоит в том, что;
1.П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2.П.Н. осуществляется от имени государства.
3.П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4.П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона
о прокуратуре Российской
В литературе высказано суждение, что прокуратура не надзирает за исполнением указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства России, поскольку это не законы, а подзаконные акты. Контроль за их исполнением должен осуществляться администрацией Президента и Правительства РФ. Правда, делается оговорка, что прокуратура должна надзирать за исполнением, если эти акты сформулированы неконкретно, бланкетно, отсылочно.
14. Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика.
Полномочия прокурора – система прав и обязанностей прокурора по осуществлению возложенных на прокуратуру задач и функций, закрепленная в К РФ, законе о П, иных ФЗ и нпа Ген прокуратуры РФ.
Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:
1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)
2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)
Основные полномочия:
1) предметные
Они определяют:
2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них
3) отраслевые
В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.
По степени власти полномочия подразделятся на:
1) властные полномочия
Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)
2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).
Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:
Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.
3) полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.
15. Обязательность требований прокуроров, меры ответственности за их неисполнение.
Принцип обязательности исполнения указаний прокурора – требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением К и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.
Выражается
в том, что закон, наделяя прокурора
широкими полномочиями по осуществлению
надзорных функций, предусматривает
соответствующие правовые средства
юридического принуждения в случаях,
когда гражданин или
Закон о П
предусматривает право
Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соотв. Со ст. 17.7 КоАП административную ответственность.
16. Разграничение
компетенции между тер и спец
прокуратурами (общая
Основным критерием является круг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы. В ФЗ не содержится критериев.
Критерии содержатся
в ведомственных актах
Наиболее широкой
компетенцией обладает территориальная
прокуратура (всё, что не относится
к компетенции
Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. Например, на территории одной области, края, республики осуществляют свои полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, — виды субъектов за соблюдением законности которыми они надзирают.
При определении компетенции транспортной прокуратуры имеет значение место совершения правонарушений. Если они совершены на территории транспортных предприятий (на вокзалах, пристанях, платформах, в полосе железных дорог и т. д.), то независимо от категории правонарушителей меры по их выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности принимают транспортные прокуроры.
Деятельность природоохранной прокуратуры связана с обеспечением строгого и точного исполнения природоохранного законодательства, направленного на создание благоприятной экологической обстановки в стране. Перед государством и обществом возникла сложная задача: предотвратить экологическую катастрофу, сохранить на Земле животный и растительный мир.
К компетенции этой прокуратуры относится надзор за исполнением законов прежде всего природоохранными органами государственного управления, различными инспекциями, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службой и т. д. Необходимо активизировать их деятельность по борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, усилить надзор за исполнением последнего руководством заводов, фабрик, комбинатов и других предприятий, представляющих повышенную опасность для окружающей природной среды.
17. Разграничение
компетенции между
В системе органов прокуратуры есть разные уровни:
Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре».
В Законе о прокуратуре Российской Федерации не содержится каких-либо указаний о разграничении полномочий между вышестоящими и нижестоящими органами. Отдельные предписания имеются в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах. Они определяют полномочия прокуроров областей, краев по опротестованию приговоров, решений, вступивших в законную силу (ст. 371 УПК, ст. 320 ГПК), предоставляют им право участвовать в заседаниях судебно-надзорных инстанций. Прокуроры районов, городов (за исключением прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга) подобными полномочиями не располагают. Они могут опротестовать приговоры и решения, не вступившие в законную силу, и участвовать в их рассмотрении кассационными инстанциями.
Генеральный прокурор
в пределах выделенных штатов определяет
структуру прокуратур, правовое положение
структурных подразделений
Например: администрация области (Правительство) расположена на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить в ней проверки.
Основным критерием разграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти.
Территориальный признак не может быть положен в основу разграничения полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокурорами, ибо территория второго входит в состав территории первого.
Применяется принцип соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.
Прокурор района надзирает за ОМСУ, прокурор субъекта РФ – органами гос власти субъекта, ген прокурор – за фед органами гос власти.
В ряде случае вышестоящая прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым прокурорам.
Делегирование может быть:
1) разовое - Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда)
2) постоянное - Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому).
Основное правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов.
Это принцип влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться.
18. Разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.
В законодательстве нет критериев.
В основу такого
разграничения положен территор
По общему правилу,
за каждым прокурорским органом закрепляется
одно такое образование. Но иногда допускается
исключение: за одним органом может быть
закреплено несколько административно-