Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:21, курсовая работа
Решение вопросов связанных с: регулированием ситуации занятости, оценки и прогнозы процессов трудоустройства, измерения взаимосвязи между занятостью, доходом и другими категориями уровня жизни, изучения динамики производительности труда в ЦФО требует скоординированной политики государства и принятия решений на федеральном уровне, поскольку рынок труда представляет собой важное звено.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие рынка труда и его составляющие…………………………...5
1.1 Понятие рынка труда и рабочей силы……………………………………..5
1.2 Формирование трех составляющих рынка труда в период становления социального государства…………………………………………………………6
Глава 2. Анализ рынка труда Центрального федерального округа…………8
2.1 Краткая характеристика ЦФО……………………………………………...8
2.2 Структура занятости рынка труда ЦФО с 2000 по 2014 год……………..8
2.3 Безработица на рынке труда ЦФО с 2000 по 2014 год………………….12
Глава 3. Федеральные программы, способствующие развитию рынка труда Центрального федерального округа с 2000 по 2014 год………………………15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..25
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения РФ по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2006 года (рис 2): численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2006г. составила 75 млн. человек, или более 50,9% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ.
рис 2
По сравнению с июлем 2007г. численность занятого населения увеличилась на 384 тыс. человек или на 0,5%, численность безработных за этот период уменьшилась на 341 тыс. человек или на 6,8%. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины.
По данным ведомства, в августе 2007г. в банке вакансий насчитывалось более 204,7 тыс. предложений от работодателей. Более 15 тыс. предложений имеется для подсобных рабочих. На втором месте по востребованности - профессия водителя автотранспорта. Для специалистов в этой сфере работодатели могут предложить 10,4 тыс. вакансий. Кроме того, в банке вакансий имеется 7 тыс. предложений для уборщиков, 6,4 тыс. предложений для слесарей, 5,1 тыс. - для каменщиков, 4,5 тыс. - для поваров. Городским организациям также требуется около 5,3 тыс. инженеров, 3,5 тыс. милиционеров, 5,5 тыс. грузчиков и 3 тыс. продавцов.
С другой стороны, на учете департамента занятости города, по состоянию на 28 августа, состоит 58,9 тыс. безработных жителей столицы и число их продолжает увеличиваться. В свете этой проблемы столичными властями было принято решение направить в следующем году 7,1 млрд руб. на борьбу с безработицей.
Такие данные приводятся в программе содействия занятости населению Москвы на 2011 год, которая была рассмотрена на заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям. Согласно проекту программы, это должно позволить удержать уровень безработицы в столице в пределах 1,4%. Проект программы содержит прогноз развития рынка труда на будущие года в трех вариантах: оптимистическом, реалистическом и пессимистическом. Расчет целевых показателей, а также средств на реализацию программы сделан исходя из реалистического прогноза.
Согласно целевым показателям, в следующем году 320 тыс. москвичей обратятся в службу занятости. 175 тыс. граждан будут трудоустроены, из них на общественные и временные работы - 80,9 тыс. Программа направлена и на оптимизацию численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, а также на совершенствование форм и методов работы по регулированию трудовой миграции. Отметим, что столичные власти приняли решение сократить квоту на привлечение иностранной рабочей силы в следующем году до 250 тысяч.
Между тем председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы Игорь Антонов ожидает резкое сокращение численности трудоспособного населения и рост безработицы в 2010г. в городе. "Снижение численности трудоспособного населения приведет к росту безработицы. К 2011г. количество занятых москвичей сократится на 240 тыс. человек, соответственно, на такую же цифру увеличится число иждивенцев", - сказал И.Антонов.
По его словам, в Москве сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии, а также продолжатся процессы естественной убыли населения, что обусловлено его возрастной структурой. При этом тенденция роста рождаемости в городе сохранится. Согласно прогнозу развития города, в 2010г. население столицы должно увеличиться на 30 тыс. человек. При этом в 2008г. в Москве постоянно проживало 10 млн 489 тыс. человек, а в 2009г. в городе зарегистрировано 10 млн 527 тыс. жителей.
Чтобы говорить о наиболее востребованных профессиях на сегодняшний день, достаточно открыть Job-сайты. Количество открытых вакансий, которое можно наблюдать несравнимо больше, чем в кризисные периоды. В начале 2014 года РБК.Рейтинг совместно с проектом «Улов-Умов» (поисковая система по вакансиям и резюме) решили выяснить, какие вакансии в Москве в настоящее время являются самыми распространенными. Основной задачей было определить те сферы деятельности, в которых наиболее сильно ощущается дефицит «рабочих рук» (рис 3).
Рис 3
«Менеджер по продажам - вечная вакансия в любой период, будь то кризис или экономический подъем. Это неудивительно - маленький офис, минимум затрат, а на выходе могут быть большие и живые деньги. Причем вакантные места сохраняются несмотря на то, что зарплата у менеджера по продажам варьируется от 30 до 50 тысяч рублей» - отметила в интервью РБК.Рейтинг Генеральный директор 3R Recruitment Company Елена Зажигалина.
Какие же профессии будут "на коне" в 2014 -2017 годах?
1. Квалифицированные рабочие. Зде
2. Врачи. Медики в России пребывают в постоянном дефиците, поэтому рынок труда с радостью готов впитать в себя новых работников, причем, неважно, какой специализации. Нужны все. Больше всего платят стоматологам - средняя зарплата в Москве у них 80 000 рублей.
3. Инженеры. Толковые специалисты этого профиля тоже нужны всегда. И стагнация экономики и производства, которая наблюдалась в России в 2013 году, здесь вовсе не помеха. Квалифицированные инженеры нужны рынку, как воздух, - и в производстве, и в строительстве. В Москве они получают в среднем 70 000 рублей.
4. Программисты. Интерес рынка не ослабевает и к этим специалистам технического профиля. Они по-прежнему востребованы. И что немаловажно - дефицитны. В Москве хороший программист может выручить в среднем 90 000 рублей.
5. Топ-менеджеры. Речь идет о руководстве высшего звена: генеральных директорах, директорах крупных холдингов, коммерческих директорах, менеджерах по развитию и по продажам. Хоть спрос на таких руководителей в последнее время несколько и снизился, однако они все равно остаются востребованным и наиболее высокооплачиваемым персоналом. Зарплаты говорят сами за себя: в Москве топ-менеджеры зарабатывают в среднем 220 000 рублей. Большая часть их дохода состоит из бонусов.
2.3 Безработица на рынке труда ЦФО с 2000 по 2012 год
Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую силу. В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу.
В зависимости от причин, вызвавших безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода работника с одного предприятия на другое.
Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, в конечном счете, в структуре спроса на определенные виды конкретного труда.
Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще. Она обусловлена общим спадом производства товаров и услуг.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения РФ по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2006 года (рис 4): численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2006г. составила 79,5 млн. человек, или более 55,9% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 73,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,3 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
рис 4
Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2005 года она составляла 9.8%, в настоящее время — около 5.3%. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года, к лету 2014 г. наблюдается небольшой спад. Уровень безработицы на январь 2014 года по данным Федеральной службы государственной статистики составляет 5.6%. При расчете безработицы учитывается численность экономически активного населения, которая на январь 2014 года составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В таблице (рис 5) ниже отражена экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет в процентах на конец каждого года в Центральном федеральном округе. Самая низкая безработица на протяжении последнего десятилетия остается в Москве, на конец 2012 года менее 1%.
В настоящее время в России распространена частичная занятость, когда работник трудится не 40, а 18 часов в неделю.
По данным Росстата, уровень регистрируемой безработицы в ЦФО - один из самых низких по стране. В первом квартале 2011 года доля "официальных" безработных в общей численности экономически активного населения ЦФО составила 4,3 процента. В среднем по РФ этот показатель равен 7,1 процента. В то же время в абсолютном выражении среднемесячная численность безработных в первом квартале года в округе была самой значительной - на 16 процентов больше общероссийской.
2.4 Федеральные программы, поспособствовавшие развитию рынка труда Центрального федерального округа в период с 2000 по 2012 год
В 1997 году в экономике наметились позитивные тенденции. Снизились темпы инфляции, начался рост реальной заработной платы. Впервые за последние 7 лет темпы роста объема произведенного валового внутреннего продукта составили 100,4 процента по отношению к прошлому году. Однако эта тенденция пока не повлияли на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны:
-с падением объемов производства в предыдущие годы;
-со структурными изменениями производств в пользу сырьевых отраслей, формирующих лишь около 20 процентов спроса на рабочую силу;
-с приватизацией и акционированием, которые вынуждают администрацию сокращать численность занятых и не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства.
1. Федеральная целевая программа
"МОЛОДЕЖЬ РОССИИ (2001 – 2005 годы)"
Государственный заказчик-координатор программы – Министерство образования и науки Российской Федерации.
Цель данной программы: создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества.
Сроки реализации: 2001 – 2005.
Основные мероприятия программы: воспитание гражданственности и патриотизма; подготовка молодых людей к военной службе; подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи; создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян и т.д.
Общий объем финансирования программы - 4034,89 млн. рублей, в том числе 334,89 млн. рублей - из федерального бюджета; 3680,3 млн. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации; 19,7 млн. рублей - из внебюджетных источников. Ежегодные объемы финансирования Программы из федерального бюджета определяются в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий год. (см. таблицы в приложении)
2. Концепция действий на рынке труда в ЦФО на 2008-2010 годы предусматривала следующие основные направления:
- совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
-обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
-развитие кадрового потенциала;
-оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.
В 2009 году опережающее профессиональное обучение прошли 216 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. В общественных работах, временного трудоустройства и стажировки с целью получения опыта работы приняли участие 2 млн. человек. В 2009 году было заключено 127,7 тыс. договоров с гражданами, которые решили открыть собственное дело. В 2009 году всего 10,9 тыс. человек переехали в другую местность с целью трудоустройства.
3. Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году (Правительство РФ):
-опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников;
-стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, которая в 2010 году будет увеличена до 6 месяцев.
-содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Главное отличие - за каждого трудоустроенного безработного гражданина предприниматель будет получать выплату в размере 58,8 тыс. рублей на дополнительно созданное рабочее место.
-оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
По сравнению с августом в сентябре на 15 тысяч увеличилось количество людей, которые прошли курсы опережающего профессионального обучения. Мероприятие работает для находящиеся под угрозой увольнения (то есть вынужденных трудиться неполный рабочий день, идти в отпуск без сохранения заработной платы или попавших под сокращение). Всего на 1 октября, за счет государства, получили новую или смежную специальность или повысили квалификацию 96,1 тысячи человек.
Информация о работе Анализ рынка труда Центрального федерального округа на период с 2000 по 2012 год