Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:21, курсовая работа
Решение вопросов связанных с: регулированием ситуации занятости, оценки и прогнозы процессов трудоустройства, измерения взаимосвязи между занятостью, доходом и другими категориями уровня жизни, изучения динамики производительности труда в ЦФО требует скоординированной политики государства и принятия решений на федеральном уровне, поскольку рынок труда представляет собой важное звено.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие рынка труда и его составляющие…………………………...5
1.1 Понятие рынка труда и рабочей силы……………………………………..5
1.2 Формирование трех составляющих рынка труда в период становления социального государства…………………………………………………………6
Глава 2. Анализ рынка труда Центрального федерального округа…………8
2.1 Краткая характеристика ЦФО……………………………………………...8
2.2 Структура занятости рынка труда ЦФО с 2000 по 2014 год……………..8
2.3 Безработица на рынке труда ЦФО с 2000 по 2014 год………………….12
Глава 3. Федеральные программы, способствующие развитию рынка труда Центрального федерального округа с 2000 по 2014 год………………………15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..25
За девять месяцев этого года на субсидию в 58,8 тысячи рублей собственное дело организовали 136,5 тысячи теперь уже бывших безработных. При этом предпринимателями в этом году создано 42,7 тысячи дополнительных рабочих мест, на которые были приняты безработные.
4. Программа дополнительных мероприятий на рынке труда на 2011 г:
Общественные и временные работы развернуты только для жителей монопрофильных населенных пунктов, а также для находящихся под угрозой увольнения работников градо- и системообразующих предприятий.
Воспользоваться мерой по опережающему профессиональному обучению смогли: работники предприятий, осуществляющих модернизацию и реструктуризацию производства; работники предприятий, планирующих высвобождение работников, для трудоустройства на других предприятиях; работники системообразующих и градообразующих предприятий.
Особое внимание было уделено реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан (открытие безработными собственного дела). Государство продолжало выделять субсидии по 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела и каждое созданное рабочее место для безработного гражданина. Оказывалась поддержка выпускникам школ и вузов. Молодые люди прошли стажировку на реальных рабочих местах. Те, кто пожелал переехать в другой регион с целью трудоустройства, также получали помощь. Государство продолжало компенсировать расходы переезжающим (расходы на наем жилья, проезд и др.).
5. Развитие малого предпринимательства в будущем до 2020 года
Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Современный малый бизнес, динамично развивающийся, обеспечивает поддержание конкурентных начал в экономике, а следовательно, создание новых (более эффективных и производительных) рабочих мест.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, к 2020 году необходимо увеличить показатель занятости населения в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) до 50 %. При этом значительная часть малого бизнеса должна быть сосредоточена в секторе интеллектуального и творческого труда, работающем на глобальном рынке, экспортирующем свои продукты и услуги.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которые предусматривают повышение ставки страховых взносов, предназначенных для формирования пенсионных прав граждан, и обеспечение социальных выплат для индивидуальных предпринимателей вдвое. В первом квартале 2013 года это привело к массовому сокращению числа индивидуальных предпринимателей на всей территории Российской Федерации. В регионах округа данное сокращение составило от 10 до 15%.
По данным Росстата, в Центральном федеральном округе на 1 января 2014 года зарегистрировано 75,2 тыс. субъектов малого предпринимательства, что составляет 32,1% от занятых в секторе МСП в Российской Федерации в целом. Число замещенных рабочих мест (работников) – 2021,6 тыс. (31,3% к итогу по России), инвестиции в основной капитал – 105,3 млрд. рублей (27,1 % к итогу по России), оборот малых предприятий составил 5952,8 млрд. Рублей.
Деятельность малых предприятий в 2013 году
(без микропредприятий)
Число |
Численность |
Оборот, млн.рублей |
Инвестиции | |
Российская Федерация |
234,5 |
6452,5 |
15719451,6 |
388458,6 |
Центральный федеральный округ |
75,2 |
2021,6 |
5952823,6 |
105315,0 |
Белгородская область |
2,8 |
73,0 |
145680,0 |
5027,7 |
Брянская область |
1,6 |
47,0 |
98679,4 |
2170,4 |
Владимирская область |
2,9 |
75,5 |
127019,3 |
3895,1 |
Воронежская область |
3,8 |
156,6 |
212849,3 |
18542,3 |
Ивановская область |
2,2 |
69,3 |
112451,9 |
5783,4 |
Калужская область |
1,9 |
59,1 |
107349,4 |
2295,4 |
Костромская область |
1,1 |
34,1 |
49190,0 |
1191,2 |
Курская область |
1,4 |
41,3 |
77702,2 |
2516,6 |
Липецкая область |
1,7 |
59,5 |
102693,8 |
9530,6 |
Московская область |
11,8 |
302,5 |
762760,9 |
14814,0 |
Орловская область |
1,2 |
33,7 |
51791,0 |
871,5 |
Рязанская область |
2,1 |
56,1 |
107107,9 |
1036,9 |
Смоленская область |
1,7 |
56,7 |
100175,9 |
9780,3 |
Тамбовская область |
1,3 |
41,4 |
74915,1 |
5700,0 |
Тверская область |
2,5 |
59,2 |
94957,3 |
3985,3 |
Тульская область |
2,3 |
64,9 |
112583,2 |
6460,3 |
Ярославская область |
2,5 |
64,6 |
137325,8 |
1967,4 |
г.Москва |
30,2 |
727,0 |
3477591,3 |
9746,4 |
Отраслевая структура МСП в Центральном федеральном округе, как и в стране, имеет существенный перекос в сторону оптовой и розничной торговли, оборот МСП в данном секторе на порядок превышает его величину в других секторах, включая обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь.
Учитывая, что малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный аспект, являясь стратегическим ресурсом развития территории, именно реализация региональных (муниципальных) программ при финансовой поддержке федерального центра будет способствовать достижению поставленных целей.
Учитывая, что малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный аспект, являясь стратегическим ресурсом развития территории, именно реализация региональных (муниципальных) программ при финансовой поддержке федерального центра способствует достижению поставленных целей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ государственная и муниципальная политика содействия развитию МСП в субъектах Российской Федерации реализуется на основе соответствующих программ, в которых определены объемы и источники их финансирования, результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию мероприятий по поддержке МСП.
Во всех 18 субъектах Центрального федерального округа работают региональные программы развития МСП. В этих программах определяются перечни мероприятий по реализации государственной политики развития МСП, в том числе отдельных категорий субъектов МСП в регионах. Цель региональных программ - обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства.
Региональные (муниципальные) программы по своей структуре условно можно разделить на финансовую и нефинансовую часть.
Нефинансовая часть программы призвана определить основные направления и методы достижения институциональных изменений в развитии малого и среднего предпринимательства, в частности, сокращение торговой составляющей МСП, увеличение доли субъектов МСП в обрабатывающих отраслях экономики, снижение административных барьеров, доступ к государственному заказу и т.д., в частности за счёт решения ряда взаимосвязанных задач:
-совершенствование (за счёт сокращения избыточных функций органов власти и реформирования системы надзора за деятельностью малого бизнес) нормативного правового поля в сфере МСП;
-развитие инфраструктуры поддержки МСП как целостной системы;
-развитие различных форм имущественной поддержки МСП;
-развитие системы консалтинговой поддержки субъектов МСП по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки;
-подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов МСП и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы;
-внедрение новых форм финансовой поддержки, расширение доступа к кредитным, трудовым и иным ресурсам, оказание финансовой поддержки субъектам МСП.
Основная масса региональных программ разработана на среднесрочную перспективу, что позволяет обеспечить эффективное планирование долгосрочных мероприятий и обеспечить их финансовую поддержку.
Основным государственным инструментом развития малого и среднего бизнеса является программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России с 2005 года.
Средства Программы целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательству.
В 2012 году объем федеральных субсидий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства по Программе составил 19,0 млрд. рублей, за счет средств региональных бюджетов - 7,3 млрд. рублей. По представленным данным субъектами Российской Федерации это позволило оказать различные виды поддержки более чем 196 тыс. человек, создать более 128 тыс. новых рабочих мест и сохранить более 376 тыс. рабочих мест.
Все регионы, входящие в ЦФО, приняли участие в конкурсе, проводимом Минэкономразвития России по распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП в 2012 году.
Общий объем финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в субъектах Российской Федерации, входящих в ЦФО, составил 5 087,85 млн. рублей.
Наибольший объем субсидий направлен в г. Москву (1,4 млрд.рублей), Московскую (610,9 млн.рублей) и Воронежскую (371,4 млн.рублей) области.
Всего в 2005-2012 годах Центральному федеральному округу из федерального бюджета выделено 14 252 533,644 тыс. рублей, в том числе:
2006 год - 5 000,000 тыс. рублей, из них освоено: 5 000,000 (100 %);
2007 год - 31 425,000 тыс. рублей, из них освоено: 31 425,000 (100 %);
2008 год - 207 624,340 тыс. рублей, из них освоено: 199 181,180 (96,0 %);
2009 год - 932 772,600 тыс. рублей, из них освоено: 922 237,271 (98,8 %);
2010 год - 4 111 122,500 тыс. рублей, из них освоено: 3 598 821,634 (87,5 %);
2011 год - 3 469 939,313 тыс. рублей, из них освоено: 3 204 596,344 (92,4 %);
2012 год - 5 087 855,891 тыс. рублей, из них освоено: 3 008 147,676 (72,4 %).
Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки.
Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее 1 года субъекты МСП, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.
Предоставление средств на выдачу грантов по Программе охватывает ежегодно около 10 % начинающих субъектов малого и среднего бизнеса.
В 2011 году выделено более 2,04 млрд. рублей 62 регионам на реализацию указанного мероприятия (в 2010 году также 2 млрд. рублей, а в 2012 году только 1,86 млрд. рублей).
Основными направлениями деятельности грантополучателей, получивших поддержку за счет бюджетов всех уровней, являются бытовые услуги населению и обрабатывающие производства.
В 2012 году около 452 млн. рублей предоставлено регионам, входящим в ЦФО. В реализации мероприятия приняли участие почти все регионы ЦФО, в результате гранты получили 2 228 человек - наибольшее количество в Брянской (373) и Смоленской областях (295), г. Москве (280), кроме того создано 14 410 и сохранено 15 243 рабочих мест.
Однако в Воронежской и Ивановской областях данный вид поддержки не задействован при реализации Программ.
С целью содействия модернизации основных производственных фондов субъектов МСП, используемых для производства товаров, работ, услуг, Программами предусматривается субсидирование расходов связанных с использованием лизинговых механизмов при модернизации основных производственных фондов.
Развитие лизинга оборудования субъектами МСП, осуществляется за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:
субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом МСП процентов по лизинговым договорам;
субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела - субсидии на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Заключение
В первой главе курсового проекта были раскрыты такие понятия как: рынок труда, рабочая сила, основные составляющие рынка труда. Что стало первым и основным шагов в изучении рынка занятости ЦФО на период с 2000 по 2012 год. Период в 12 лет наиболее точно охарактеризовал состояние рынка, его проблемы в кризисные годы.
Во второй главе была проанализирована динамика занятости и безработицы в ЦФО за 12 лет. Анализ проводился по данным Министерства экономического развития РФ «Об итогах социально-экономического развития РФ за 2000 -2012 года». Также в работе были проанализированы основные сценарии прогнозирования развития ситуации на рынке труда в ЦФО в соответствии с общими сценариями развития экономики в целом. Все рассмотренные сценарии так или иначе предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда, улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить воздействием антикризисных мер (социальных программ).
Информация о работе Анализ рынка труда Центрального федерального округа на период с 2000 по 2012 год