Бережливое производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

В современном мире большинством компаний, являющихся мировыми индустриальными лидерами в своих отраслях, моделью, ориентированной на создание инноваций и опирающейся на конкурентную среду, признана производственная система на основе принципов Кайдзен, Лин (бережливого производства), Toyota, Ford, Boeing, Airbus, GE, Scania, Alcoa, Xerox и др. В мировом машиностроении сегодня практически повсеместно основой корпоративной философии лидеров являются эти принципы. С 2004 г. эта практика коснулась и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2
1.Формула производства…………………………………………………..…...4
2.Основные понятия……………………………………………………………4
3.Восемь видов потерь…………………………………………………………5
4.С чего начать? ………………………………………………………………..6
5.Каковы основные этапы внедрения бережливого производства?...............8
6.Каковы основные ошибки при внедрении бережливого производства?....9
7.Инструменты бережливого производства………………………………….10
8.Непрерывное улучшение - Кайзен (Kaizen)………………………..………10
9.Организация рабочих мест - 5S………………………………………….….11
10.Стандартные операционные процедуры………………………………….12
11.Всеобщее производительное обслуживание оборудования……………..13
12.Точно вовремя…………………………………………………………..…..14
13.Канбан……………….....................................................................................14
14.Быстрая переналадка………………………………………………………..15
15.Встроенное качество………………………………………..……………....16
Заключение ………………………………………………………………...17
Литература……………………………………………………………...…..18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ГПС.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Для устранения потерь, а  также для предупреждения их возникновения  в рамках бережливого производства разработано множество методик рациональной организации производственной деятельности. Обсудить все методики в рамках данной статьи не представляется возможным. Остановимся лишь на наиболее важных, применение которых является обязательным условием успешной реализации программы по внедрению бережливого производства. 

 

8.Непрерывное улучшение - Кайзен (Kaizen) 

 

     Понятие Кайзен родом из Японии. Оно образовано двумя словами: Кай (Kai) - изменение и Зен (Zen) - к лучшему. Непрерывное изменение малыми шагами, которые не требуют значительных вложений - вот смысл, который заключает в себе понятие Кайзен. Для того чтобы продемонстрировать особенности пути Кайзен его обычно противопоставляют инновационному

Инновации

Кайзен

Крупные изменения.

Небольшие изменения.

Один раз в 5...10 лет.

      Каждый  день.

Делаются менеджерами.

Делаются работниками.

Требуют больших затрат.

Затраты минимальны или не требуются.

Эффект достигается в  перспективе.

Улучшения заметны сразу.

Основное внимание уделяется  средствам производства (оборудованию).

Основное внимание уделяется  производственным отношениям (процессам).





развитию. 

 

 

 

Отличительная особенность  Кайзен состоит в том, что деятельность по улучшению планируется и выполняется  непосредственно на рабочих местах. В связи с этим Кайзен служит отличным инструментом вовлечения персонала  в деятельность по постепенному изменению  облика производства.

 

 

9.Организация рабочих мест - 5S 

 

Методика организации  рабочих мест 5S - это очень простой  для понимания, но очень эффективный  инструмент совершенствования рабочего окружения. В условиях напряженного графика производственной деятельности, работники перестают обращать внимание на такие «мелочи» как беспорядок, грязь, лишние вещи и т.п. Между тем, это ни как не добавляет, ни эффективности  действиям персонала, ни безопасности самому производству. Система 5S определяет пять четких правил наведения порядка  на рабочих местах: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Соблюдение этих правил существенно повышает качество работы, уровень производственной культуры и приводит к сокращению потерь на беспорядочные движения.

 

 

 

10.Стандартные операционные процедуры 

 

На бытовом уровне, в  своем круге общения мы очень  часто выходим на такой уровень  взаимопонимания, что при помощи нескольких междометий можем донести  смысл до собеседника. Посторонний  человек, попавший в такой круг общения, не поймет ровным счетом ничего. Бывает и такое, что сами собеседники, запутавшись  в хитросплетениях своего диалекта общения, перестают понимать друг друга. Общность интересов трудового коллектива также приводит к тому, что возникает  своего рода специфический язык общения. Однако если на бытовом уровне ошибки вряд ли приведут к серьезным последствиям, то в производстве непонимание приводит к существенным потерям самого разнообразного рода.

Для получения стабильных результатов любая производственная деятельность должна выполняться строго в установленном порядке. Этот порядок  должен быть регламентирован в такой  форме, которая сводила бы на нет  ошибки выполнения любых рабочих  процедур, и была понятна новичкам. Документ, описывающий порядок выполнения той или иной операции в наглядной  и общедоступной форме называется стандартной операционной процедурой (standardized operation procedure - SOP). В идеальном  случае работники сами должны создавать  для себя SOP. Если уж это невозможно, то, по крайней мер, следует привлекать их к процессу разработки, хотя бы на этапе апробации. Таким образом, будет гарантирована полная состоятельность  документа. 

 

 

11.Всеобщее производительное обслуживание оборудования 

 

Состояние производственного  оборудования является одним из главных  факторов достижения запланированных  производственных показателей: качества, производительности, безопасности. В  наилучшем случае оборудование должно бесперебойно работать без поломок  и аварий. Возможно ли такое? Вполне возможно, если грамотно подойти к  проблеме его обслуживания.

В обычной ситуации эксплуатацией  оборудования занимается технологический (эксплуатационный) персонал, а профилактическим обслуживанием и ремонтом - ремонтные  службы. Задачи, которые стоят перед  этими службами, различны. Для первых - это выполнение производственных показателей, для вторых - поддержание  оборудования в исправном состоянии  и своевременный ремонт. Такая  разница в целях служб приводит к тому, что эксплуатационщиков не интересуют проблемы ремонтных служб, а ремонтников - проблемы производственных подразделений. Естественно, страдает при этом работоспособность оборудования.

Для того чтобы неразрывно связать заботу об оборудовании и  производственный процесс следует  полностью пересмотреть подход к  обслуживанию оборудования. Сделать  это позволяет один из инструментов бережливого производства, который получил называние всеобщего производительного обслуживания (Total Productive Maintenance - TPM). В основе методологии TPM лежит постулат - работа и обслуживание не разделимы. Это значит, что все работы по обслуживанию, которые не требуют специальных навыков, должны выполняться непосредственно операторами производственного оборудования. Все процедуры по обслуживанию должны быть стандартизированы. Во время ремонтов оборудование должно полностью восстанавливаться и модернизироваться для предотвращения повторения аварий. Сведения о проблемах должны регистрироваться и анализироваться для планирования операций по обслуживанию.  

 

 

12.Точно вовремя 

 

Одна из потерь рассмотренных, ранее называлась ожидание. Потери ожидания возникает тогда, когда  детали выходят с предыдущей операции, но не могут быть обработаны на следующей. Если предыдущая операция и дальше продолжает выпускать детали, то образуется другая потеря - запас. Если запасы возрастают слишком быстро, то возникает необходимость  в их транспортировке на склад (еще  одна потеря). Как видно, очень важно  подавать детали на последующую операцию только тогда, когда в этом возникает  необходимость. Такой метод работы называется точно вовремя (Just-In-Time - JIT). Фактически JIT - это работа на заказ  для следующей операции. Как и  любая работа «под заказ» JIT требует  четкого планирования для достижения гибкой загрузки оборудования. Основным фактором для успешного планирования является сокращение объема обрабатываемой, и передаваемой на следующую операцию партии и использование методов  контроля производственного потока. Одним из инструментов контроля пропускной способности производственных операций являются карточки Канбан. 

 

 

13.Канбан 

 

Канбан - это карточка или  ярлык, информирующий о характеристиках  или состоянии единиц обрабатываемой продукции. Канбан может использоваться для определения количества изделий  в партии, для определения необходимости  взять партию на обработку, для определения  порядка обработки партий и т.д. Обычно карточки Канбан имеют яркое, привлекающее внимание исполнение. Например, партии, которые должны быть обработаны в первую очередь, снабжаются карточками красного цвета. Менее срочные партии - зеленого. Использование карточек способствует устранению потерь на лишние движения, работе точно вовремя и повышению общей культуры производства. 

 

 

14.Быстрая переналадка  

 

Традиционно считается, что  серийное производство выгодно лишь при больших объемах обрабатываемых партий. Однако, крупный размер партий приводит, в свою очередь к потерям  на ожидание, увеличению запасов и  лишним перемещениям продукции. Конкуренция  в условиях рыночной экономики привела  к тому, что предприятия должны ориентироваться не на объем выпускаемой  продукции, а на ее ассортимент. Широкий  же ассортимент возможен только при  условии производства мелкими партиями товара с частыми переналадками  оборудования на другую номенклатуру продукции.

Переналадки - это потеря времени. Поэтому очень важно  сократить время одной переналадки  до минимально возможной величины. Для того чтобы сделать это  следует воспользоваться методикой  сокращения времени переналадок. В  рамках этой методики все операции по переналадке классифицируются, после  чего время операций сокращается  до минимально возможного. Это достигается  путем стандартизации процесса переналадок, совершенствования оборудования, выполнения части процедур по переналадке до остановки или после запуска  процесса (например, транспортировку  оснастки можно осуществлять во время  работы без всякого ущерба для  качества и производительности). 

 

15.Встроенное качество  

 

Для достижения высокого уровня качества продукции подавляющее  большинство предприятий имеют  в своей организационной структуре  подразделения, отвечающие за контроль качества выпущенной продукции (здесь  и известные с советских времен отделы технического контроля - ОТК  и современные отделы управления качеством - ОУК и им подобные организационные  единицы).  Изделия не прошедшие контроль со стороны таких подразделений подлежат отбраковке, утилизации, переделке, снижению сортности, уценке и т.п. В результате перечисленных процедур либо возникают потери на переделку (дополнительную обработку, переработку и складирование брака) либо снижается потребительская ценность изделий. Это происходит по той причине, что контролю подвергаются уже выпущенные изделия.

Для снижения указанных потерь целесообразно переместить контроль качества на более ранние этапы. Наилучшим  решением будет осуществлять контроль качества непосредственно в ходе выполнения производственных операций. Методика совмещения производственных операций и операций контроля качества носит название встроенного качества. Основу методики составляют стандартные  процедуры, позволяющие проверить  соответствие качества выпускаемой  продукции и регламентирующие порядок  действий в случае обнаружения несоответствия. Брак не должен производиться - это  своего рода закон, который должен быть усвоен всеми работниками. Если для  этого необходимо остановить конвейер, то это должно быть сделано. Повторный  запуск может быть осуществлен только после устранения причин появления  несоответствий. Еще одно направление  снижения вероятности появления  брака - модернизация производственного  оборудования, точнее встраивание в  него механизмов своевременного обнаружения  негодных изделий.

 

Заключение  

 

Бережливое производство это не просто набор понятий, инструментов и правил. Это, прежде всего философия, меняющая устоявшиеся взгляды на организацию производственных отношений, философия, затрагивающая все слои в организационной структуре предприятия, философия, требующая наличия своих оракулов и последователей на предприятии. Основы бережливого производства просты, а их реализация не требует серьезных финансовых вложений, однако легкость, с которой можно встать на путь этой философии соседствует с колоссальной трудностью удержания на этом пути.

Две основные составляющие определяют большую часть успеха реализации философии бережливого производства. Прежде всего, предприятию нужны лидеры, способные «зажечь» своих подчиненных новыми идеями, вселить в них уверенность необходимости перемен и вместе с ними шаг за шагом переносить все трудности связанные с решением застарелых проблем. И второе - понятная всем система мотивации-вовлечения персонала предприятия в общее дело реализации новых подходов. Говоря математическим языком, эти две составляющие  - есть необходимое условие успешного внедрения бережливого производства. Все остальное (инструменты, методики)  - это техническая сторона вопроса, которая дополняет необходимое условие до достаточного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

1. Ротер Майк, Шук Джон  Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков  создания ценности / Пер. с англ., 2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2006.- 144 с.

2.Баронов  В.Н., Титовский И.А. Всеобщее управление  качеством - зачем это нужно? / В.Н. Баронов, И.А. Титовский  // Маркетинг в России и за  рубежом. - 2008. - № 3. - С.25-27.

3.Управление  качеством продукции. Инструменты  и методы менеджмента и качества: учебное пособие / Белобрагин  В.Я., Герасимов Б.И., Мищенко С.В.  и др.; под ред. В.Я. Белобрагина. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 248 с.

4.Берт  Т.В. Контроль качества продукции  / Т.В. Берт // Маркетинг. - 2009 - № 9. - С.17.

5.Бузов  Б.А. Управление качеством продукции.  Технический регламент, стандартизация  и сертификация: учебное пособие  / Б.А. Бузов - М.: Академия, 2007. - 176 с.

    6.Э. Башкардин.  Эффективность производства: С чего  начинать? Электронное издание –  www.orgprom.ru, 2005.

 


Информация о работе Бережливое производство