Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:18, курсовая работа
В современном мире качество является инструментом конкурентной борьбы. Предприятиям, не установившим вопросы качества как приоритетные, трудно находить свое место на рынке.
Современное понятие качества основывается не только на качестве выпускаемой продукции, но также учитывается влияние деятельности организации на окружающую среду и здоровье человека [1].
Развитие испытательных аналитических лабораторий, направленные на обеспечение благополучия населения, обусловливает рост выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, а также негативных воздействий на окружающую среду со стороны промышленных организаций.
Для управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью в лаборатории должна быть разработана система, способная управлять всеми процессами и видами деятельности организации. Данная проблема может быть успешно решена путем внедрения на предприятиях интегрированных систем менеджмента (ИСМ) [2]. ИСМ увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности лабораторий.
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало актуальным предметом в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента – MSS (Management System Standards) [3].
Перечень сокращений 3
Введение 4
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Менеджмент качества - визитная карточка любой организации 7
1.2 Виды затрат при внедрении ИСМ 9
1.3 Преимущества и недостатки внедрения ИСМ 11
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Задачи, функции и направления Министерства экологии и природных ресурсов 14
2.2 Центральная специализированная инспекция аналитического контроля 16
2.3 Политика и цели в области качества 18
2.4 Задачи в области качества и способы их достижения 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
1.3 Преимущества и недостатки внедрения ИСМ
Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. Авторы [14] отмечают ряд преимуществ использования интегрированных систем менеджмента (ИСМ):
1. административные (уменьшение
уровня бюрократизации, минимизация
нормативной документации и
2. рыночные (удовлетворение потребностей заинтересованных сторон, повышение имиджа, рост конкурентоспособности, выход на другие рынки);
3. юридические (выполнение законодательных и нормативных требований, улучшение взаимодействия с контролирующими органами);
4. финансовые (сокращение
материальных и временных
Также к числу явных достоинств таких систем можно отнести следующее [15]:
− интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов (когда, согласно парадоксу Аристотеля, «один плюс один больше двух»);
− интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;
− создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
− число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах (рис. 1).
− в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
− способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
− затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.
Рисунок 1 – Структура документации интегрированной системы менеджмента
Назовем недостатки, препятствующие успешному внедрению [16]:
1. Нечеткое распределение ответственности и полномочий. Главная ответственность за функционирование ИСМ возлагается на высшее руководство, роль координатора должен выполнять менеджер по качеству, которому следует подчинить подразделения, например, по природоохранной деятельности в рамках предприятия (служба охраны окружающей среды, аналитическая лаборатория, служба производственного контроля, охраны труда и техники безопасности).
2. Цели в области качества не только не согласуются с целевыми и плановыми показателями, но и препятствуют их реализации. Плановые показатели (задачи по выполнению целей) целей необходимо формулировать как требования, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Программа достижения плановых показателей должна содержать конкретные задачи, сроки выполнения и предполагаемый результат.
По мнению Е.Л. Казмировского [17], объединяющим на пути создания ИСМ может стать оценка и менеджмент рисков. Для СМК это оценка и менеджмент рисков неудовлетворенности заказчика, для систем экологического менеджмента – оценка рисков отрицательного воздействия на окружающую среду, для системы менеджмента безопасности и здоровья – рисков причинения ущерба здоровью персонала.
Интегрированный подход к построению заключается в формировании единой системы менеджмента, которая удовлетворяет требованиям всей совокупности используемых стандартов и включает все операционные процессы с едиными функциями управлениями цикла PDCA. Разработка и внедрение ИСМ происходит по классической схеме [17]: организация работ (принятие решения о проведении работ, первоначальная оценка); проектирование (создание организационной структуры, распределение ответственности и полномочий, обучение); документирование; внедрение.
Этап проектирования в части распределения ответственности и полномочий выглядит значительно слабее остальных, что становится очевидным при оценке системы в ходе аудита. Положительным моментом при разработке систем становится процессный подход и попытка построения сети взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.
После того как компания разработала систему менеджмента на основе требований нескольких стандартов происходит расширенная процедура сертификации. В случае положительно решения по процедуре сертификации орган по сертификации выдает сертификат, в котором указано, что интегрированная система менеджмента соответствует требования конкретных стандартов.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ часть
2.1 Задачи, функции
и направления Министерства
Министерство экологии и природных ресурсов РТ реализует государственную политику в области охраны окружающей среды на территории Республики Татарстан [19].
Основными задачами министерства являются:
- обеспечение реализации
права граждан на
- обеспечение экологической безопасности;
- предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и
иной деятельности на
- формирование и реализация
природоохранных программ и
- управление в пределах
своих полномочий
Министерство осуществляет следующие основные функции [19]:
- управление в области
использования природных
- управление в области охраны атмосферного воздуха;
- обеспечение радиационной безопасности в установленном порядке;
- региональный государственный
экологический надзор при
- региональный государственный
надзор в области
- государственный надзор
в области охраны атмосферного
воздуха на объектах
- государственный надзор
в области обращения с
- контроль в установленном
порядке за радиационной
- региональный государственный
надзор за геологическим
- контроль в установленном
порядке платы за негативное
воздействие на окружающую
- регулирование отношений недропользования, в том числе:
- участие совместно с
Российской Федерацией в
- управление изучением, использованием
и воспроизводством минерально-
- регулирование отношений в сфере пользования участками недр местного значения;
- организация проведения
в установленном порядке
- управление геологоразведочной
и геодезической деятельностью
на территории Республики
Направления деятельности министерства [19]:
- Атмосферный воздух;
- Водопользование;
- Земельные ресурсы;
- Недропользование;
- Государственная экологическая экспертиза, нормирование в области охраны окружающей среды, экологический мониторинг;
- Государственный экологический надзор;
- Экологическое образование, воспитание и просвещение.
В структуру Министерства экологии и природных ресурсов входят Государственная инспекция экологического надзора, Центральная специализированная инспекция аналитического контроля, а также семь СИАК региональных территориальных управлений.
2.2 Центральная
специализированная инспекция
Структурным подразделением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан является аккредитованная Центральная специализированная инспекция аналитического контроля (ЦСИАК) [20].
Основной целью создания ЦСИАК является обеспечение подразделений МЭПР РТ необходимой аналитической информацией при осуществлении государственного контроля источников загрязнения природной среды и состояния природных объектов.
Основными задачами ЦСИАК являются [20]:
- получение достоверной
количественной информации об
источниках загрязнения, степени
загрязненности объектов
- контроль достоверности
данных, получаемых лабораториями
природопользователей и
- выполнение аналитических работ и оказание услуг на безвозмездной основе.
В соответствии с возложенными задачами ЦСИАК выполняет следующие функции:
- выполняет отбор и
первичную обработку проб, необходимые
измерения и визуальные
- проводит химические, физико-химические, токсикологические и др. анализы отобранных проб;
- обеспечивает получение
оперативной информации об
- проводит работы по
обеспечению единства и
- участвует в проведении
межлабораторных сличительных
- внедряет современные
средства измерения, методы и
методики выполнения измерений
в практику аналитических
- участвует в организации
и проведении работ по оценке
состояния измерений и
Объектами проведения количественного химического, физико-химического, токсикологического и др. видов анализа в ЦСИАК являются сточные, природные и питьевые воды, промышленные выбросы и атмосферный воздух, почва и отходы, донные отложения и активный ил.
2.3 Политика и цели в области качества
В основу политики в области обеспечения качества заложена система установления правил, направленных на обеспечение высокого качества измерений, обеспечения доверия к результатам ЦСИАК и филиалов ЦСИАК при проведении КХА и других измерений в области аккредитации [20].
Главными целями политики в области качества являются:
- обеспечение высокого уровня организации и проведения испытаний;
- обеспечение соответствия выполняемых лабораторией испытаний, установленным требованиям к достоверности, точности результатов испытаний, срокам их выполнения, конфиденциальности, компетентности и обоснованности принимаемых решений при выполнении работ в области аккредитации;
- получение объективной информации о фактических значениях показателей качества испытываемой продукции (объектов);
- определение соответствия показателей качества испытываемой продукции требованиям нормативной документации.
Для реализации указанных целей в области качества необходимо:
- соблюдать установившуюся профессиональную практику и сохранять высокое качество измерений;
- неуклонно следовать в деятельности ЦСИАК и филиалов ЦСИАК требованиям документов системы менеджмента качества ИСО 9001 и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;