Дослідження українського ринку сільськогосподарської продукції

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Качество стало жизненно важной отличительной чертой соревнования на международном рынке пищевой продукции. Чтобы получить хорошую готовую продукцию, требуется осуществлять менеджмент качества все в большем и большем объеме на всех этапах создания пищевой продукции, начиная от поставки сырьевых материалов и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю.

Содержание

1.Введение
2. Системы управления качества в странах ЕС и США
2.1 Система ХАССП
2.2 Стандарты ISO 22000
2 .3 Codex Alimentarius
3. Системы управления и контроля качества
3.1Кодексы практики хорошей работы (GP)
3.2 Система ХАССП
3.2.1 История развития ХАССП
3.2.2 Принципы ХАССП
3.3 Применение системы управления и контроля качества пищевой продукции ХАССП
4. Системы контроля качества в Украине.
4.1 Нормативные документы действующие по системе ХАССП
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

зелюкина.docx

— 68.14 Кб (Скачать файл)

ДСТУ ISO 22000:2007 Системи керування  безпечністю харчових продуктів. Вимоги до будь-яких організацій харчового  ланцюга (ІSO 22000:2005, ІDT)

ДСТУ ISO 22005:2009 «Прослеживаемость  в цепочке пищевых продуктов  и кормов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению  систем» (ISO 22005:2007, IDT)

ДСТУ 4161-2003 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования»

ДСТУ-Н ISO/TS 22004:2009 (ISO/TS 22004:2005). «Системы управления безопасностью  пищевых продуктов – Рекомендации  по применению ISO 22000:2005»

В Украине с 01.07.2013 вводится национальный стандарт ДСТУ-Н CAC/RCP 1:2012 «Продукти харчові. Настанови щодо загальних принципів гігієни» (CAC/RCP 1-1969, Rev. 4-2003, IDT).

На данный момент в Украине  действуют два вида стандартов, регламентирующих качество и безопасность производимой продукции: национальные (ДСТУ) и межгосударственные (ГОСТы). Последние действовали в Советском Союзе и продолжают применяться на территориях его бывших республик. Они постепенно пересматриваются и заменяются национальными стандартами.

На протяжении 2009 г. в Украине  были отменены 259 ГОСТов, разработанных  до 1992 г., и приняты 1159 национальных стандартов, 911 из которых — гармонизированы  с международными и европейскими. Если говорить о продуктах питания, то, например, национальные стандарты на молоко и молочные продукты действуют с 2007 г.; на колбасные изделия — были разработаны и приняты еще в 2006 г.

В общем же на сегодня  в Украине отменено действие 3470 ГОСТов и принято около 6400 государственных  нормативных документов (стандартов и изменений), гармонизированных  с международными и европейскими.

Украинское законодательство рекомендует внедрение систем НАССР, но на практике утруждают себя этим, в основном, предприятия-экспортеры. На сегодняшний день в Запорожской  области системы НАССР, сертифицированные  в национальной системе сертификации УкрСЕПРО, действуют всего лишь на семи предприятиях. В основном, это  большие и средние предприятия: ООО «Фирма Стелси», ОАО «Запорожский хлебозавод №3» и ОАО «Запорожский хлебозавод №5», ОАО «Ореховский хлебокомбинат», ЗАО «Пологовский МЭЗ» и ОАО «Мелитопольский МЭЗ», ДП «Агросервис 2000». Также элементы НАССР внедрены в производстве на всех предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли (проведена аттестация этих производств).

Кроме того, ряд предприятий  внедрили международный стандарт ДСТУ ISO 22000:2007, провели сертификацию систем НАССР и получили сертификаты  в международной системе сертификации. Это ДП «Имидж Холдинг» АК «Имидж Холдинг  АпС», ООО «ПО «Молис» и ЗАО  «Запорожский масложиркомбинат».

Интересно, что распоряжением  Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2009 г. было отменено 180 позиций  раздела 26 («Пищевая продукция») Перечня  продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. Разрешено не сертифицировать  молочные и мясопродукты, колбасные  и кондитерские изделия, консервы, подсолнечное масло, сахар, чай, кофе и многие другие товары широкого потребления. Исключение составили детское диетическое  питание, ликеро-водочные изделия, а также регулируемая специальными законами продукция (питьевая вода, рыба, рыбопродукты и др.). Естественно, качества продукции такая поблажка не добавила. На сегодняшний день большинство производителей пищевой продукции сертифицируют ее добровольно. Или не сертифицируют.

Возникает вопрос: когда  предприятие прошло сертификацию и  подтвердило качество продукции  один раз, то будет ли оно продолжать следить за качеством? Бывает, появившийся  на рынке отличный вначале товар  теряет качество: «испортился» — говорят  покупатели. И правда, как свидетельствуют  результаты проверок Госпотребстандарта, несоблюдение периодичности или  отсутствие контроля по показателям  безопасности входит в тройку наиболее распространенных нарушений. И только предприятия, сертифицированные в  международной системе НАССР, могут  гарантировать: каждый этап производства, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции проходит под  строгим контролем. Сертификация подтверждает соответствие продукции требованиям по показателям безопасности, регламентированным нормативно-правовыми документами, действующими в Украине. Ее задача — не допустить на наш рынок контрафактную, некачественную и небезопасную для здоровья людей продукцию,В любом магазине покупатель может потребовать сертификат соответствия на продукцию, который по Закону «О защите прав потребителей» ему обязаны предоставить».

Соответствие стандарту  управления качеством ISO 9001 не гарантирует  высокое качество продукции, а лишь косвенно говорит о способности  предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Многие, в том числе  и очень брендовые, украинские производители  ставят на упаковке своей продукции  самодеятельные (нет ДСТУ) знаки  с упоминанием о сертификате  по стандарту ISO 9001 рядом с трехлистником  — знаком соответствия продукта установленным государственным нормативам. Но тонкость в том, что в украинском стандарте ДСТУ ISO 9001-2001 проигнорировано требование о недопустимости размещения такого знака, т. к. стандарт ISO 9001:2000 не свидетельствует о качестве товара.

На сегодняшний день наиболее востребованной и популярной, в том  числе и среди производителей пищевой продукции, является система  менеджмента качества (СМК), базирующаяся на требованиях международного стандарта ISO 9001:2008, который устанавливает минимальные  универсальные требования к функционированию самой системы менеджмента для  обеспечения выполнения организацией требований потребителей ее продукции  на основе процессного подхода.

Стандарт ISO 9001:2008 служит универсальной  основой для построения системы  менеджмента качества в любой  организации, независимо от области  деятельности, применяемых технологий, квалификации и количества сотрудников, а также других особенностей. Но универсальность данного стандарта  имеет и обратную сторону. Она  не позволяет учесть особенности  ряда отраслей промышленности, где  высоки требований к качеству, безопасности, экологичности, следовательно, в этой ситуации применение требований стандарта ISO 9001:2008 оказывается недостаточным.

Учесть особенности производства пищевой продукции международная  организация по стандартизации (ISO) сумела путем разработки в 2001 году стандарта ISO 15161, который содержит рекомендации по применению требований стандарта ISO 9001 в пищевой промышленности. В нем предпринята попытка объединить принципы НАССР с общей идеологией системы менеджмента качества и ее принципами.

Однако, являясь рекомендательным, данный стандарт не выполнил задачу по взаимному признанию результатов  сертификации систем менеджмента, включающей реализацию производителями пищевой  продукции принципов НАССР.

В связи с этим Международная  организация по стандартизации (ISO) разработала и опубликовала в 2005 стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования». Данный стандарт обобщает накопленный опыт внедрения систем менеджмента качества и НАССР в разных странах в рамках существующего спектра национальных стандартов и устанавливает требования к системе менеджмента безопасности продукции во всей пищевой цепочке начиная от организаций, традиционно задействованных в пищевой цепочке (выращивание — реализация), до организаций, продукция которых связана с производством пищевой продукции (например, производители моющих средств, ингредиентов, оборудования, которые будут контактировать с продуктом во время его производства).

В основе стандарта лежат  восемь основных принципов системы  менеджмента качества, при этом полностью  повторяется и структура стандарта ISO 9001, которые дополнены основными  принципами системы НАССР и элементами таких систем как GMP (надлежащая производственная практика), GHP (надлежащая гигиеническая  практика), GLP (надлежащая лабораторная практика) и др.

То есть становится ясным, что сфера использования ДСТУ 4161 намного уже, чем ISO 22000. Сравнительный анализ требований двух стандартов показывает, что модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ISO 22000 включает еще три ключевых элемента:

  • взаимодействие с заинтересованными сторонами,
  • системный менеджмент
  • программы – предпосылки (программы создания необходимых условий для производства пищевой продукции), включающие процедуры по санитарной обработке помещений и оборудования, по гигиене персонала, по вопросам складирования и т. д. В странах СНГ в большинстве случаев эти мероприятия осуществлялись и осуществляются без внедрения систем менеджмента (СМ) только на основе санитарных правил и норм, разработанных для всех отраслей промышленности и для большинства видов опасностей.

После разработки программ-предпосылок  в рамках построения СМ на основе требований ISO 22000 осуществляется разработка мероприятий по управлению опасными факторами в контрольных точках (КТ) и соответствующие мероприятия по управление критическими контрольными точками (ККТ) в соответствии с планом НАССР.

Особое внимание в стандарте  уделяется системе мониторинга  в КТ и ККТ, в рамках которой  обеспечивается выполнение необходимых  измерений и наблюдений, подтверждающих нахождение контролируемых параметров в запланированных пределах. В  случае их превышения производят корректирующие действия. Кроме того, план НАССР  и вся система должны подвергаться периодической верификации с  целью подтверждения их результативности. Верификация осуществляется на основе внешних и внутренних проверок, в  том числе и аудитов СМ.

Рекомендации по внедрению  данного стандарта приведены  в ISO 22004:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Рекомендации по применению ISO 22000:2005».

На сегодняшний день во всем мире выполнение организациями  требований стандарта ISO 22000:2005 подтверждается путем сертификации их системы менеджмента, которая может проводиться как  национальными, так и международными компетентными сертифицирующими органами. Их компетентность должна определяться соответствующими полномочиями на право  проведения аудитов, аккредитованными аудиторами (техническими экспертами) и наличием ключей у данных аудиторов (т. е. подтвержденной компетентности в конкретной отрасли/подотрасли промышленности). Требования к аудиторам, органам сертификации и порядку ее осуществления изложены в международном стандарте ISO 22003:2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов»

Заключение

Преимущества от внедрения  систем менеджмента, построенных на основе принципов НАССР, в деятельности Украинских предприятий заключаются  в следующем:

  • оптимизация процессов управления, связанная с тем, что внедрение системы НАССР на предприятии позволяет не рассредоточивать внимание и ресурсы на все возможные опасности равноценно, как это происходит сейчас на большинстве предприятий, а уделять особое внимание только отдельным этапам (идентифицированным ККТ), существенным образом влияющих на безопасность продукции для потребителей;
  • осознание сотрудниками организации важности вопросов обеспечения стабильного качества и безопасности продукции, а также понимание того, каким должно быть управление современным предприятием;
  • значительная экономия финансовых средств за счет снижения доли брака и числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции;
  • исключение барьеров в торговле на европейском и международном рынке и проблем взаимного признания результатов оценки соответствия в области безопасности пищевых продуктов;
  • документальные подтверждения безопасности производимой продукции;
  • дополнительные преимущества для участия в тендерах и повышение конкурентоспособности продукции предприятия;
  • рост доверия потребителей и формирование репутации производителя качественной и безопасной продукции.

В результате понятие «безопасность», включающее в себя понятие «качество», должно стать девизом предприятий  пищевой промышленности, а повсеместное внедрение систем менеджмента на основе методологии НАССР — одним из наиболее эффективных способов ее достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы

  1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебное пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М,2004.- С.52-61.
  2. Балыков, В.В. Система показателей экономической эффективности АПК: экономика, управление. -2000. -N7.-С.19-23.
  3. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для  подготовки к экзаменам/А.А. Брасс. – Минск: Соврем. шк., 2006г.- С.319-324.
  4. Брылев, А.М. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика и управление. - 1998. - №10. - С.58-65.
  5. Гвазава, Д. Резервы повышения экономической эффективности молочного скотоводства Международный сельскохозяйственный журнал. – 2006. -№2.-С.37-39.
  6. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.- С.16-23.
  7. Карпенко, Е.М. Менеджмент качества: учеб. пособие для студентов экон. специальностей днев. и заоч. форм обучения/ Е.М. Карпенко, С.Ю. Комков. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2005. – С.39-44.
  8. Корешков, В. Экономика сильна качеством. Качество является главным фактором, обеспечивающим преимущество на рынках товаров и услуг: конкурентоспособность Экономика Беларуси. -2008. -№ 4. - С. 66-73.
  9. Корешков, В. Важный резерв развития: методы управления качеством /Корешков В. Экономика Беларуси. -2009. - № 3. - С. 28-37.
  10. Крылова, Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством – Москва: Изд-во стандартов, 1992. – С.-40-52.
  11. Курс лекций "Управление качеством: курс лекций для студентов специальности 1-26 02 03 "Маркетинг" дневной и заочной форм обучения /Н. В. Пархоменко; Каф. "Экономика и управление в отраслях" Пархоменко Н. В. –Гомель :ГГТУ, 2005. - С.55-57.
  12. Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие Шапиро В. Д. –Москва :Омега-Л, 2006. – С.15-21.
  13. Немогай, Н. В. Управление качеством: учебник Бонцевич Н. В. –Гомель: ЦИИР, 2006. – С.60-66.
  14. Новицкий, Н. И. Управление качеством продукции: учебное пособие. –Москва: Новое знание, 2004. - С.86-95.
  15. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством: учеб. пособие –Москва: Дело и Сервис, 2007. – С.112-115.
  16. Окрепилов, В. В. Управление качеством: учеб. для вузов – Москва: Экономика, 1998. – С. 326-339.
  17. Пароля, О.Б. Управление качеством в рыночных условиях // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2004. - №10.- С.34-36.
  18. Почтовая, И. Принципы управления качеством продукции // АПК в современных условиях хозяйствования Аграрная экономика. -2006. -№11. - С. 25-27.
  19. Розова, Н. К. Управление качеством: учеб. пособие – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – С.17-36.
  20. Русинович, А. Управление качеством продукции: направления и перспективы Агроэкономика. -2003. -№10.-С.3-5.
  21. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 8-е изд. – М.: Новое знание, 2003. – С.440-445.
  22. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие для эконом. спец. вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — С.128-134.
  23. Стандартизация и управление качеством продукции: учебник /под ред. В. А. Швандара –Москва :ЮНИТИ, 2001. – С.55-67.
  24. Управление качеством: учеб.-метод. пособие /под ред. В.Е. Сыцко.- Минск: Выш. шк., 2008.- С.102-112.
  25. Учебное пособие "Менеджмент качества" для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения /Е. М. Карпенко, С. Ю. Комков; Каф. "Менеджмент" Карпенко Е. М. –Гомель :ГГТУ, 2005. - С.39-44.
  26. Хойер,  Р.Б. Что такое качество// Стандарты и качество. - 2008 - №3. - С. 7-10.
  27. Шогенов, А.М. Управление качеством сельскохозяйственной продукции//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. -№4.-C.13-15.
  28. Ямная, Д. А. Методика оценки результативности процессов систем менеджмента качества /Д. А. Ямная, М. Ф. Станкевич Вестник БНТУ. -2010. - № 5. - С. 83-85.

Информация о работе Дослідження українського ринку сільськогосподарської продукції