Затраты на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Многие менеджеры считают главным для продажи, цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции. Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в определении конкурентоспособности. Многие потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены.

Вложенные файлы: 1 файл

затрата качество.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

затрата качество

 

Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит  от его способности добиваться удовлетворенности  потребителя. Многие менеджеры считают  главным для продажи, цену и сроки  поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции. Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в  определении конкурентоспособности. Многие потребители рассматривают  увеличение ценности как нечто более  важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции  других фирм, однако только качество товара или услуги определяет в большей  степени -- повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз.

 

Некоторые руководители считают, что удовлетворение ожиданий потребителя  по качеству приводит к увеличению затрат поставщика (производителя), что  в свою очередь снижает прибыль  или увеличивает цену.

 

Такая позиция основывается на двух предположениях:

 

· улучшение продукта, поставляемого  потребителю, подразумевает проведение более интенсивных проверок и  сортировку по их результатам на продукцию, подлежащую отправке, переделке или  выбросу;

 

· улучшение качества продукции  подразумевает улучшение сорта.

 

Если хотя бы одно из этих предположений было бы верно, то затраты  конечно же выросли. К счастью, обе  эти концепции ложны, и затраты  не увеличиваются при улучшении  качества. Программа «улучшение качества», если она разработана правильно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат.

 

1 Затраты на качество

 

1.1 Что же такое качество

 

Согласно подходу стандартов системы качества: качество - это  совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности  удовлетворить установленные и  предполагаемые требования потребителя.

 

При этом, что важно, под  объектом качества может пониматься как собственно продукция (товары или  услуги), процесс ее производства, так  и производитель (организация, система  или даже отдельный работник).

 

Управление качеством  в современном мире обычно упоминается  в контексте двух систем: total quality management (TQM) и "стандартов системы качества" ИСО-9000 (ISO-9000). Управление организацией должно быть связано с рядом основополагающих моментов, одним из которых является и управление качеством. Но ни о каком управлении не может быть и речи без инструмента управления.

 

1.2 Инструмент управления

 

В нашем финансово-ориентированном  обществе, эффективность бизнеса  измеряется величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы является жизненно важным. Большинство затрат, связанных с деятельностью предприятия, регистрируются в отчетах и предоставляются руководству. Знание и анализ этих затрат оказывает большую помощь в успешном руководстве компании.

 

На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые  в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам. Зачастую руководители не имеют возможности  получать наглядную информацию об уровне затрат на качество.

 

Это связано с тем, что  в компании нет системы для  их сбора и анализа, хотя регистрация  и подсчет затрат на качество -- не сложная, уже отработанная процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления.

 

1.3 Основные затраты на  качество

 

Предположим, что высшее руководство компании уже определило свой рынок, т.е. установлены и отражены с достаточной убедительностью  комплексы требований по продукту или  услуге различной градации (сорта) для  потребителей различных уровней: требующих  роскошь, среднего класса и бережливых.

 

Обратим внимание на затраты, связанные с обеспечением того, что  «качество» товара или услуги реально  будет соответствовать ожиданиям  потребителя, т.е. на затраты, связанные  с выполнением этих ожиданий.

 

Определим основные вопросы, связанные с «затратами на качество»:

 

· Что такое затраты  на качество и как они возникают?

 

· Неизбежны ли затраты  на качество?

 

· Какова зависимость между  затратами на качество и достижением  качества?

 

· Представляют ли затраты  на качество существенную часть от оборота компании?

 

· Какую пользу можно извлечь  из анализа затрат на качество?

 

1.4 Что такое затраты  на качество и как они возникают

 

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

 

· затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает  или полностью предотвращает  возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные  мероприятия или предупредительные  затраты);

 

· затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение  достигнутого уровня качества;

 

· внутренние затраты на дефект -- затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

 

· внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как  продукт был продан (внешние потери);

 

Составляющие каждой из четырех  основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в  основном условная и незначительные различия в деталях встречаются  в различных организациях.

 

Это не существенно, поскольку  сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании.

 

Вот что действительно  важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям  было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним  заголовком, то она не должна появиться  под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата  должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком.

 

2 Виды затрат на качество  продукции

 

2.1 Три основных вида укрупненных затрат на качество

 

Укрупненные затраты, связанные  с качеством продукции, можно  разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

 

Если разработка и конструирование  новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут  включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой  продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

 

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией  качества изделия, включают в себя:

 

транспортные - внешние и  внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;

 

снабженческие - закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;

 

затраты на подразделения, контролирующие производство;

 

затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия  и др.;

 

затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени  связаны и влияют на обеспечение  качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его  квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

 

Производственные затраты  в свою очередь можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат - через амортизационные отчисления, и трудовых - через заработную плату (оплату нормочасов).

 

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые  затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в  дальнейшем до момента ее снятия с  производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием  и восстановлением утерянного (недополученного  по сравнению с запланированным) уровня качества.

 

Основная часть базовых  затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные  и общепроизводственные расходы, относимые  на изготовление конкретного изделия  через смету затрат.

 

Дополнительные затраты  включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К  первым относятся расходы, которые  несет предприятие для того, чтобы  определить, отвечает ли продукция  запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку  и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым  образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и  технологии, а в отдельных случаях  и на остановку производства.

 

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении  следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.

 

2.2 Виды затрат по классификации  А. Фейгенбаума

 

Расходы на проведение предупредительных  мероприятий

 

а) планирование качества (организационное  обеспечение качества, проектирование изделия, исследования в области  надежности и т.д.);

 

б) контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических  процессов, контроль над процессом  производства и т.п.);

 

в) проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проектирование аппаратуры, используемой для определения качества продукции и технологического процесса, сбора данных, их обработки и т.д.);

 

г) обучение методам обеспечения  качества и работа с кадрами (разработка программ подготовки кадров, направленных на правильное применение работниками  методов управления качеством);

 

д) проверка конструкции изделия (предпроизводственная оценка продукции);

 

е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными системами качества, их совершенствование);

 

ж) другие расходы, связанные  с проведением предупредительных  мероприятий.

 

Расходы на оценку качества

 

а) проведение испытаний  и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные  расходы контролеров);

 

б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний  в лаборатории или испытательном  центре для оценки качества закупочного  материала);

 

в) лабораторные измерения (измерения, проверка контрольно-измерительных  приборов, их ремонт и т.п.);

 

г) технический контроль (оценка качества продукции работниками  службы технического контроля);

 

д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);

 

е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);

 

ж) аттестация качества продукции  сторонними организациями;

 

з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);

 

и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полученных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разрешения на отгрузку продукции);

 

к) испытания в условиях эксплуатации.

 

Издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами

Информация о работе Затраты на качество