Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
Повышение качества продукции - один из основных критериев эффективности протекания инновационных процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано результатами проведенного нами кейс-стади на «Заводе металлоконструкций», где ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе и на экспорт) поставило руководство предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования
ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Введение
Повышение качества
продукции - один из основных критериев
эффективности протекания инновационных
процессов на промышленном предприятии.
Обращение к этой теме вызвано
результатами проведенного нами кейс-стади
на «Заводе металлоконструкций», где
ужесточение требований к качеству
выпускаемых изделий (в том числе
и на экспорт) поставило руководство
предприятия перед
Анализ проблемы
качества в данной работе мы начинаем
с описания внедрения новых технических
решений в контексте внедрения
системы управления качеством на
«Заводе металлоконструкций». На примере
этого предприятия показан
Общие сведения о системе управления качеством (обзор литературы)
Повышение качества
продукции считается основой
ее конкурентоспособности и
1) внедрение систем качества
на основе международных
2) снятие технических барьеров в торговле на основе концепции “общего рынка”;
3) обеспечение устойчивого
развития внутри общества “
В 1987 году, после выхода первого издания стандартов серии ISO 9000, начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия.
В России сертификация по ISO
9000 началась с 1991 года. Участниками
сертификации являются крупные промышленные
предприятия: “Чайка” (часы), “Кристалл“
(водка), “УралАЗ” (автомобили). Основным
побудительным мотивом являлось
повышение
Основные принципы международной политики в области качества:
1. Открытость и доступность
информации для потребителей, производителей
и государства о требованиях,
предъявляемых к качеству
2. Создание единого правового
и технического пространства
с учетом национального
3. Повышение
4. Повышение роли человеческого
фактора в обеспечении
5. Создание инфраструктуры
качества в виде международных
институтов, обществ, тесного
6. Внедрение систем качества,
основанных на включении всех
работников предприятия в
Стандарты семейства ISO 9000 описывают минимальный перечень элементов, из которых должна состоять система качества, но не дают способов их внедрения. Они не регламентируют конкретный способ реализации системы качества, поскольку она зависит от рода деятельности предприятия, его задач, оснащенности, квалификации персонала и т.д. В зависимости от жизненного цикла продукции, реализуемого на данном предприятии, выделены четыре группы предприятий:
1. Стандарт ISO 9001 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют полный жизненный цикл продукции - от разработки до изготовления и сервисного обслуживания.
2. Стандарт ISO 9002 содержит
требования к предприятиям, которые
осуществляют изготовление
3. Стандарт ISO 9003 содержит
требования к испытательным
4. Стандарт ISO 9004 состоит
из двух частей и претерпел
значительные изменения в
На практике предприятие
может производить широкую
Необходимо отметить и
недостатки стандартов серии ISO 9000, которые
побуждают предприятия к
нет конкретных требований к содержанию системы контроля за расходами на качество, то есть не рассматривается и не отслеживается эффективность внедрения системы качества;
нет ориентации на общечеловеческие ценности - экологию, социальный климат;
нет жесткого требования сертификации всех комплектующих, поступающих на производство.
Концепция непрерывного развития качества регламентирует устранение выявляемых несоответствий, что частично учтено при построении TQM. Следует отметить, что философия TQM опирается на принцип “производство - это организм” и уделяет особое внимание человеческому фактору производства. Отметим, что концепция TQM и ISO не исключает, а взаимно дополняют друг друга. При этом стандарты ISO больше уделяют внимание проблеме взаимоотношений поставщик - потребитель, тогда как TQM ориентирована на обслуживание внутренних задач предприятия.
Общие сведения о «Заводе металлоконструкций»
История завода начинается
с 1959 года, когда были построены мастерские
по изготовлению металлоконструкций.
В 1963 году мастерские получили статус
завода. Основными видами продукции
явились металлоконструкции (балки,
фермы, связи, колонны), детали трубопроводов,
нестандартное оборудование для
монтажных и специальных
Конец 60-х - начало
70-х годов - явился судьбоносным периодом
для завода, ибо в России начался
бум нефтеперерабатывающей
Далее последовали
годы так называемой перестройки. Резервуары
стали невостребованными. Руководство
завода вопрос ребром - жить, а не выживать
- поставило главным в тот
Сегодня акционерное
общество «Завод металлоконструкций»
является открытым акционерным обществом.
В целях повышения технического
уровня, оснащенности производства, заводом
за прошедший период было приобретено
оборудование на сумму 5,5 млн. руб. В
Финляндии закуплены
Наблюдается ее постоянное увеличение общей прибыли завода, так в 1997 году валовая прибыль составила 4500 тыс. рублей, в 1998 году - 6800 тыс. рублей, в 1999 году - 8800 тыс. рублей. За 1999 год себестоимость выпущенной продукции составила 108 тыс. рублей. Затраты на 1 рубль товарной продукции - 0,74 рубля. По сравнению с 1998 годом этот показатель снизился на 10%.
Сокращение объемов производства резервуаров, вызванные ухудшением экономической ситуации в стране, вынудило руководство предприятия начать выпуск новых видов продукции: гаражи, двери, решетки, печи, ворота, виражи, ограды, шампунь. Однако, результаты выпуска “ширпотреба”, способствовали в основном “латанию дыр” - поддержанию сохранившихся ресурсов предприятия и не способствовали более эффективным инновационным процессам, позволяющим решить экономические проблемы предприятия.
Внедрение стандартов качества ISO 9001 на «Заводе металлоконструкций»
Завод металлоконструкций
- предприятие, которое зарекомендовало
себя на рынке как небольшое
Необходимость внедрения системы качества во многом диктовалось требованиями заказчиков. При внедрении системы определяющим условием для успеха внедрения системы управления качеством являлись убежденность руководства предприятия в ее пользе, побуждающая подчиненных мобилизовать свои силы для решения этой задачи.
Руководство завода считало, что затраты на внедрение системы качества - это не убытки, а грамотные инвестиции. Система качества предприятия должна была способствовать достижению перспективных целей, связанных с потенциальными возможностями завода, а не получению разовой прибыли от выполнения конкретного заказа. Прибыль от внедрения системы качества проявились в последствии благодаря:
наглядности (управляемости) административных и технологических процессов на предприятии;
рационализации
организационной структуры
обеспечению и улучшению воспроизводимого качества продукции завода;
оптимальному удовлетворению заказчика;
быстрой адаптации к изменениям требований и ожиданий заказчиков;
децентрализации
(делегированию полномочий) - четкому
перераспределению
Уже в 1992 году было
очевидно, что рыночная перестройка
КСУКП не исключила, а лишь соответствующим
образом преобразовало плановую
основу управления производством и
качеством продукции. И действительно,
формирование системы качества началось
с разработки таких принципиально
важных документов перспективного планирования,
как Политика качества, Планы качества
по рабочим местам и Мероприятия
по совершенствованию системы
Что касается принципов и организации выполнения долгосрочных и краткосрочных планов, то они были изложены в Руководстве по обеспечению качества и в стандартах предприятия. Причем Руководство документально закрепило организационную структуру завода, которая позволяет распределить ответственность и полномочие для успешного выполнения Политики в области качества. Руководители подразделений несут ответственность за обеспечение соответствующих кадров. Прием трудящихся на завод ведется через отдел кадров. Каждый поступающий на завод работник берется на учет в учебном пункте завода и при необходимости проходит обучение. Для управления, выполнения работ и проверок, включая внутренние проверки качества назначаются обученные специалисты. Аттестация специалистов производится через определенные промежутки времени.
Два раза в год
на Заводе проводится анализ системы
обеспечения качества в соответствии
с требованиями Руководства по обеспечению
качества, чтобы убедиться, что система
качества завода постоянно и эффективно
удовлетворяет необходимые