Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
Повышение качества продукции - один из основных критериев эффективности протекания инновационных процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано результатами проведенного нами кейс-стади на «Заводе металлоконструкций», где ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе и на экспорт) поставило руководство предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования
Затем происходило официальное заключение договора о сотрудничестве с итальянской фирмой и непосредственно оформление документов на покупку оборудования. Покупка осуществлялась только за счет собственных средств предприятия, причем сначала была предоплата в размере 100 долларов, а полная стоимость оборудования составила *** тыс. рублей. Естественно для итальянской фирмы подобные сделки весьма хороши и прибыльны, так как приобретается технология на “живые” деньги без характерных для нашего времени бартерных сделок и взаимозачетов.
За выполнением заказа
и обучением специалистов постоянно
осуществлялся контроль, как со стороны
представителей итальянской фирмы,
так и со стороны руководства
завода. Обучение специалистов от завода
происходило в Италии на фирме-поставщике
оборудования. Командировки специалистов
на обучение были организованы до отгрузки
оборудования. А уже после соответствующего
обучения была осуществлена поставка
и монтаж оборудования Итальянской
фирмы. Но прежде чем организовать производство
оцинкованного листа в
Для увеличения спроса на новую продукцию завода, необходимо соответствующая реклама. Последняя является прямой обязанностью отдела внешнеэкономических связей, находящегося в подчинении у начальника производственного отдела. Отдел внешнеэкономических связей или так называемая служба маркетинга на предприятии был создан в 1998 году. В обязанности маркетинговой службы входило занятие изучения рынка и способы воздействия на него с целью создания условий для приспособления производства к требованиям рынка. Однако работа этой службы тогда ограничивалась лишь тем, что один из представителей этой службы садился за телефон и звонками напоминал предприятиям о существовании завода, иногда звонки заменялись письмами, в которых предлагался перечень выпускаемой продукции.
С 1999 года требования к эффективности
работы службы маркетинга возросли. На
их ответственности лежит
2. Установка с числовым
программным управлением для
сверловки и резки
Целями приобретения нового оборудования являлись, во-первых: улучшение качества продукции, ибо ранее до замены старого оборудования сверловка и резка металлопроката осуществлялась ручным способом, что означало большую вероятность просчетов и промахов. Во-вторых, расширение ассортимента продукции, благодаря которому завод имеет все более расширенный спектр заказов, а значит постоянный спрос на продукцию завода. В-третьих, числовое программное управление позволяет увеличить производительность при выпуске продукции, так как автоматизация позволяет увеличивать объемы выпуска продукции.
Данная процессная инновация
была направлена на поставку новых
и усовершенствованных
Далее последовал поиск подобного
оборудования и технологии. Особенностью
данного поиска было то, что в
пределах России не имелось возможности
приобрести подобную технологию. Соответственно
этому были налажены контакты с посреднической
русско-шведской фирмой “АББАМЕТ”. Тесные
связи с иностранными партнерами
завязались благодаря командировкам
руководства завода, а также были
организованны выставки-
3. Листогибочная машина 60х4000 предназначена для гибки металлопроката повышенных толщин. Цели внедрения данной технологии в целом совпадают с целями внедрения предыдущих рассмотренных инноваций, ибо руководство завода всеми возможными способами стремится расширять ассортимент выпускаемой продукции и постоянно увеличивать технологические возможности предприятия.
Анализируя причины внедрения новой технологии можно отметить, что решающим фактором при внедрении послужил факт потребности металлургических комбинатов в специальных конструкциях металлургических установок - воздухонагреватели для доменных печей. А на подобные предложения крупнейших предприятий завод всегда положительно реагирует и максимально удовлетворяет возникшую потребность, так как эти предприятия региона являются важнейшими поставщиками основного сырья - металлопроката, необходимого для производственной деятельности завода.
После окончательного принятия
решения об инновации на совещании
у генерального директора был
организован поиск установки
новой технологии. Особенностью в
данном примере являлось то, что
было принято решение об изготовлении
новой технологической
Подходы к проблеме качества на инновационных предприятиях
управление качество стандарт инновационный
Еще одним примером актуализации проблемы качества может служить московское предприятие «Колбасы»: «Общая стратегическая линия: для того, чтобы завоевать рынок необходимо выдерживать стандарт качества. У комбината есть девиз: “Москвичи могут есть спокойно!» (из интервью).
Толчком к творческому
подходу к стандартам качества на
предприятии «Колбасы»
Естественно, что продление сроков реализации всегда идет за счет потери качества, поскольку это и добавка консервантов, и замена мяса каким-либо более дешевым наполнителем, но чем дальше от Москвы, тем меньше претензий к качеству возникает у конечных потребителей. В основном люди ориентируются на цену: если это дешево, они это покупают. Если дорого, какого бы она качества ни была, продукция успеха не имеет. Правда с очень некачественным товаром на рынке делать нечего.
Существовала и вторая причина, подталкивающая предприятие к пересмотру ассортимента, сопряженного с серьезной технологической инновацией. В силу ее высокого качества затраты на производство ГОСТовской продукции высоки. Они окупаются лишь при достаточно высоких ценах. В настоящее время цены на некоторые виды элитной продукции, устанавливаемые комбинатом, даже не окупают затрат. В 1998 году предприятие ориентировалось, прежде всего на возрождение старых рецептов, восстановление и расширение существовавшего на комбинате в советские времена специального цеха по производству суперэлитных сортов колбас. Сегодня эта цель, хотя и присутствует стратегически, но отодвинута достаточно далеко. Для выживания в конкурентной борьбе необходим компромисс между ценой и качеством, достижение которого возможно лишь при обеспечении двух условий:
гибкий ассортимент,
гибкое ценообразование.
ГОСТовский ассортимент объективно жесткий. Поэтому инновационная идея выдвинутая и реализуемая на предприятии состоит в следующем: в непрерывном режиме разрабатывать максимально возможное число допустимых по технологическим условиям (ТУ-шных) сортов продукции, из которых оперативно выбираются и запускаются в производство те, для которых необходимые ингредиенты на данный момент на рынке сырья относительно дешевле. Такой подход ведет к сокращению издержек при минимально возможном ущербе для качества продукции, однако требует кардинальной перестройки работы технологической службы.
Переход на иной уровень
понимания управления качеством
продукции демонстрирует
Здесь происходит изменение идеологии: от управления качеством, основанном на выявлении брака в готовом изделии, к управлению качеством, на основе контроля промежуточных производственных процессов. Венцом движения в этом направлении является внедрение системы, основанной на международных стандартах управления качеством.
Важным фактором при принятии решения о внедрении системы управления качеством может стать выход предприятия со своей продукцией на международный рынок. Здесь можно привести еще один пример - «Корсар» (Минск).
Значительных усилий от МВВЗ “Корсар” потребовало решение проблемы получения международного сертификата качества продукции; предприятие готовилось к получению этого сертификата в течение 1999 года. Требовалось подтвердить, что все производственные процессы на заводе, начиная с разработки технологий и заканчивая сбытом продукции, соответствуют достаточно высоким стандартам. 14 марта 2000 г. директору МВВЗ “Корсар” в торжественной обстановке был вручен сертификат качества системы ISO-9001. Это означает, что МВВЗ “Корсар” облегчен выход со своей продукцией на зарубежные рынки, где без такого сертификата его предложения просто бы не рассматривались. До сих пор такой сертификат имел в Беларуси только Брестский ликеро-водочный завод. Всего в Республике Беларусь обладателями сертификата качества системы ISO-9001 являются 44 предприятия, готовятся к получению - 180.
Выводы
Повышение качества продукции
- один из главных показателей
Система обеспечения качества в соответствии с Международными стандартами ISO 9001, во-первых, является сама по себе управленческой инновацией, во-вторых, служит организующим «стержнем» для проведения технических и технологических инноваций на предприятии. В третьих, её можно рассматривать как маркетинговую инновацию для завоевания новых (зарубежных) рынков.
Литература
Васильев Б.В. Инновационное развитие предприятия // Журнал для акционеров. - 1998.- №5. - сс.36-40.
Глазунов В.Н. Инвестиционная политика предприятия // Финансы. - 1999.- №12.- сс.24-27.
Грачева Г.Н. Методология проектного анализа // Вестник МГУ.- Серия 6. Экономика. - 1999.- №1- сс.21-24.
Гусаков Р.Н. Формирование потенциала // Экономист. - 1999.- №2.- сс.33-36.
Дружинин Е.В., Кортнева Н.В. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации // Управление персоналом. 2000.- №1.- сс.48-53.
Заверюха А.Х. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инвестиционной сфер // Финансы 2000.- №1.- сс.64-68.
Захаров М.Г. Система качества - это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты качества. - 1999.- №2.- сс.33-36.
Зелтынь А.С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО.- 1999.- №5.- сс.52-62.
Иванов Н.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990.- 216с.
Иванова Л.В. Инновационная
сфера // Мировая экономика и