Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа
Роль стандартизации в любой сфере человеческой деятельности чрезвычайно велика. В современных условиях развивающегося информационного общества и распространения информационных технологий изучение такой области, как стандартизация, более чем актуально.
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечала свой 80-летний юбилей.
На этапе становления и развития стандартизация в России преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счёт средств федерального бюджета.
Введение…………………………………………….……………….......4-5
Терминологическая база……………………………………………..6-8
Общая характеристика стандартизации…………………………….9-36
2.1 История развития стандартизации……………………………… 9-21
2.2 Цели, принципы и задачи стандартизации…………………….. 22-26
2.3 Категории и виды стандартов……….…………………………. 27-36
Информация о стандартах……………………...……………………. 37-48
Заключение……………………………………………………………….. 49-50
Библиографический список…………………………………
− в 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической.
Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. (10, с. 9).
Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были: организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, утверждение и опубликование стандартов. (13, с. 12)
В 1990-е годы работы по стандартизации в России велись на основе принятого в 1993 г. Закона Российской Федерации «О стандартизации» и введенной в 1994 г. государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ по стандартизации, согласованные с международными нормами и требованиями (5, с. 76).
В 1968 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
Определенной вехой в развитии стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандартизации в СССР». (22, с. 27)
В этом постановлении главной
задачей стандартизации была названа
разработка системы нормативно-
В Постановлении Совета Министров
СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании
организации работы по стандартизации»
определены задачи в условиях перевода
экономики страны на рыночные отношения
и интеграции ее в мировое экономическое
пространство. В постановлении реализованы
основные положения концепции
Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таковых удовлетворяют потребностям народного хозяйства; переход, начиная с 1991 г., на разработку государственных стандартов силами технических комитетов по стандартизации — формированиями специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций (9, с. 58-59).
В 1992 г. образованы независимые государства, правительства которых подписали 13 марта 1992 г. Согласование о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (21, с. 27).
Работы по стандартизации услуг начали проводиться в 1992 году. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ "О защите прав потребителей" и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация.
В 1995 году вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.
Используемые в сфере
услуг многочисленные подзаконные
акты (правила, инструкции и пр.) не могли
стать основной нормативной базой
сертификации — были необходимы государственные
стандарты с обязательными
Для разработки комплекса
государственных стандартов в сфере
услуг стали создавать
В сфере услуг населению
более 40 государственных стандартов
(главным образом ГОСТ Р), в том
числе: основополагающие (на термины
в области услуг, модель обеспечения
качества услуг, номенклатуру показателей
качества); конкретные группы услуг (ремонт
и техническое обслуживание автомототранспортных
средств, радиоэлектронной аппаратуры,
электробытовых машин и приборов,
туристских услуг и услуг гостиниц,
услуг общественного питания, химическая
чистка и крашение, перевозка пассажиров
автомобильным транспортом), на процессы
(проектирование туристских услуг), персонал
(по услугам общепита розничной торговли),
на классификацию предприятий
Период 2002-2003 гг. ознаменовался принятием 27.12.2002 ФЗ «О техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая была необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле (13, с. 14).
По уровню стандартизации
услуг наша страна существенно отстает
от стран ЕС, где действуют более
160 стандартов. Причем в России совершенно
не охвачены стандартами услуги связи,
учреждений культуры, банков, медицинские
и санаторно-оздоровительные
С 1 января 2010 года введен
в действие ГОСТ Р 53105-2008 "Услуги
общественного питания.
С 1 января 2011 года вводится
в действие ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги
общественного питания. Общие
требования". Настоящий стандарт
устанавливает перечень услуг
общественного питания, общие
требования к услугам, методы
оценки качества услуг, а
Также дополнительную информацию о стандартизации можно получить из Концепции развития национальной системы стандартизации: настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.
Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации.
Сформированная на протяжении
многих десятилетий система
Стандартизация является
ключевым фактором поддержки государственной
социально-экономической
Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
Национальные и международные
стандарты могут использоваться
в качестве основы для разработки
технических регламентов и
Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
В состав фонда документов
национальной системы стандартизации
входят межгосударственные, государственные
и национальные стандарты, отраслевые
стандарты, правила стандартизации,
нормы и рекомендации в области
стандартизации, общероссийские классификаторы
технико-экономической и
Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
В рамках фонда документов
национальной системы стандартизации
сформировался ряд таких
Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации (7).
В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.
Ввиду отсутствия необходимых
научных исследований и слабого
притока профессиональных кадров в
научно-исследовательские
Темпы обновления и актуализации
фонда документов национальной системы
стандартизации за последние годы снизились
(необходимо ежегодно обновлять не
менее 10 процентов фонда для
В связи со слабой заинтересованностью
промышленности в разработке стандартов,
реорганизацией управления отраслями
и отраслевыми научно-
Российская Федерация
является членом Международной организации
по стандартизации, Международной
Информация о работе Информационное обеспечение стандартизации