Информационное обеспечение стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Роль стандартизации в любой сфере человеческой деятельности чрезвычайно велика. В современных условиях развивающегося информационного общества и распространения информационных технологий изучение такой области, как стандартизация, более чем актуально.
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечала свой 80-летний юбилей.
На этапе становления и развития стандартизация в России преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счёт средств федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………….……………….......4-5
Терминологическая база……………………………………………..6-8
Общая характеристика стандартизации…………………………….9-36
2.1 История развития стандартизации……………………………… 9-21
2.2 Цели, принципы и задачи стандартизации…………………….. 22-26
2.3 Категории и виды стандартов……….…………………………. 27-36
Информация о стандартах……………………...……………………. 37-48
Заключение……………………………………………………………….. 49-50
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК1.docx

— 94.60 Кб (Скачать файл)

− в 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической.

Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. (10, с. 9).

Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать  введение метрической системы мер  и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при  Совете Труда и Обороны. Основными  задачами Комитета были: организация  руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, утверждение и опубликование  стандартов. (13, с. 12)

В 1990-е годы работы по стандартизации в России велись на основе принятого в 1993 г. Закона Российской Федерации «О стандартизации» и введенной в 1994 г. государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ по стандартизации, согласованные с международными нормами и требованиями (5, с. 76).

В 1968 г. в соответствии с  Постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые  в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных  стандартов «Государственная система  стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза  ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в  развитии стандартизации явилось Постановление  Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об  организации работы по стандартизации в СССР». (22, с. 27)

В этом постановлении главной  задачей стандартизации была названа  разработка системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью  использования этой документации.

В Постановлении Совета Министров  СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании  организации работы по стандартизации»  определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения  и интеграции ее в мировое экономическое  пространство. В постановлении реализованы  основные положения концепции государственной  системы стандартизации, главная  идея которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой.

Основными положениями постановления  являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таковых удовлетворяют потребностям народного хозяйства; переход, начиная с 1991 г., на разработку государственных стандартов силами технических комитетов по стандартизации — формированиями специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций (9, с. 58-59).

В 1992 г. образованы независимые  государства, правительства которых  подписали 13 марта 1992 г. Согласование о  проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (21, с. 27).

Работы по стандартизации услуг начали проводиться в 1992 году. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ "О защите прав потребителей" и  вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных  услуг. Одним из механизмов, выбранных  Госстандартом России, стала обязательная сертификация.

В 1995 году вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом  рынке всеми видами услуг.

Расширяется перечень оказываемых  услуг. К традиционным для нашей  страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные  и др.

Используемые в сфере  услуг многочисленные подзаконные  акты (правила, инструкции и пр.) не могли  стать основной нормативной базой  сертификации — были необходимы государственные  стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.

Для разработки комплекса  государственных стандартов в сфере  услуг стали создавать технические  комитеты, так как стандарты требовалось  разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью  в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств, которые  отвечали за развитие конкретной сферы  услуг.

В сфере услуг населению  более 40 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том  числе: основополагающие (на термины  в области услуг, модель обеспечения  качества услуг, номенклатуру показателей  качества); конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобильным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита розничной торговли), на классификацию предприятий сферы  услуг (предприятия общепита, гостиницы) (15).

Период 2002-2003 гг. ознаменовался  принятием 27.12.2002 ФЗ «О техническом  регулировании» и вступлением его  в силу с 01.07.2003. Принятие данного  Закона положило начало реорганизации  системы стандартизации, которая была необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле (13, с. 14).

По уровню стандартизации услуг наша страна существенно отстает  от стран ЕС, где действуют более 160 стандартов. Причем в России совершенно не охвачены стандартами услуги связи, учреждений культуры, банков, медицинские  и санаторно-оздоровительные услуги.

 С 1 января 2010 года введен  в действие ГОСТ Р 53105-2008 "Услуги  общественного питания. Технологические  документы на продукцию общественного  питания. Общие требования к  оформлению, построению и содержанию". Настоящий стандарт устанавливает  общие требования к оформлению, построению и содержанию технологических  документов на продукцию общественного  питания. К технологическим документам  относят следующие документы:  технологические карты на продукцию  общественного питания (ТК); технологические  инструкции по производству (и/или  доставке и реализации) продукции  общественного питания (ТИ); технико-технологические  карты на новую продукцию общественного  питания (ТТК). Технологические документы  утверждает руководитель организации  (предприятия) общественного питания.  Стандарт распространяется на  технологические документы на  продукцию, изготавливаемую предприятиями  общественного питания различных  форм собственности и индивидуальными  предпринимателями. 

 С 1 января 2011 года вводится  в действие ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги  общественного питания. Общие  требования". Настоящий стандарт  устанавливает перечень услуг  общественного питания, общие  требования к услугам, методы  оценки качества услуг, а также  требования безопасности услуг  общественного питания для потребителей. ГОСТ Р 50764-2009 распространяется  на услуги общественного питания,  оказываемые предприятиями общественного  питания юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей (14).

Также дополнительную информацию о стандартизации можно получить из Концепции развития национальной системы стандартизации: настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.

Концепция подготовлена в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных  нормативных документов в области  стандартизации.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной  стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для  развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ  и услуг.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной  социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических  барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества  граждан, обеспечивает охрану интересов  потребителей, окружающей среды и  экономию всех видов ресурсов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования  должна внести достойный вклад в  экономическое развитие страны, при  этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны  происходящим переменам и соответствовать  международной практике.

Законодательную и нормативную  базу национальной системы стандартизации составляют:

    • Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
    • Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
    • нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
    • основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Национальные и международные  стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.

Организационно-функциональную структуру национальной системы  стандартизации составляют: 

    • национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
    • научно-исследовательские организации по стандартизации;
    • технические комитеты по стандартизации;
    • разработчики стандартов.

В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные  и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области  стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Фонд документов национальной системы стандартизации является составной  частью федерального информационного  фонда технических регламентов  и стандартов.

В рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические  системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции.

Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены  переходным периодом реформы в области  технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации (7).

В Федеральном законе "О  техническом регулировании" не в  полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных  и межгосударственных стандартов. Кроме  того, указанным Законом не предусмотрены  отраслевые стандарты и другие нормативные  документы, значение которых для  производителей продукции остается весьма существенным.

По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность  и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью  отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень  их гармонизации с международными стандартами.

Ввиду отсутствия необходимых  научных исследований и слабого  притока профессиональных кадров в  научно-исследовательские организации  и технические комитеты по стандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качество разработки национальных стандартов по целому ряду направлений  стандартизации.

Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы  стандартизации за последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания  его на приемлемом уровне).

В связи со слабой заинтересованностью  промышленности в разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями  и отраслевыми научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов по стандартизации в последние годы также снизилась.

Российская Федерация  является членом Международной организации  по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза  электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных  организаций, количество секретариатов  технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.

Информация о работе Информационное обеспечение стандартизации