Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа
Роль стандартизации в любой сфере человеческой деятельности чрезвычайно велика. В современных условиях развивающегося информационного общества и распространения информационных технологий изучение такой области, как стандартизация, более чем актуально.
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечала свой 80-летний юбилей.
На этапе становления и развития стандартизация в России преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счёт средств федерального бюджета.
Введение…………………………………………….……………….......4-5
Терминологическая база……………………………………………..6-8
Общая характеристика стандартизации…………………………….9-36
2.1 История развития стандартизации……………………………… 9-21
2.2 Цели, принципы и задачи стандартизации…………………….. 22-26
2.3 Категории и виды стандартов……….…………………………. 27-36
Информация о стандартах……………………...……………………. 37-48
Заключение……………………………………………………………….. 49-50
Библиографический список…………………………………
В 2008 г. новое развитие получает комплексная стандартизация, основанная на программно-целевых методах повышения уровня качества продукции путем разработки комплексов взаимоувязанных стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия и готовую продукцию, а также на технологическое оборудование.
Основными стандартами в таких комплексах являются стандарты с перспективными требованиями на группы однородной конечной продукции. При комплексной стандартизации одновременно решается задача опережающей стандартизации сырья, материалов, конструкций, изделий, инструмента и технологий, качество и технический уровень которых оказывают решающее влияние на технико-экономические характеристики машин, механизмов, зданий, сооружений.
Таким образом, действующие научно-технические документы (НТД) должны обеспечить оптимальность норм, правил, показателей качества продукции с учетом получения максимального эффекта при эксплуатации (использовании) продукции при минимальных затратах на ее создание и эксплуатацию.
Действующие стандарты охватывают большой диапазон выпускаемой продукции, содержат разнообразные требования, показатели и нормы, а также устанавливают методы контроля качества материалов и изделий.
В 2008 г. совокупность стандартов было принято классифицировать по двум признакам: сфере (уровню) действия и содержанию.
Сфера действия стандартов. В зависимости от сферы действия стандарты подразделяются на следующие категории: государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
Государственные стандарты (ГОСТ) — это обязательные документы для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.
Отраслевые стандарты (ОСТ)
разрабатывают на группы однородной
продукции отраслевого
Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством.
Содержание стандартов. Разделение стандартов на виды отражает основные этапы проектирования, технологической переработки и применения продукции и значительно облегчает процесс разработки стандартов.
Стандарты общих технических требований (стандарты ОТТ) разрабатывают на группы однородной продукции. Они являются в настоящее время основным видом государственного (отраслевого) стандарта, в котором устанавливают требования к продукции: назначения; надежности; экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономики и технической эстетики; технического обслуживания и ремонта; транспортабельности; безопасности; стандартизации и унификации; охраны природы; технологичности; радиоэлектронной защиты, а также конструктивные требования.
Стандарты технических требований нормируют показатели качества, надежности и долговечности продукции, ее внешний вид. Такие стандарты устанавливают гарантийный срок, срок службы и комплектности поставки изделий.
Стандарты общих технических условий (стандарты ОТУ) разрабатывают на группы или подгруппы однородной продукции. В практике такие стандарты называют стандартами полной характеристики группы (подгруппы) однородной продукции.
Стандарты типов изделий и их основных параметров (размеров) устанавливают типы и марки продукции, а также ее основные параметры: проектные нагрузки, массу изделий, вид материалов, используемых для изготовления продукции.
Стандарты методов испытаний включают в себя требования о порядке отбора проб или образцов, методы испытаний материалов и изделий, используемые для оценки качества продукции (2, с. 130-136).
Также в 2008 г. Считалось, что
стандарты бывают международные, региональные,
национальные и административно-
Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.
Технические условия устанавливают технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в ТУ должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Свод правил, как и предыдущие технические условия, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.
Указанные выше нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент, регламент — это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов (12, с. 10-11).
Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие закона о техническом регулировании, которым вводится новый обязательный нормативный документ – технический регламент (11, с. 102).
Разновидность регламентов — технический регламент — содержит технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены непосредственно в этом документе либо в другом нормативном документе (стандарт, документ ТУ, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, указаниями по методам контроля или проверок соответствия продукта (услуги, процессы) требованиям регламента (12, с. 10-11).
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» в последней редакции к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ) (19).
Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:
Основополагающий стандарт
— стандарт, имеющий широкую область
распространения и/или
Основополагающий стандарт
может применяться
Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.
При стандартизации организационно-методических
и общетехнических объектов устанавливаются
положения, обеспечивающие техническое
единство при разработке, производстве,
эксплуатации продукции и оказании
услуг, например: организация работ
по стандартизации; разработка и постановка
продукции на производство; правила
оформления технической, управленческой,
информационно-
Основополагающие
Основополагающие
Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов:
1.стандарт общих технических условий;
2. стандарт технических условий.
В первом случае стандарт содержит
общие требования к группам однородной
продукции, во втором — к конкретной
продукции. Указанные стандарты
в общем случае включают следующие
разделы: классификация, основные параметры
и (или) размеры; общие технические
требования; правила приемки; маркировка,
упаковка, транспортирование, хранение.
По группам однородной продукции
могут разрабатываться
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.
Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.
Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:
Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Практика обязательной сертификации
вызвала необходимость
Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.
Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Информация о работе Информационное обеспечение стандартизации