Информационное обеспечение стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Роль стандартизации в любой сфере человеческой деятельности чрезвычайно велика. В современных условиях развивающегося информационного общества и распространения информационных технологий изучение такой области, как стандартизация, более чем актуально.
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечала свой 80-летний юбилей.
На этапе становления и развития стандартизация в России преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счёт средств федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………….……………….......4-5
Терминологическая база……………………………………………..6-8
Общая характеристика стандартизации…………………………….9-36
2.1 История развития стандартизации……………………………… 9-21
2.2 Цели, принципы и задачи стандартизации…………………….. 22-26
2.3 Категории и виды стандартов……….…………………………. 27-36
Информация о стандартах……………………...……………………. 37-48
Заключение……………………………………………………………….. 49-50
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК1.docx

— 94.60 Кб (Скачать файл)

В 2008 г. новое развитие получает комплексная стандартизация, основанная на программно-целевых методах повышения уровня  качества продукции путем разработки комплексов взаимоувязанных стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия и  готовую продукцию, а также на технологическое оборудование. 

Основными стандартами в таких комплексах являются стандарты с перспективными требованиями на группы однородной конечной продукции. При комплексной стандартизации одновременно решается задача опережающей стандартизации сырья, материалов, конструкций, изделий, инструмента и технологий, качество и технический уровень которых оказывают решающее влияние на технико-экономические характеристики машин, механизмов,  зданий, сооружений.

Таким образом, действующие  научно-технические документы (НТД) должны обеспечить оптимальность норм, правил,  показателей качества продукции  с учетом получения максимального  эффекта при эксплуатации (использовании) продукции при  минимальных затратах на ее создание и эксплуатацию.

Действующие стандарты охватывают большой диапазон выпускаемой продукции, содержат разнообразные требования,  показатели и нормы, а также устанавливают методы контроля качества материалов и изделий.

В 2008 г. совокупность стандартов было принято классифицировать по двум признакам: сфере (уровню) действия и содержанию.

Сфера действия стандартов. В зависимости от сферы действия стандарты подразделяются на следующие категории: государственные, отраслевые и стандарты предприятий.

Государственные стандарты (ГОСТ) — это обязательные документы  для всех предприятий, организаций  и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают на группы однородной продукции отраслевого производства и применения,  конкретную продукцию, закрепленную за данным министерством. 

Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством. 

Содержание стандартов. Разделение стандартов на виды отражает основные этапы проектирования, технологической  переработки и применения продукции и значительно облегчает процесс разработки стандартов.

Стандарты общих технических  требований (стандарты ОТТ) разрабатывают на группы однородной продукции. Они являются в настоящее время основным видом государственного  (отраслевого) стандарта, в котором устанавливают требования к  продукции: назначения; надежности; экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономики и технической эстетики; технического обслуживания и ремонта; транспортабельности; безопасности; стандартизации и  унификации; охраны природы; технологичности; радиоэлектронной защиты, а также конструктивные требования.

Стандарты технических требований нормируют показатели качества, надежности и долговечности продукции, ее внешний вид. Такие стандарты устанавливают гарантийный срок, срок службы и комплектности поставки изделий.

Стандарты общих технических  условий (стандарты ОТУ) разрабатывают  на группы или подгруппы однородной продукции. В практике такие стандарты называют стандартами полной характеристики группы (подгруппы) однородной продукции.

Стандарты типов изделий и их основных параметров (размеров) устанавливают типы и марки продукции, а также ее основные параметры: проектные нагрузки, массу изделий, вид материалов, используемых для изготовления продукции.

Стандарты методов испытаний  включают в себя требования о порядке  отбора проб или образцов, методы испытаний  материалов и изделий, используемые для оценки качества продукции (2, с. 130-136).

Также в 2008 г. Считалось, что  стандарты бывают международные, региональные, национальные и административно-территориальные. Они принимались соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации.

Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.

Технические условия устанавливают технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в ТУ должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Свод правил, как и предыдущие технические условия, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно  разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и  конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов,  конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Указанные выше нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент, регламент — это документ, в котором содержатся обязательные  правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по  стандартизации, как в случае других нормативных документов (12, с. 10-11).

Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие закона о техническом регулировании, которым вводится новый обязательный нормативный документ – технический  регламент (11, с. 102).

Разновидность регламентов  — технический регламент — содержит  технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть  представлены непосредственно в этом документе либо в другом нормативном документе (стандарт, документ ТУ, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими  документами, указаниями по методам контроля или проверок  соответствия продукта (услуги, процессы) требованиям регламента (12, с. 10-11).

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» в  последней редакции к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

    • национальные стандарты;
    • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
    • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
    • стандарты организаций;
    • своды правил;

(абзац введен Федеральным  законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

    • международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

(абзац введен Федеральным  законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

    • надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

(абзац введен Федеральным  законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

    • предварительные национальные стандарты.

(абзац введен Федеральным  законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ) (19).

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие  основные виды стандартов:

    • стандарты основополагающие;
    • стандарты на продукцию;
    • стандарты на услуги;
    • стандарты на процессы (работы);
    • стандарты на методы контроля;
    • стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область  распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно  в качестве стандарта или служить  основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических  документов.

Существует два подвида  стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются  положения, обеспечивающие техническое  единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ  по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила  оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические  правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие  организационно-технические положения  по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация  в Российской Федерации. Правила  разработки, утверждения, обновления и  отмены»).

Основополагающие общетехнические  стандарты устанавливают: научно-технические  термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы  и пр.

Стандарт на продукцию  — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция  или группа однородной продукции, с  тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию разрабатывают  следующие основные подвиды стандартов:

1.стандарт общих технических условий;

2. стандарт технических условий.

В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты  в общем случае включают следующие  разделы: классификация, основные параметры  и (или) размеры; общие технические  требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции  могут разрабатываться стандарты  узкого назначения: стандарты технических  требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают  требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения  их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения  и охраны окружающей природной среды  при проведении технологических  операций.

На современном этапе  большое значение приобретают стандарты  на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой  кадров и пр. Имеются в виду стандарты  по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными  и обеспечивать воспроизводимые  результаты. Выполнение этих условий  в значительной степени зависит  от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и  других характеристиках, предусмотренных  комплексом стандартов, выполненных  на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости  от специфики его проведения устанавливают:

    • средства испытаний и вспомогательные устройства;
    • порядок подготовки к проведению испытаний;
    • порядок проведения испытаний;
    • правила обработки результатов испытаний;
    • правила оформления результатов испытаний;
    • допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод  определения паропроницаемости  чистошерстяных и полушерстяных  тканей) либо широкого назначения —  проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и  методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает  требования, которым должна удовлетворять  группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и  определения — стандарт, устанавливающий  термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные  признаки понятия. Терминологические  стандарты выполняют одну из главных  задач стандартизации — обеспечение  взаимопонимания между всеми  сторонами, заинтересованными в  объекте стандартизации.

Информация о работе Информационное обеспечение стандартизации