Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что материальной базой для создания процессно – ориентированных информационных систем на наукоемких предприятиях может стать только полнофункциональная система, охватывающая весь жизненный цикл НОП и содержащая в своем составе все необходимые программно – технические средства.

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

Совместное управление качеством  сTQM.

сTQM помогает модернизировать бизнес процессы и ввести глобальные информационные сети предприятия, позволяя принимать более обоснованные решения на основе точного и всестороннего сбора данных.

сTQM объединяет всех участников производственного процесса – конструкторов, поставщиков, операторов, контролеров, управленцев, заказчиков. сTQM помогает создавать практически «бесшовную» интеграцию процессов и их участников для достижения общей цели – создания высококачественных продуктов.

Ниже приводятся основные элементы сTQM:

  • Интеграционная структура – устойчивая, удобная в работе интеграционная структура, которая соединяет сTQM с существенными прикладными программами предприятия (ERP, PDM,…). сTQM интегрирована с системой Baan.
  • Web – приложения. Часть функциональных возможностей в системах ERP (особенно это касается системы управления качеством) могут быть представлены как приложения на базе браузера. Это дает возможность распределять соответствующую информацию в реальном масштабе времени и осуществлять доступ пользователей, находящихся в разных местах организации или даже за пределами предприятия (поставщики, субподрядчики и т.д.).
  • Функциональные возможности управления качеством. Система функциональных возможностей управления поставщиком помогает управлять всем процессом сертификации поставщика, включая получения одобрения, оценку рейтинга поставщика и управление проверкой.
  • Интеллектуальный центр ведения бизнеса (Портал). По мере быстрого роста объема данных в многочисленных прикладных программах предприятия важно в любой точке и в любой момент времени иметь единое представление информации, имеющейся в приложениях.

 

Информационные технологи в  обеспечении качества НОП

Стандарт ISO 8402 – 94 «Качество. Словарь» определяет качество как совокупность свойств характеристик продукта (изделия или услуги) относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Другими словами, качество – это  агрегированное восприятие потребителем свойств и характеристик продукта (функциональности, надежности, безопасности, комфортности, экологичности и пр.) в их неразрывной взаимосвязи на всем протяжении цикла владения (цена продажи плюс затраты на эксплуатацию, ремонты, модернизацию и пр.) являются базовыми понятиями, определяющими конкурентоспособность продукта, его позиционирование на том или ином сегменте рынка.

При создании новых образцов НОП  стоимость владения рассматривается  как целевое ограничение, в которое  должны укладываться изделия и системы  при безусловном соответствии заданным тактико – техническим характеристикам и показателям качества.

Качество, цена и эксплуатационные издержки потребителя формируются  на проектно – производственной стадии жизненного цикла НОП и определяются степенью совершенства научно – исследовательской, конструкторской базы разработчика НОП. Производственной, организационной и управленческой составляющих бизнес – среды производителя.

Понятие «гарантированное обеспечение  качества» как особого вида деятельности в проектно – производственной сфере современных предприятий появилось относительно недавно, что связано с кардинальными изменениями требований рынка.

Сегодня поставщик должен доказывать и демонстрировать потребителю  наличие определенной степени совершенства, зрелости и устойчивости своей проектно – производственной и организационно – управленческой среды. В результате новых требований рынка появилось понятие «система качества» как совокупность организационных структур, правил, процедур и ресурсов поставщика по гарантированному обеспечению качества.

В сегодняшних условиях наличие  у поставщика сертифицированной  по требованиям стандартов ISO 9000 системы качества является своеобразным «пропуском» для выхода продукции на мировой рынок. Однако, российские предприятия ВПК, имеющие сертификаты соответствия собственных систем качества требованиям ISO 9000, до сих пор не способны обеспечить гарантированный стабильный уровень качества выпускаемой продукции. Причины такого положения заключаются в следующем:

1. Стандарты ISO 9000:2000 являются отражением рыночной модели экономики, многолетнего опыта западной корпоративной культуры управления и организации бизнеса. Без глубокого реформирования организационных структур отечественных предприятий и организаций, реинжиниринга их бизнес – процессов, гармонизации нормативной базы с требованиями международных и корпоративных стандартов нельзя говорить о реальном создании на отечественных предприятиях систем качества, адекватных современным системам качества.

2. Неправильное понимание роли  и места системы качества в  общей организационной структуре  предприятия. Система качества  рассматривается как отдельная  функциональная подсистема предприятия,  наряду с подсистемами материально-технического  снабжения, подготовки производства  и пр., то есть в роли прямой  наследницы комплексной системы  управления качеством продукции  (КСУКП) советского периода. На  самом деле качество является  ядром организационной системы  управления предприятием.

3. Чрезмерное увлечение формальной  стороной создания систем качества (написание «Руководств по качеству»,  проведение аудитов, получение  сертификатов и пр.).

4. «Фетишизация» требований стандартов  ISO 9000, неправильное мнение о том, что их безусловное и реальное исполнение приведет к автоматическому повышению качества деятельности предприятия и выпускаемой им продукции. Стандарты ISO 9000:2000 носят очень общий, не зависящий от специфики деятельности конкретного предприятия, характер и регламентируют лишь минимальный набор безусловно необходимых функций и процедур. По оценкам американских экспертов. Соблюдение требований ISO 9000 только на 17% соответствует облику идеального предприятия. Остальные 83% должны «добираться» за счет других методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия, которые в отечественной практике почти не применяются.

Такими методологиями являются:

- постоянный  реинжиниринг бизнес – процессов  (Business Process Reengineering, BPR);

- параллельный инжиниринг (Concurrent Engineering, CE);

- интегрированная разработка изделий и процессов (Integrated Product and Process Development, IPPD);

- непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life Cycle Support, CALS);

- тотальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);

- интегрированная модель зрелости процессов (Capability Maturity Model Integration, CMMI).

Чем выше уровень зрелости компании, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно  будут реализованы проекты.

5. Сужение проблемы обеспечения  качества до единой «технической»  составляющей вместо, по крайней мере, двух:

- первая составляющая («технологическая  среда») – соответствие параметров  конкретной единицы продукции  заданным тактико – техническим требованиям. Обеспечивается технологической средой (технологии, оборудование, персонал, методы выходного контроля и испытаний), то есть процессами, создающими добавленную стоимость;

- вторая составляющая («бизнес  -  среда») – гарантированное обеспечение  повторяемости качества при серийном  изготовлении продукции. Обеспечивается  системой организации и управления  бизнес – процессами на всех  этапах жизненного цикла продукции.

Таким образом, проблема гарантированного обеспечения качества продукции  не сводится к созданию (а тем  более к сертификации) системы  качества. Соответствующей требованиям ISO 9000.

Как известно, что качество продукции  – это производная от качества деятельности предприятия, качества его  бизнес – процессов, технологического базиса и информационных технологий.

Обобщенная схема взаимного  позиционирования качества продукции  российского и западного ВПК  представлена на рисунке 1, где в  качестве осей координат выбраны  уровни развития технологического базиса, бизнес – процессов и информационных технологий.

  • Уровни зрелости бизнес- процессов
  • Уровни технологического базиса:

Т1 – универсальное технологическое оборудование с ручным управлением, доля оборудования с ЧПУ первых поколений (с возрастом более 15 лет) не превышает 20 %. Технологические процессы контролируются либо по качеству продукции на выходе, либо по косвенным признакам. Отсутствуют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров процессов.

Т2 – более 50% станочного парка составляет оборудование с ЧПУ традиционных компоновок с возрастом менее 10 лет. Технологические процессы имеют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров, с автоматическим протоколированием хода процессов.

Т3 – более 90% станочного парка составляет оборудование с новыми интеллектуальными  устройствами ЧПУ, в том числе  на базе новых конструктивных решений (линейные приводы, мехатронные модули, параллельная кинематика и пр.). Технологические процессы изготовления каждой детали предварительно моделируются на специализированных встроенных САЕ – системах с автоматической корректировкой параметров по результатам моделирования. В целом технологическое оборудование обеспечивает гарантированную 100%-ную годность с первой же детали.

  • Уровни используемых информационных технологий:

И1 – частичная автоматизация  плановоучетных функций (заработная плата, материально-техническое снабжение, конструкторско – технологические спецификации и пр.). фрагментарное использование изолированных CAD – систем при проектировании изделий и подготовке производства. Обмен электронными данными системами отсутствует, документооборот предприятия полностью бумажный.

И2 – два основных «острова» автоматизации – система проектирования и подготовки производства изделий (CAD/CAM/CAE/PDM) и система управления ресурсами предприятия (MRP/ERP), плюс целый ряд автономных систем для решения отдельных функциональных задач. Документооборот предприятия носит смешанный (бумажно – электронный характер).

И3 – единая корпоративная информационная система на базе PLM – решения, состоящая из полностью интегрированных функциональных подсистем, охватывающих все стадии жизненного цикла продукции. Документооборот предприятия полностью электронный.

Тем не менее, из трех равных по значимости направления существует главное, способное  стать своего рода «локомотивом»  повышения качества и конкурентоспособности  продукции – это информационные технологии. Именно информационные технологии являются сегодня связывающим элементом, интегрирующим технологическую  среду и бизнес- среду предприятия в единое целое (табл. 1), именно они лежат в основе процессно – ориентированных методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия.

 

Таблица 1.

Уровни развития предприятий

Первоначальный

(Уровень большей части предприятия российского ВПК. Качество продукции низкое и нестабильное)

Повторяемый

(Уровень пре-дприятии -  ли-деров рос-сийского ВПК. Качество про-дукции среднее но неста-бильное)

Определенный

(Уровень боль-шинства запад-ных компаний. Среднее, ста-бильное ка-чество продук-ции)

Управляемый

(Уровень ведущих запад-ных компаний. Стабильно вы-сокое качество продукции)

Оптимизируемый

(Уровень мировых лидеров. Продукция задает «стандарт качества» среди аналогов)

Объект

Модель изделия

Конструкторско – технологическая

документация (информация на бумаге)

Цифровая (в электронном виде)

Процесс

Спецификация основных и вспомогательных  бизнес - процессов

Отсутствует спецификация

Отдельные модули iBaan, PDM

Интеграция продуктов iBaan

(ERP, CRM, SCM) на базе iBaan PLM и OpenWorld

iBaan + MES

Среда

Проектирование

Человеко - ориентированные

CAD

CAD/CAE

CAD/CAE/САМ

CAD/CAE/САМ/CAID

Постановка на производства (технологическое проект - ние)

CAD/CAE

CAD/CAE/САМ

Производство

Тип оборудования

Универсальное оборудование

Оборудование с ЧПУ 2-го поколения

Оборудование с ЧПУ 3-го поколения

Оборудование с ЧПУ 4-го поколения

Оборудование с ЧПУ 5-го поколения

 

Управление оборудованием

Ручное > 90%

Цифровое > 30%

Цифровое > 50%

Цифровое > 90%

Цифровое > 100%

 

Контроль за отклонениями

По вторичным показателям, ручной

Периодически, ручной или частично автомати-зированный

Периодический, цифровой

Цифровой 

Цифровой 

 

Оптимизация процесса

Ручные 

Ручная или частично автоматизирована

Цифровая, непрерывная

Цифровая 

 

Вспомогательные процессы

Ручные или частично автоматизированные

Автоматизи-рованные

Измерения, контроль, испытания

Процесс

Периодический выборочный

Непрерывный сплошной

 

Результаты 

         

Послепродажная логистическая поддержка

         

Информация о работе Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством