Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:12, контрольная работа
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.
Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.
Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.
Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду.
В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и
конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.
При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, . предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране
данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, — в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.
Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции
качество товар конкурентоспособность
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов
Показатели качества продукции
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:
Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.
Эстетически технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.
Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:
Оценка уровня качества продукции
Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.
2. Задание
Определить коэффициенты весомости показателей качества при следующих данных ранжирования, полученных от экспертов:
эксперт №1 – Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6 Q7
эксперт №2 – Q3 Q1 Q2 Q5 Q6 Q7 Q4
эксперт №3 – Q1 Q2 Q5 Q3 Q6 Q4 Q7
эксперт №4 – Q1 Q3 Q2 Q5 Q4 Q6 Q7
эксперт №5 – Q3 Q1 Q5 Q2 Q6 Q4 Q7
Решение:
Место объекта в ранжированном ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до m (m — количество оцениваемых объектов). В данном примере m=7.
Определение суммы рангов каждого из объектов экспертной оценки:
Q1 — 1 + 2 + 1 + 1 + 2 = 7;
Q2 — 2 + 3 + 2 + 3 + 4 = 14;
Q3 — 3 + 1 + 4 + 2 + 1 = 11;
Q4 — 4 + 7 + 6 + 5 + 6 = 28;
Q5 — 5 + 4 + 3 + 4 + 3 = 19;
Q6 — 6 + 5 + 5 + 6 + 5 = 27;
Q7 — 7 + 6 + 7 + 7 + 7 = 34.
На основании полученных сумм рангов строятся обобщенный ранжированный ряд. Для нашего примера он:
Q1 Q3 Q2 Q1 Q5 Q6 Q7
Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, то есть коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле:
, (1)
где n – количество экспертов;
m – число оцениваемых показателей;
Qij – коэффициент весомости j-го показателя в рангах (баллах), которой дал i –й эксперт.
Расчеты по этой формуле для рассматриваемого примера дают следующие результаты:
; ; ; ;
; ; .
Анализируя данные, полученные экспертным методом оценки качества, можно не только узнать, какой объект лучше или хуже других, но и на сколько.
Определить годовой экономический эффект от улучшения показателей качества изделия. Нормативные коэффициенты эффективности капиталовложения - 0,15.
Таблица 1. Исходные экономические показатели
Показатели |
базовое изделие |
новое изделие |
|
2200 3500 0,15
32500
5 |
2050 4000 0,15
36500
5 |
Таблица 2. Результаты расчета коэффициентов технического уровня и весомости параметров
Параметры |
Относительная величина параметра |
Коэффициент весомости | |
Базовое изделие |
Новое изделие | ||
А Б В Г Д |
0,4 0,6 0,8 1,0 0,5 |
0,8 0,6 1,0 0,6 0,6 |
0,30 0,05 0,30 0,10 0,25 |
Решение.
ω
=0,4*0,30+0,6*0,05+0,8*0,30+1*
ω
=0,8*0,30+0,6*0,05+1,0*0,30+0,
ω=
β=
γ=1,27*1,14=1,45
6. Определение годовой эффект
потребителя изделия с более
высокими техническими
=(2200+0,15*32500)1,45-(2050+
Определить сумму общих затрат на качество и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности.
Решение.
Из структуры составляющих затрат на качество следует:
Информация о работе Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности