Качество промышленной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:
законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;
государственную систему стандартизации;
государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;
государственную статотчетность предприятий по качеству продукции;
заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Содержание

1. Качество промышленной продукции и ее показатели…………………………..…..3
2. Системы управления качеством продукции………………………………….………5
3. Маркетинг в решении проблем качества промышленной продукции……………..10
4. Качество продукции и ее сертификация……………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

К_р.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Качество промышленной продукции и ее показатели…………………………..…..3
  2. Системы управления качеством продукции………………………………….………5
  3. Маркетинг в решении проблем качества промышленной продукции……………..10
  4. Качество продукции и ее сертификация……………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Качество промышленной продукции и ее показатели

Рыночная экономика предполагает товарный обмен и стоимостную форму учета затрат труда. Соответственно продукт промышленной фирмы выступает в товарной форме, имеющей потребительную стоимость и стоимость. Затраты производителя признаются лишь в той степени, в которой товар удовлетворяет потребности покупателя, а потребительские свойства изделия в значительной степени определяют его .цену.

Потребительная стоимость находит свое выражение в категориях качества и количества реализуемой на рынке продукции.

В человеческой практике существовали различные понятия качества, и хотя были неполны и неточны, они в каждом случае отвечали конкретным потребностям общества.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминология была утрачена. Стандартизовано следующее определение качества.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» — «свойства» — «качество».

Характеристика — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (например, вольт-амперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В экономике, например, дается ценовая характеристика конкретного товара и т. п.

«Свойство», как и «качество», — категория философская и выражает такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Отношения между потребителями и производителями продукции по поводу ее полезных составляющих свойств в конечном итоге в условиях рынка свободной конкуренции проявляются через цену.

Исследования последних лет показывают, что успех продвижения товара на рынке определяется главным образом уровнем его качества. Понимаемый как все более полное соответствие технико-экономических параметров выпускаемой фирмой продукции постоянно изменяющимся требованиям рынка, уровень качества выступает ориентиром, достижение которого должно обеспечить повышение эффективности деятельности товаропроизводителя. Для оценки уровня качества необходимо сопоставлять определенные параметры изделий, имеющие некоторые количественные оценки.

Роль количественных характеристик свойств изделий, рассматриваемый применительно к существующим либо перспективным потребностям в них, выполняют показатели качества.

Система показателей оценки уровня качества включает в себя:

а) единичные показатели качества, характеризующие определенное свойство изделия (производительность, удельное содержание полезного вещества и т. д.);

б) комплексные показатели качества, характеризующие группу свойств изделия по сравнению с эталоном (сорта, марки, классы), либо некоторую совокупность свойств изделия в единстве с затратами по его производству и эксплуатации (стоимость уборки 1 кг хлебной массы комбайном и др.);

в) обобщающие показатели качества, характеризующие уровень качества всего объема выпускаемой продукции (удельный вес спиртов высшей очистки в объеме спиртов, выпускаемых заводом, и т. д.).

Единичные показатели качества продукции объединяются в следующие группы:

1) показатели назначения  — технико-экономические (производительность, мощность, точность работы и другие, характеризующие приспособленность  продукции для использования  по назначению и обуславливающие  область ее применения);

2) показатели надежности  и долговечности. Надежность— это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью.

Долговечность — это свойство изделия длительно (с возможным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности. Показатели долговечности — технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срока службы;

3) показатели технологичности  характеризуют изделие как объект  изготовления и эффективность  конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость  изготовления и т. д.);

4) эстетические показатели  характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и  др.);

5) эргономические показатели  качества характеризуют изделие  как элемент системы «человек  — изделие — среда», т. е. характеризуют  соответствие изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим  потребностям человека;

6) показатели стандартизации  и унификации не характеризуют  собственно качество изделия. Они  показывают степень использования  стандартизированных и унифицированных  узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия;

7) показатели патентно-правовой  защиты отражают степень защищенности  патентами основных технических  решений изделия. Также не характеризуют  качество продукции в полном  Смысле слова, но свидетельствуют  о технической новизне изделия;

8) экономические показатели  характеризуют продукцию со стороны  ее экономичности (себестоимость  изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.

Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.

  1. Системы управления качеством продукции

Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;

государственную систему стандартизации;

государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

государственную статотчетность предприятий по качеству продукции;

заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Правовое обеспечение управления качеством продукции Российской Федерации в настоящее время находится в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.

Юридической формой определения качественных характеристик продукции является нормативно-техническая документация, предусмотренная Государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и пересмотра.

В соответствии с действующей в настоящее время системой стандартизации, требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.

Кроме того, качество отдельных видов продукции может определяться образцами (эталонами), утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованными сторонами по договору.

Юридическое значение стандартов, технических условий, образцов заключается в том, что они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребителями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.

В Российской Федерации осуществляется внедрение системы международных стандартов, составляющих эту серию, отработаны наиболее важные и нашедшие всеобщее применение в условиях рынка положения, регулирующие функционирование системы управления качеством продукции. Фактически эти стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. При этом государство выступает третьей стороной, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации взаимоотношений производителей и потребителей продукции по поводу ее качества.

Стандарты ИСО серии 9000 включают:

ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании»;

·  ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)»;

·  ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции»;

·  ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления».

Три международных стандарта ИСО (9001, 9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный международный стандарт ИСО 8402 «Словарь терминов» является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их толковании.

ИСО 9000 показывает особенности введения в действие системы управления между различными понятиями качества и определяет правила применения моделей обеспечения качества продукции.

ИСО 9004 содержит описание элементов систем качества, на которые есть ссылки в ИСО 9000 и других стандартах серии.

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных условий к их применению. В настоящее время в качестве государственных утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже», ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Концепция, заложенная в этих стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.

Значительная монополизация российской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей Российской Федерации возможности повышения качества продукции, а монополистов — побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.

Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровень государственного управления качеством продукции.

Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.

Информация о работе Качество промышленной продукции