Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:37, контрольная работа
Многие специалисты отводят техническому контролю заслуженно большую роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
Контроль является одной из важнейших функций действующей на предприятии системы управления качеством. Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными.
Введение. 2
1. Структурно-функциональная модель системы контроля качества продукции. 3
2. Сущность и основные виды технического контроля. 4
3. Основные элементы системы контроля качества продукции. 7
4. Дополнительные элементы системы контроля качества продукции. 9
5. Роль и задачи служб контроля качества продукции на предприятиях. 10
Заключение. 13
Список литературы: 14
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема представленной работы – «Контроль качества продукции».
Эффективно управлять качеством продукции — значит активно использовать экономические и организационные рычаги воздействия на разработку, производство и эксплуатацию изделий. Для того чтобы выпускать продукцию высокого технического уровня и качества, необходимо эффективно управлять процессами формирования этих комплексных и обобщающих характеристик изделий.
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль, как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления, способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок условий выпуска продукции высокого качества.
Многие специалисты отводят техническому контролю заслуженно большую роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
Контроль является одной из важнейших функций действующей на предприятии системы управления качеством. Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.
Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить (и в большинстве случаев определить количественно) на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.
Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций является неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию. Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждения потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом — работниками заводского отдела технического контроля (ОТК).
Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:
• технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
• техника, методы
и организационные формы
• эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
• система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
• система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля мотивации.
Укрупненная классификация основных видов технического контроля может быть проведена по следующим признакам:
• объекты контроля;
• субъекты контроля;
• контролируемые этапы жизненного цикла продукции;
• иерархические уровни контроля;
• место контроля качества в процессе производства;
• характер контролируемых свойств и параметров продукции;
• способ определения контролируемых свойств и параметров продукции;
• степень охвата контролируемой продукции;
• уровень использования технических средств контроля;
• техническая оснащенность процессов контроля;
• характер воздействия на контролируемую продукцию;
• характер воздействия на процесс формирования качества продукции и возникновение дефектов.
В зависимости от объектов контроля различают контроль качества: предметов труда, средств труда, условий труда, труда и результатов труда.
В зависимости от субъектов контроля качества выделяют контроль: общегосударственный, ведомственный, межведомственный, общественный.
Признак контролируемых этапов жизненного цикла продукции позволяет выделить контроль качества: разработки новой продукции, в процессе производства продукции, в сфере обращения продукции, в процессе эксплуатации (потребления) продукции, ремонта (восстановления) продукции.
В зависимости от иерархических уровней контроля различают контроль качества: федеральными органами исполнительной власти, отраслевой, на предприятиях и в организациях, в производственных единицах, цеховой, на производственных участках, бригадный, индивидуальный.
По занимаемому месту в процессе производства выделяют входной контроль качества продукции, получаемой по кооперации, межоперационный контроль деталей, узлов, заготовок и т. п., приемочный контроль готовой продукции, инспекционный контроль.
В зависимости от характера контролируемых свойств и параметров продукции различают контроль физических свойств продукции, химических и механических свойств, а также контроль геометрических и функциональных параметров.
Способ определения контролируемых свойств и параметров продукции позволяет выделить из общей совокупности различных видов технического контроля такие его виды, как контактный, бесконтактный, непрерывный, периодический, летучий, контроль качества при непосредственной оценке, контроль качества методом сравнения.
По такому признаку классификации, как степень охвата контролируемой продукции, выделяют, как правило, контроль: сплошной, простой выборочный и статистический выборочный.
По уровню использования технических средств контроля различают контроль: органолептический, регистрационный, измерительный, а также контроль качества по образцу (эталону).
По степени технической оснащенности процессов контроля различают контроль качества продукции: немеханизированный, механизированный, автоматизированный, активный.
По характеру воздействия на контролируемую продукцию выделяют неразрушающий и разрушающий контроль.
В зависимости от характера воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновение дефектов различают профилактический и последующий (фиксирующий) контроль. Профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции. Фиксирующий контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.
Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:
• планирования;
• инспекционного контроля;
• стимулирования и ответственности.
Главная цель подсистемы планирования — составление взаимоувязанных текущих и перспективных планов работ по контролю качества продукции на разных уровнях управления и стадиях жизненного цикла изделий, а также разработка основных направлений и планов развития и совершенствования различных аспектов деятельности функционирующих субъектов контроля. При этом необходимо рационально распределить обязанности между контролирующими органами и должностными лицами в соответствии с их фактическими возможностями, компетенцией и полномочиями.
Главная цель подсистемы инспекционного контроля — постоянные и целенаправленные проверки состояния работ по оценке технического уровня и качества выпускаемой продукции, совершенствованию организационных форм, методов и средств контроля и испытаний изделий, а также определение истинной достоверности результатов технического контроля и обнаружение в общей совокупности контролирующих органов, подразделений и лиц конкретных виновников пропуска недоброкачественной продукции.
В настоящее время инспекционный контроль осуществляется:
• контрольными мастерами отделов и управлений технического контроля предприятий — за деятельностью основных производственных рабочих, переведенных на самоконтроль качества;
• представителями отделов и управлений технического контроля предприятий — за работой бюро технического контроля цехов и участков;
• представителями заказчика — за работой отделов и управлений технического контроля предприятий-изготовителей;
• органами государственного надзора — за деятельностью отделов и управлений технического контроля предприятий, главных инспекций по качеству продукции министерств и др.
Главная цель подсистемы стимулирования и ответственности — обеспечение необходимой материальной и моральной заинтересованности работников в достижении высоких стабильных положительных результатов при контроле качества продукции и осуществлении работ по комплексному совершенствованию различных элементов системы контроля качества.
В рамках данной подсистемы должна быть установлена жесткая прямая зависимость форм и размеров материального и морального стимулирования:
• контролируемых лиц от достижения и превышения установленного уровня параметров контроля;
• контролирующего персонала от изменения достоверности и эффективности проводимых проверок, степени выполнения планов контроля, наличия ошибок в работе и некоторых других критериев.
Кроме того, формы и размеры материальной и моральной ответственности исполнителей и контролеров должны зависеть от характера и последствий тех или иных нарушений в работе, обусловленных ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей.
Соответствующие субъекты контроля выполняют функции, предусмотренные общими подсистемами, на различных этапах разработки, производства и эксплуатации изделий, на всех существующих уровнях управления качеством продукции.
Планирование деятельности, контроль и стимулирование персонала являются общей, наиболее важной и неотъемлемой частью работы по реализации целей и задач всей системы контроля качества продукции.
Выделение общих
подсистем в структурно-
Дополнительные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом специальных и обеспечивающих подсистем.
Состав специальных подсистем, выделяемых в структурно-функциональной модели системы контроля качества продукции, обусловлен следующими факторами:
• особой важностью работ, составляющих сущность каждой подсистемы и определяющих практическую направленность проводимых в ней мероприятий;