Кружки Качества ( Япония)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:57, доклад

Краткое описание

Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время направлена на решение важных задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.

Содержание

Содержание....................................................................................................................... 0
Введение............................................................................................................................. 2
1. Зарождение и развитие кружков качества в Японии........................................ 3
1.1 Причины появления кружков качества. Концепция кружков качества........ 3
1.2. Цели и задачи кружков качества......................................................................... 4
Основная идея работы кружков качества:.................................................................................................... 4
Основная цель деятельности кружков качества.......................................................................................... 4
1.3.Реализация в кружках качества положительной мотивации труда................. 5
2.Организация обучения в японской системе управления качеством.................... 7
2.1. Содержание образовательных программ............................................................ 8
2.1.1.Основным методом повышения качества является цикл контроля PDCA,................................. 9
2.1.2.Статистические методы контроля....................................................................................................... 11
2.2.Аспект воспитания в системе обучения и подготовки кадров....................... 11
3. Организация деятельности кружков качества................................................... 12
3.1. Подготовительный этап внедрения кружков качества................................. 12
3.2. Этап внедрения и этап функционирования кружков качества..................... 14
3.3.Управление движением кружков качества на японских фирмах.................. 16
4. Всеобщий контроль качества и кружки качества.............................................. 17
5. Тенденции развития кружков качества................................................................ 20
Заключение...................................................................................................................... 22
Список литературы.........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Спецификой японской системы обучения и подготовки кадров является целенаправленное социальное воспитание. При этом акцент делается на создание идеологии преданности  фирме. Важная роль отводится неформальным контактам сотрудников во внеслужебное время. Фирмы готовят специальные кадры воспитателей и организаторов досуга. Ответственными за “воспитание во внеслужебное время” чаще всего бывают вице-президент или члены совета директоров. Формы такого воспитания могут быть самые разные: пикники, спортивные мероприятия, путешествия, проведение праздников и т. д.

3. Организация  деятельности кружков качества.  

Лидирующую роль в организации кружков качества с самого начала взял на себя ЯСУИ, ведущее в стране научно–техническое общество (Японский союз ученых и инженеров). При ЯСУИ создан национальный комитет по кружкам качества во главе с одним из вице-президентов Союза. Комитет имеет 9 региональных секций, каждую из которых возглавляет представитель одной из ведущих фирм региона. Комитет проводит регулярные совещания членов секции, издает и распространяет литературу, учебные пособия и прочие средства обучения, организует курсы и семинары, обмен опытом работы кружков и разных фирм, осуществляет консультативную деятельность и помощь во внедрении кружков на фирмах.  

Опыт работы кружков качества широко освещает ежемесячный  журнал”Кружки качества”, который  начал издаваться в 1962 г. Главный редактор входит в состав национального комитета по кружкам качества. ЯСУИ организовал широкую сеть обучения для организаторов, руководителей и членов кружков качества. Начиная с 1963 г., союз стал проводить ежегодные общенациональные конференции кружков качества для обмена опытом и расширения движения кружков.

  3.1.  Подготовительный  этап внедрения кружков качества. 

Решение об организации  кружков качества на фирме принимает  высшее руководство. Процесс организации  кружков состоит из нескольких этапов, из которых подготовительный этап оказывается наиболее трудным и длительным. От того, насколько тщательно проводится планирование внедрения кружков и психологическая подготовка персонала, зависит эффективность дальнейшей работы кружков.  

Подготовительный  этап на японских фирмах начинается с  командирования группы способных мастеров и рабочих, имеющих представление  о кружках качества и изъявивших желание подробнее ознакомиться с их работой, на фирму, где  такие  кружки действуют. После возвращения они становятся пропагандистами кружков качества на своей фирме. Консультации по вопросам организации кружков качества можно получить на семинарах и конференциях по обмену опытом, организуемых ЯСУИ.  

На подготовительном этапе создается специальный механизм реализации программы внедрения кружков, весь персонал фирмы знакомят с тематикой кружков, определяют круг слушателей кружков качества. Обычно на фирме создается комитет по кружкам качества численностью от5 до 15 человек из представителей высшего и среднего звеньев управления, инженерно-технического персонала, профсоюзных деятелей. В работу комитета входит определение целей программы, выработка общей политики ее внедрения, составление необходимых документов, обеспечение ресурсами, выработка рекомендаций по дальнейшему расширению сферы действия программы, решение проблем, возникающих в ходе организации кружков. 

Кружки создаются  по неформальному признаку, добровольно, хотя организаторам рекомендуется  вести пропаганду кружков так, чтобы  все рабочие поняли целесообразность участия в кружках. На японских предприятиях в кружок входят, как правило, все члены одной производственной бригады. Функционирование таких кружков облегчается общностью производственной задачи, пониманием проблем, возникающих в процессе работы. Оптимальное число членов кружка – 6 человек. На подготовительном этапе создаются экспериментальные кружки, лидерами которых назначаются бригадиры производственной бригады.  

Основная работа на подготовительном этапе – это  обучение организаторов и лидеров кружков(собственными силами и с привлечением внешних консультантов) основам статистических методов контроля качества, построению ведения контрольных карт, различным методам анализа и решения проблем. Основное внимание уделяется изучению “семи инструментов контроля качества ”. Кроме технических дисциплин программа обучения содержит социально-психологические методы. Сюда входят правила коммуникаций, ведения дискуссий, способы повышения умения “слушать”, методы развития творческой инициативы, преодоления трудностей и изменения негативных личностных установок, решения конфликтов, избежания стрессов, методы мотивации труда. В программу входит также обучение административным процедурам, т. е. умению правильно вести инструктаж, составлять повестку дня, организовывать работу совещания, вести протокол, оформлять результаты работы кружка для представления их руководству.  

Показателями, характеризующими готовность к внедрению кружков  качества, считаются организационное  обеспечение программы, согласие высшего руководства к принятию предложений, поступающих от рядовых работников, достаточность времени, уделяемого подготовке программы, достаточность финансовых средств на её обеспечение, желание персонала участвовать в кружках, интенсивное обучение. 

 

3.2. Этап внедрения и этап функционирования кружков качества. 

Первые 4-6 месяцев  заседания кружка посвящены обучению основам статистических методов  контроля качества и различным методам  решения возникающих проблем. В  дальнейшем члены кружков собираются самостоятельно, без наставника, обсуждают проблемы, относящиеся к обеспечению качества своей работы, находят их решение и представляют результаты на рассмотрение руководства. Те, кружки которые оказываются в состоянии обрести механизм внутренней самомотивации, превращаются в устойчивый, длительно функционирующий механизм. Другие же проходят свой жизненный цикл и либо превращаются в вялый формальный коллектив, работающий без интереса и энтузиазма, либо распадаются. 

На этом этап внедрения можно считать законченным. Начинается последний этап-этап обеспечения долговременного и успешного функционирования кружков. 

Прежде всего, кружок должен иметь план работы на год с разбивкой по месяцам. Число  тем, одновременно разрабатываемых  в кружке, в зависимости от числа  его членов колеблется от 3 до 5.Перед каждым членом кружка ставится определенная задача, и в личных планах членов кружка фиксируются поэтапные сроки ее выполнения. Считается малоэффективным принятие обязательств общего характера типа ”добиться улучшения качества продукции, снизить количество брака на 1%” и т. п. Для любой проблемы должны указываться реальные пути ее решения. Конкретность задачи позволяет сосредоточить внимание рабочего на узкой проблеме и успешно ее решить. 

По данным опроса,проведенного на японских фирмах, типовой перечень разоабатываемых тем выглядит следующим образом:

                 Тема 

             

Содержание 

         

       Качество 

  Исключение  причин выпуска продукции низкого  качества,  

 улучшения  качества изделий; предотвращение  возможности      

 рекламаций, уменьшение разброса показателей  и  

 стабилизация  уровня качества.

Оборудование 

Предотвращение  поломок, механизация, совершенствование 

инструмента,  оптимизация  расстановки  оборудования  и 

последовательности  операций.

Расходы 

 Сокращение  затрат, снижение количества человеко-часов, 

 эффективное  использование рабочего времени,  сокращение 

 времени обработки,  экономия сырья, материалов и  энергии; 

 уменьшение  затрат на единицу продукции. 

  

  

     Эффективность 

 Рост  производительности  труда,   увеличение   выпуска  

 продукции,  сокращение простоев оборудования, уменьшение 

 объема  вспомогательных   средств,  сокращение  сроков  

 поставки  готовой продукции. 

   

  Контроль  и 

                      управление 

   

 Использование  методов   и   средств   стандартизации,  

 совершенствование   организации   труда,        выявление 

 “контрольных  точек” в процессе производства, требующих 

  постоянного      внимания;    предотвращение    часто  

  встречающихся   ошибок,  надзор  за  технологическими  

  процессами, стандартизация производственных  операций.

Безопасность 

  Соблюдение  правил техники безопасности, содержание 

   в    порядке      рабочего     места,   совершенствование  

   производственной  среды. 
 

Организатор должен дипломатично влиять на работу кружка- выявление, анализ и решение проблем. На первых порах он лишь подсказывает выбор проблемы. По мере накопления опыта члены кружка смогут выявлять проблемы самостоятельно. При этом используется метод опроса организатором членов кружка, либо метод “мозговой атаки”. Этот метод дает наибольший эффект, если работа производится в обстановке доверия и дружелюбия, отсутствия критики любой, самой “безумной” идеи, принятие всех идей и их последующего обсуждения. В результате “мозговой атаки” составляют перечень проблем, которые члены кружка обдумывают до следующего заседания, где проблемы сортируются на решаемые силами членов кружка и выходящие за пределы их компетенции. Проблемы располагают по приоритетности и выбирают проблему для решения, о чем сообщают непосредственному начальству. Проблемы, которые кружок не может решить своими силами, передаются организатору для привлечения компетентных лиц или руководству. Члены кружка регулярно получают информацию о том на какой стадии находится рассмотрение этих проблем. Работа над выбранной проблемой начинается со сбора необходимой информации и ее анализа.  

Следующии этап- анализ причин, породивших проблему. Для  этого используется метод построения причинно-следственных диаграмм. Далее, с помощью диаграмм Парето, причины распределяются по их важности и вероятности .Затем с помощью “мозговой атаки” выдвигаются идеи по устранению наиболее значимых проблем. 

Работа кружков  оформляется документально. Лидеры кружков представляют отчеты об их деятельности организаторам кружков, отчитываются перед комитетом по кружкам качества. Комитет проводит конференции, на которых анализирует их успехи, поощряют наиболее отличившееся кружки и их членов.

3.3.Управление  движением кружков качества на  японских фирмах. 

Как правило, руководство  деятельностью кружков на фирме  осуществляет совет руководителей, избираемый на общем собрании членов кружков сроком на 1 год. Совет координирует планы кружков, проверяет их работу, осуществляет связь с высшей администрацией фирмы, организует необходимую помощь. Замечания и советы, высказываемые представителями администрации, носят рекомендательный характер, и общее собрание кружка может их принять или отклонить по своему усмотрению. Вмешательство администрации становится необходимым, когда проблемы выходят за пределы цеха. Любой член кружка качества может получить консультацию по интересующему его вопросу у инженеров, в распорядке дня которых предусмотрено время для таких консультаций. 

На большинстве  японских фирм преобладает форма  морального стимулирования успешной работы в кружках качества. Во внутрифирменных  изданиях широко пропагандируется опыт работы кружков и отдельных их членов, президенты фирм учреждают  специальные премии, медали, почетные знаки, которыми награждаются отличившееся рабочие. Материальное вознаграждение, получаемое рабочими за участие в кружках качества, невелико. Оплата труда на японских предприятиях при действующей системе пожизненного найма в значительной степени определяется трудовым стажем работника и системой полугодовых и годовых премий, выплачиваемых в зависимости от прибылей, получаемых фирмой. Рабочим внушается, что вклад в прибыль предприятия за счет успешной работы кружков качества уже сам по себе должен восприниматься ими как стимул к дальнейшей работе, а труд, в результате которого получен этот вклад, - приносить удовлетворение. Система управления построена таким образом, что рабочие практически не могут не участвовать в работе кружков. Пропагандируется, что это – выполнение обязательств перед самим собой, своей профессией, группой и фирмой в целом.

Информация о работе Кружки Качества ( Япония)