Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа
Метрология, стандартизация и сертификация способствуют профессиональной деятельности в области науки и практики и повышении конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Характерной особенностью рыночной экономики является наличие конкурентной среды. В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия зависит, в первую очередь, от качества его продукции или услуг как совокупности свойств и характеристик, обладающих способностью удовлетворять реально существующие и прогнозируемые потребности потребителя.
Введение
Метрология, стандартизация и сертификация способствуют профессиональной деятельности в области науки и практики и повышении конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Характерной особенностью рыночной
экономики является наличие конкурентной
среды. В настоящее время уже
очевидно, что конкурентоспособность
любого предприятия зависит, в первую
очередь, от качества его продукции
или услуг как совокупности свойств
и характеристик, обладающих способностью
удовлетворять реально
В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет производителей выполнять требования стандартов, и значит, стандартизация, являясь элементом взаимодействия изготовителей и потребителей, обусловливает подъем уровня качества продукции.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Основные объекты
Стандартизация создает
организационно-техническую
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
1. Государственный надзор за соблюдением требований нормативной документации
Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
В России установлены следующие
категории нормативно-
• государственные стандарты (ГОСТ);
• отраслевые стандарты (ОСТ);
• республиканские стандарты (РСТ);
• стандарты предприятий (СТП);
• стандарты общественных объединений (СТО);
• технические условия (ТУ);
• международные стандарты (ИСО/МЭК)
• региональные стандарты;
• межгосударственные стандарты;
• национальные стандарты.
Деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение норм документов, доступных широкому кругу потребителей.
Национальным органом
по стандартизации в России является
Государственный комитет
• координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
• взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
• направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
• подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
• устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
• принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;
• осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
• руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
• осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
• представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;
• сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
• руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
• осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;
• участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
• устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;
• при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;
• организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
Например, руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России. Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ и Госстроя РФ.
Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартизации.
Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации.
Основные функции ТК:
• определение концепций развития стандартизации в своей области;
• подготовка данных для годовых планов по стандартизации;
• составление проектов новых стандартов и обновление действующих;
• оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности по анализу эффективности стандартизации;
• привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.
Научно-технической базой
для создания ТК служат предприятия
или организации, профиль деятельности
которых соответствует
Другие субъекты хозяйственной
деятельности, разрабатывающие НД (стандарты
отраслей и предприятий), создают
в своей организационной
2. Органы и службы стандартизации и метрологии
2.1 Органы и службы стандартизации
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Росстандарт (до 15 июня 2010 - Ростехрегулирование). Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Росстандарт осуществляет:
• принятие программы разработки национальных стандартов;
утверждение национальных стандартов;
• учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
• введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.
В структуру Росстандарта входят:
Службы стандартизации — это специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации — это научно-исследовательские институты Росстандарта России и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; "Стандартинформ" — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Технические комитеты по стандартизации
(ТК) создаются на базе организаций,
специализирующихся по определенным видам
продукции (услуг) и имеющих в
данной области наиболее высокий
научно-технический потенциал. На сегодняшний
день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой
стандарт — продукт согласованного
мнения всех заинтересованных в этом
документе сторон (пользователей). Задача
Технического комитета заключается
в обеспечении «круглого стола»
участников разработки проекта стандарта.
Поэтому в состав этих ТК включают
представителей разработчиков, изготовителей,
поставщиков, потребителей (заказчиков)
продукции, обществ (союзов) потребителей
и других заинтересованных предприятий
и организаций, а также ведущих
ученых и специалистов в конкретной
области. ТК несут ответственность
за качество и сроки разрабатываемых
ими проектов стандартов в соответствии
с действующим
Для организации и координации
работ по стандартизации в отраслях
народного хозяйства в
Руководители предприятий
непосредственно несут