Метрология и стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Метрология, стандартизация и сертификация способствуют профессиональной деятельности в области науки и практики и повышении конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Характерной особенностью рыночной экономики является наличие конкурентной среды. В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия зависит, в первую очередь, от качества его продукции или услуг как совокупности свойств и характеристик, обладающих способностью удовлетворять реально существующие и прогнозируемые потребности потребителя.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 196.64 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Государственные и ведомственные метрологические службы. Метрологическое обеспечение

 

Достижение высокого качества продукции и обеспечение точности и взаимозаменяемости деталей или  сборочных единиц невозможно без  метрологического обеспечения производства. Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных  и организационных основ, технических  средств, правил и норм, необходимых  для достижения единства и требуемой  точности измерения.

Юридическую основу МО составляет закон Российской Федерации "Об обеспечении  единства измерений", а также нормативные  документы Федерального агентства  по техническому регулированию и  метрологии (Федерального агентства), как организации, на которые правительством возложено проведение единой государственной  технической политики в области  метрологии.

Научно-технической основой  МО являются системы государственных  эталонов единых физических величин; передачи размеров единиц физических величин  от эталонов к рабочим средствам  измерений; государственных испытаний  средств измерений, их поверки и  калибровки; обязательной государственной  поверки или метрологической  аттестации средств измерений, эксплуатации и ремонта; стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, обеспечивающих воспроизведение единиц величин, характеризующих состав и свойства веществ и др.

Организационные основы МО составляют государственные и ведомственные  метрологические службы (в том  числе на фирмах и предприятиях различных  форм собственности).

В состав государственной  метрологической службы, осуществляющей свою деятельность под руководством Федерального агентства, входят:

• государственные научные метрологические институты, осуществляющие создание, совершенствование и хранение государственных эталонов, а также проводящие исследовательские работы по научным основам метрологии;

• Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССА), отвечающая за создание и внедрение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов с целью обеспечения единства измерений;

• Государственная служба стандартных справочных данных о специфических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД), осуществляющая информационное обеспечение организаций;

• Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), сеть организаций, несущих ответственность за воспроизведение и хранение единиц времени и частоты и передачу их размеров, а также за обеспечение потребности народного хозяйства соответствующей информацией.

Государственной или ведомственной  поверке подлежат все средства измерений.

Средства измерений, не прошедшие  поверки, неисправные, и в том  числе имеющие внешние повреждения  или своевременно не поверенные, к  эксплуатации не допускаются.

С целью МО производства на предприятиях различных форм собственности  создаются метрологические службы или службы главного метролога, которые должны быть аккредитованы органами Федерального агентства.

В понятие МО производства входят научные и организационные  основы, технические средства, правила  и нормы, обеспечивающие полноту, точность и достоверность контроля качества продукции на всех этапах ее производства, необходимых для управления современным  производством и обеспечения  стабильного уровня, качества продукции.

Метрологическое обеспечение  охватывает все стадии жизненного цикла  изделия, начиная с этапа научно-исследовательских  и опытно-конструкционных работ. На этом этапе устанавливаются, а  затем закладываются в конструкторской  и технологической документации параметры точности, обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики изделия и их допуски; производится выбор и обоснование необходимых  средств измерения и контроля.

Значение метрологического обеспечения производства для достижения высокого качества продукции определено рядом международных документов, в том числе стандартом ИСО 10002-1.

Соблюдение этого стандарта  является одним из условий аккредитации системы качества на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стандарты в  области охраны природы

Система стандартов по охране окружающей среды

 

 

Стандартизация в области  экологии начинает играть заметную роль, не только в деятельности национальных организаций, но и международных. Всё  чаще стандарты рассматриваются  как необходимое средство регулирования  отношений в сфере охраны природы. Стандарты- это средство управления качеством окружающей среды.

 В России существуют  следующие законы:

  • «Об охране окружающей и природной среды»;
  • «Об экологической экспертизе»;
  • «Об оплате за землю»;
  • «О недрах»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

В ЕС принято более 90 директив в области экологии(Система стандартов):

1) Директивы в отношении  воды – охватывает проблемы  защиты рек, морей и других  водоёмов; качество питьевой воды; сброс в водоём отходов; качество  пресной воды, нуждающихся в охране  для поддержания жизни рыб.

2) Директивы на защите  воздуха – ограничение, применения  некоторых опасных веществ и  препаратов; обязательные требования  к экспорту, импорту, опасных химикатов,  нормы по содержанию в воздухе  некоторых конкретных веществ  (свинец, асбест и т.д.)

3) Директивы по ограничению  шумов – нормирует уровень  шума, создаваемого различным оборудованием  (бытовые приборы, промышленные, автотранспорт).

4) Директивы по проблемам  отходов – определяет требования  по очистке сточных вод в  городах, по защите воздушной  среды от загрязнения; контроль за перевозками опасных веществ и другие, а также по ликвидации опасных отходов.

Система стандартов в области  охраны окружающей среды имеет свой номер ГОСТ 17.0.0.01.-94 Подсистема: 1-гидросфера;2-атмосфера; 3 -почва; 4-земля; 5-флора; 6-фауна; 7-недра.

Вид стандарта: 1- термины  классификация; 2- нормы и методы измерения выбросов и сбросов; 3- правила охраны природы и рационального  использования земель; 4- методы определения  параметров состояния природных  объектов; 5,6- требования к средствам  контроля и защиты окружающей среды; 7- прочие стандарты.

Например: ГОСТ 17.1.3.01-95 «Охрана  природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве». Утверждённые стандарты являются обязательными  для использования всеми организациями  и отдельными гражданами. Нарушение  несёт за собой юридическую ответственность.

Система стандартов в области  охраны и рационального использования  почв, земель:

Земельные ресурсы – это  одна из предпосылок обеспечения  жизни на Земле. В современном  мире они испытывают всё большее  антропогенные нагрузки. Неразумное использование земельных ресурсов: — усиление эрозии; — высокий  уровень загрязнения и др. Мероприятия  по охране: агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические. Земельные и экологические  стандарты предусматривают обязательные требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм при размещении, проектировании, строительстве и в виде эксплуатации новых объектов при использовании новых технологии, отрицательно влияющих на состояние земель. Предприятия, производства должны быть обязательно оснащены эффективными очистными сооружениями. Нормирование качества охраны природной среды Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия её характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. Нормативные качества по мере развития общества ужесточаются. Сохранение и соблюдение экологических нормативов обеспечивает: — экологическую безопасность населения; — сохранение генетического фонда человека, растений и животных; — рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. ПДК – предельно-допустимая концентрация вредных веществ; ПДВ – предельно- допустимый выброс вредных веществ; ПДС – предельно-допустимый сброс вредных веществ; ПДН – предельно-допустимая нагрузка на окружающую среду; ПДУ – предельно-допустимый уровень воздействия на окружающую среду.

ПДК – это количество загрязнения в почве, воздухе, воде, который при воздействии на человека не влияет на его здоровье и его  потомство. В нашей стране действует  более 1900 ПДК для водоёмов, более 500 ПДК для атмосферного воздуха  и 130 для почв. Их постоянно пересматривают и уточняют. За ПДК следят службы ГОССАНЭПИД надзора.

ПДВ и ПДС – это максимальное количество загрязняющих веществ, который  в единицу времени могут быть выброшены конкретным предприятием в атмосферу (ПДВ); в водоём (ПДС) не вызывая при этом неблагоприятных экологических последствий.

ПДН – это максимальное антропогенное воздействие на природные  ресурсы или комплексы, не проводящих к нарушению устойчивости экосистемой (при строительстве, реконструкции  городов, парков, пастбищных угодий применение ПДН обязательно) предельное число  домашнего скота на единицу пастбищных угодий или предельное число посетителей  в городах, парках.

ПДУ – рациональное воздействие  на окружающую среду; уровень шума, загрязнения; вибрации магнитного поля и другие – это уровень, который  представляет опасности для здоровья человека и окружающей среды. ПДУ  определяется на основании НРБ (норм радиационной безопасности), ОСП- основных санитарных правил, СН – санитарных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции  и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Нормативный документ  –  это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается  как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение  норм документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом  по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии – Росстандарт. Российские службы стандартизации — это научно-исследовательские институты Росстандарта России и технические комитеты по стандартизации.

Достижение высокого качества продукции и обеспечение точности и взаимозаменяемости деталей или  сборочных единиц невозможно без  метрологического обеспечения производства. Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных  и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерения.

Научно-технической основой  МО являются системы государственных  эталонов единых физических величин; передачи размеров единиц физических величин  от эталонов к рабочим средствам  измерений; государственных испытаний  средств измерений, их поверки и калибровки и др.

Значение метрологического обеспечения производства для достижения высокого качества продукции определено рядом международных документов, в том числе стандартом ИСО 10002-1.

Соблюдение этого стандарта  является одним из условий аккредитации системы качества на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов  в области охраны природы и  улучшения использования природных  ресурсов. Основные положения 

2. ГОСТ Р 41.103-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных каталитических нейтрализаторов для механических транспортных средств

3. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

4. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

5. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

6. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2006

7. Князев А.С., Антоненков А.Г., Крыжановская Ю.В., Редин В.И. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Учебное пособие. — СПбГТИ(ТУ), 2008

8. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2007

9. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО «Люкс-арт».2009

Информация о работе Метрология и стандартизация