Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции,
процессов и услуг.

Содержание

1. Что такое стандартизация и ее основные цели 3
2. Эффективность работ по стандартизации 5
3. Основные понятия в области сертификации 8
4. Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

мерология_контр.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования

государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Свердловской области

«Уральский радиотехнический колледж  им. А.С. Попова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метрология, стандартизация

и сертификация

 

Домашняя контрольная  работа

Вариант №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

1. Что такое стандартизация и ее основные цели    3

2. Эффективность  работ по стандартизации     5

3. Основные понятия  в области сертификации     8

4. Список использованной литературы      10

 

1. Что такое стандартизация и ее основные цели

 

Стандартизация  представляет собой нормативный  способ управления. Ее воздействие  на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения  качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Общей целью  стандартизации является защита интересов  потребителей и государства по вопросам качества продукции,

процессов и  услуг.

 

В соответствии со статьёй 11 федерального закона «О техническом  регулировании» (с изменениями на 23 июля 2008 года) целями стандартизации являются:

а) повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

б) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

в) содействие соблюдению требований технических регламентов;

г) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

 

2. Эффективность  работ по стандартизации.

 

В условиях рыночной экономики эффективность работ  по стандартизации проявляется как в процессе, так и в результатах деятельности конкретных субъектов хозяйствования различных форм собственности, причём во всех  
сферах – в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах,  
в производстве, обращении, эксплуатации и утилизации продукции.

Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с Рекомендациями Госстандарта России.

Под эффективностью работ понимают соотношения общественного  эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.

 

Определение эффективности  работ по стандартизации осуществляется в целях:

– обоснование целесообразности включения конкретных работ по стандартизации в планы государственной и межгосударственной стандартизации;

– выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований;

– оценки результативности деятельности в области стандартизации.

 

В качестве показателей  экономической эффективности работ  используются следующие:

экономия –  величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта на единицу стандартизируемой продукции;

затраты – величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта;

экономический эффект на единицу продукции – величина итогового уменьшения затрат при производстве, обращении, применении и утилизации единицы стандартизируемой продукции, определяемый как разность между экономией и затратами;

экономическая эффективность  работ по стандартизации – соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта.

 

Определение экономической  эффективности рекомендуется осуществлять при разработке и применении следующих видов стандартов:

– стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия;

– стандарта на работы;

– стандарты на методы контроля;

 

Техническая эффективность  работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижения вредных воздействий и выбросов, снижение материало или энергоёмкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надёжности и др.

Информационная  эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации, в том числе в товарно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и  
торгово-экономических отношениях.

Социальная  эффективность заключается в  том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Он выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др.

Как правило, социальный эффект стандартизации не поддаётся  прямому подсчёту. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов не только не дают экономии денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малышей – огромное социальное достижение.

 

3. Основные понятия  в области сертификации

 

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная  сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом  по сертификации. Она осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Орган по добровольной сертификации:

- осуществляет  сертификацию продукции;

- выдает сертификаты;

- на условиях  договора с заявителем предоставляет  ему право на применение знака  соответствия;

- приостанавливает  либо отменяет действие выданных  сертификатов.

Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

Добровольная  сертификация может проводиться  также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Добровольная  сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Знак  соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Третья  сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом процессе.

Сертификат  соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная услуга соответствует установленным требованиям.

Идентификация услуги – процедура, посредством которой устанавливают тождественность представленной на сертификацию услуги ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную услугу с выданным на нее сертификатом соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что услуга продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Заявитель – исполнитель, обратившийся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.

 

4. Список использованной литературы

 

Варакута С.А.

Управление  качеством продукции:

Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

Крылова Г.Д.

Основы стандартизации, сертификации, метрологии:

Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.

 

Лифиц И.М.

Основы  стандартизации, метрологии, сертификации:

Учебник. – М.: Юрайт, 2000.

 

Чижикова Т.М.

Стандартизация, сертификация, метрология:

Учебное пособие. – М.: Колос, 2002.

 


Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация