Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:35, доклад
Цель данной работы: раскрыть сущность модели имиджа организации и лидера. В рамках обозначенной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие имиджа и описать его основные составляющие;
- рассмотреть понятия имидж организации и имидж лидера;
- проанализировать структуру имиджа организации;
- охарактеризовать формирование имиджа руководителя.
"Партизанский" тип культуры
отражает низкую степень
Предпринимательский тип культуры
имеет высокую степень
Американский исследователь С. Ханди предложил классификацию типов корпоративной культуры, основанную на процессе распределения власти в организации, ценностных ориентациях личности, отношениях индивида и организации. На основе исследования этих параметров было выделено четыре типа корпоративной культуры:
Культура власти характерна для небольшой организации, в которой взаимосвязи зависят от центрального источника власти. Ей присуща жесткая иерархия власти. Основа системы власти в силе ресурсов и силе личности. Такой тип корпоративной культуры привлекает людей, любящих риск, склонных к политике.
Культура роли напротив характерна для крупной организации с механической структурой. Имеет место строгое функциональное распределение ролей, специализированные участки координируются звеном управления сверху. Такой тип культуры дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность.
Культура задачи – тип корпоративной культуры, имеющей место в небольшой организации с матричной структурой. Основа системы власти - сила специалиста, эксперта, важнее командный дух, а не индивидуальный результат. Решения принимаются на групповом уровне. Менеджер – координатор компетентных исполнителей, оценивающий результаты и быстро меняющийся к новым условиям среды.
Культура личности – небольшая, существующая для обслуживания и помощи организация. Основа системы власти - сила личности, сила специалиста. Влияние распределяется поровну, формализация и процедуры отсутствуют. Специалисты - одаренные, яркие личности, которые умеют добиваться личных целей. Менеджер может оказывать некоторое давление на личность, контролируя ресурсы.
По мнению С. Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы корпоративных культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста - культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур. [23]
Рассмотрев представленные типологии корпоративной культуры, становится очевидным, что культуры разных организаций существенно различаются. Ключевым понятием для определения корпоративной культуры является человеческая среда. Свойства культуры базируются на таких существенных признаках, как всеобщность, не формальность, устойчивость. Культура является продуктом взаимодействия формальной организации; отдельных индивидов - членов организации, обладающих целым спектром индивидуальных интересов и потребностей; социальных групп, сформировавшихся в пределах организации; внешней среды организации, предъявляющей свои требования к способам ее жизнедеятельности. Все интересы, потребности, целевые функции, существующие в пространстве экономической организации, проходя через человеческую среду, формируют феномен корпоративной культуры.
Учитывая тот факт, что каждый член организации находится на переднем крае связей с внеорганизационной общественностью, их нужно к этому соответствующим образом готовить, укреплять в них чувство причастности к делам организации, тем самым оказывая позитивное воздействие на психологическую атмосферу внутри организации, культуру отношений между ее членами, что в свою очередь работает на положительный имидж данной фирмы или корпорации в глазах общественного окружения. [6, с.298]
Формирование корпоративной
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
Источниками формирования корпоративной культуры выступают:
1) система личных ценностей и
индивидуально-своеобразных
2) способы, формы и структура
организации деятельности, которые
объективно воплощают
3) представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
Механизм формирования корпоративной культуры заключается во взаимном воздействии ее источников. Взаимно пересекаясь, они ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и иерархию. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную уже именно ей совокупность способов их реализации, которые, воплощаясь в способах деятельности, формируют внутригрупповые нормы и модели поведения. [5, с.40]
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что корпоративная культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, разделяемых всеми её сотрудниками и служащими ориентиром для их поведения. Корпоративная культура всегда имеет специфику, обусловленную как сферой деятельности организации, так и совокупностью социально-психологических характеристик её членов, грамотное и последовательное управление этими факторами является залогом эффективного формирования культуры организации.
3.3 Поведенческий подход к лидерству
Важный вклад поведенческого подхода
в теорию лидерства заключается в том,
что он помог провести анализ и составить
классификацию стилей руководства. Стиль
руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы власти, используемые им, и его забота,
прежде всего, о человеческих отношениях
или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий
данного лидера.[5]
Каждая организация представляет собой
уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая
рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда
можно отнести к какой-то конкретной категории.
По традиционной системе классификации
стиль может быть автократичным (это одна
крайность) и либеральным (другая крайность)
или это будет стиль, сосредоточенный
на работе, и стиль, сосредоточенный на
человеке.
Автократичный лидер в управлении авторитарен.
Автократичный руководитель обладает
достаточной властью, чтобы навязывать
свою волю исполнителям, и в случае необходимости
без колебаний прибегает к этому. Автократ
намеренно апеллирует к потребностям
более низкого уровня своих подчиненных,
исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они
оперируют. Поэтому позиция автократа
такова:
1. Люди изначально не любят трудиться
и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности, предпочитая,
чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение, контроль и
угрозу наказания.[6]
На основе таких исходных предположений,
автократ обычно как можно больше централизует
полномочия, структурирует работу подчиненных
и почти не дает им свободы в принятии
решений. Автократ также плотно руководит
всей работой в пределах его компетенции
и, чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать психологическое давление,
как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного
принуждения, а вместо этого использует
вознаграждение, он получает название
благосклонного автократа. Хотя он продолжает
оставаться авторитарным руководителем,
благосклонный автократ проявляет активную
заботу о настроении и благополучии подчиненных.
Он может даже пойти на то, чтобы разрешать
или поощрять их участие в планировании
заданий. Но он сохраняет за собой фактическую
власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой
автократический стиль дальше, структурируя
задания и навязывая неукоснительное
соблюдение огромного количества правил,
которые жестко регламентируют поведение
сотрудника. [7]
Представления демократичного руководителя
о работниках отличаются от представлений
автократичного руководителя:
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные,
люди не только примут на себя ответственность,
они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным
целям, они будут использовать самоуправление
и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем
встречается часто, а интеллектуальный
потенциал среднего человека используется
лишь частично.[8]
Благодаря этим предположениям, демократичный
руководитель предпочитает такие механизмы
влияния, которые апеллируют к потребностям
более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой
цели, автономии и самовыражении. Настоящий
демократичный руководитель избегает
навязывать свою волю подчиненным.
Организации, где доминирует демократичный
стиль характеризуются высокой степенью
децентрализации полномочий. Подчиненные
принимают активное участие в принятии
решений и пользуются широкой свободой
в выполнении заданий. Довольно часто,
объяснив цели организации, руководитель
позволяет подчиненным определить свои
собственные цели в соответствии с теми,
которые он сформулировал. Вместо того,
чтобы осуществлять жесткий контроль
за подчиненными в процессе их работы,
низовой руководитель обычно ждет, когда
работа будет выполнена до конца, чтобы
провести ее оценку. Руководитель действует
как связующее звено, обеспечивая соответствие
целей производственной группы целям
организации в целом и заботясь о том,
чтобы группа получала необходимые ей
ресурсы.[9]
Поскольку демократичный лидер предполагает,
что люди мотивированы потребностями
более высокого уровня - в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, - он пытается сделать обязанности подчиненных
более привлекательными. В некотором смысле
он старается создать ситуацию, в которой
люди до некоторой степени сами мотивируют
себя, потому что их работа, по природе
своей, сама является вознаграждением.
Он также способствует тому, чтобы подчиненные
понимали, что им предстоит решать большую
часть проблем, не ища одобрения или помощи.
Но руководитель вкладывает много усилий
в создание атмосферы открытости и доверия
с тем, что если подчиненным и понадобится
помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться
к руководителю. Чтобы добиться этого,
руководитель организует двухстороннее
общение и играет направляющую роль.
Можно понять, почему и автократичный
подход, и подход с позиций человеческих
отношений завоевали много сторонников.
Но сейчас уже ясно, что и те, и другие сторонники
грешили преувеличениями, делая выводы,
не вполне подтверждающиеся фактами. Имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно-автократичный
стиль зарекомендовал себя как весьма
эффективный.
У демократического стиля есть свои привлекательные
стороны, успехи и недостатки. Безусловно,
можно было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование человеческих
отношений и участие трудящихся в принятии
решений всегда вели бы к большей удовлетворенности
и более высокой производительности. К
сожалению, этого не происходит. Ученые
встречали ситуации, где трудящиеся участвовали
в принятии решений, но, тем не менее, степень
удовлетворенности была низкой, а также
ситуации, где удовлетворенность была
высокой, а производительность низкой.[10]
Совершенно очевидно, что соотношение
между стилем руководства, удовлетворенностью
и производительностью можно определить
только с помощью длительных и широких
эмпирических исследований.