Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству и конкурентоспособности продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………….
4
1. Обеспечение качества продукции – путь предприятия к рынку………….
6
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции, их сущность и значение в развитии производства и насыщении рынка...…………………..

6
1.2. Показатели качества и конкурентоспособности продукции……..
14
1.3. Оценка уровня качества продукции согласно требований МС ИСО-9000 «Петля качества»…………………………………………………...

26
1.4. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством выпускаемой продукции……………………………………………………….

41
2. Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МТЗ»………………...
51
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..
51
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии…….
58
2.3. Динамика и тенденции показателей качества продукции на РУП «МТЗ». Анализ брака и построение диаграммы Парето……………………..

69
2.4. Опыт применения ЭВМ в управлении качеством ………………..
81
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга…..
86
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
86
3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции...
93
3.3. Эффективность мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции……………………………………………………….

97
Заключение……………………………………………………………….
101
Список использованных источников…………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом качество.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Эти две группы показателей  пока не имеют устоявшихся наименований. Мы предлагаем именовать их регламентируемыми и сопоставительными.

Особую группу оценочных показателей  составляют регламентируемые. Они характеризуют патентную чистоту товаров, требования их сертификации и соответствия определенным международным, национальным и региональным стандартам, а также законодательству. Уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам снимает вопрос о возможности поставки и сводит к нулю всю остальную работу по повышению уровня качества изделия.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним, например, относятся содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов в окружающую среду вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека (обслуживающего персонала). Учет этих показателей необходим для обеспечения безопасности человека при использовании товаров, их монтаже, обслуживании, хранении, транспортировании, от механических, электрических, тепловых воздействий, акустических шумов, радиоактивных излучений и т.п.

Существенным фактором, определяющим конкурентоспособность товара, являются патентно-правовые показатели. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения; использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не попадают под действие патентов в конкретных странах.

К регламентируемым следует отнести  также показатели взаимозаменяемости и совместимости. Они характеризуют насыщенность товара стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

С позиций конкретного потребителя  важнейшее значение в оценке уровня качества и конкурентоспособности имеют сопоставительные показатели: функциональные, надежности в потреблении, эргономические и эстетические.

Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, обращающихся на рынке. Они характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции в прогрессивность закладываемых в нее технических решений. Чем выше значения функциональных показателей, тем полнее изделия удовлетворяют потребности человека. Группа функциональных показателей включает показатели совершенства выполнения основной функции, универсальности применения и совершенства выполнения вспомогательных функций.

Показатель  совершенства выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем (например, для пылесоса основной функцией будет пылеуборочная способность, которая характеризуется чистотой и быстротой уборки помещения).

Соответствие изделия своему назначению характеризуется также успешным выполнением ряда дополнительных функций. Поэтому важной функциональной характеристикой изделия является универсальность его применения. Она определяется двумя показателями: широтой диапазона и возможностями использования товара по назначению, а также наличием у него дополнительных функций, полезных для потребителя.

Кроме основной и дополнительных функций  для каждого товара определяются этапы, сопутствующие их выполнению, т.е. выявлена определенная система вспомогательных операций, от совершенства выполнения которых во многом зависит конечный результат потребления изделия. К таким вспомогательным операциям относятся хранение, транспортирование, подготовка к эксплуатации, обслуживание, утилизация. Здесь необходимо учитывать два момента. С одной стороны, чем больше автоматизированы и совершенны в смысле технического обеспечения эти операции, тем больше эффективность выполнения основной функции изделия. С другой, – чем целесообразнее организовано участие в них человека, тем больше вероятность получения наибольшего полезного эффекта от изделия. Поэтому параметры, характеризующие совершенство выполнения вспомогательных функций, включаются в следующую подгруппу функциональных показателей. Примером вспомогательной операции может служить процедура оттаивания холодильника. В ряде современных моделей она полностью автоматизирована и проводится периодически, что позволяет не извлекать продукты из камеры и поддерживать в ней постоянную температуру. В тех же моделях холодильников, где эта операция проводится вручную, качество и длительность сохранения охлажденных продуктов во многом зависит от быстроты и удобства осуществления этой процедуры (оттаивания, сбора воды, уборки камеры и т.д.) потребителем.

Показатели надежности товаров в потреблении близки к функциональным, потому что они определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Надежность – это качество, развернутое во времени. Временный фактор эксплуатации товара играет существенную роль для потребителя, ибо позволяет, с одной стороны, больше получать полезный эффект от изделия, а с другой – существенно экономит время и средства, связанные с ремонтом или заменой изделия.

Будучи сложным свойством, надежность характеризуется четырьмя показателями – безотказностью; долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Для сложных бытовых машин приборов имеют значение все четыре группы показателей. Для предметов потребления, не выполняющих технически сложных функций, а также для неремонтируемых изделий в качестве основных показателей надежности служат показатели долговечности и сохраняемости. Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (радиоприемников, магнитофонов, телевизоров, стиральных машин, холодильников, пылесосов и др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Показатели долговечности характеризуют свойство товара выполнять свои функции до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации (потребления) изделия. Товар может перестать удовлетворять потребностям по двум причинам:

  • физического износа, в результате которого физическое состояние товара не позволяет удовлетворять потребности;
  • изменения потребностей, вследствие чего товар с имеющимися свойствами не соответствует изменившимся потребностям – указанное явление представляет собой моральное старение изделий.

Принципиальное различие между  рассматриваемыми причинами снижения потребительной ценности состоит в том, что при физическом износе товар расходует свой ресурс, принося соответствующую пользу потребителю, при моральном старении товар может вообще не быть реализованным.

Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность товара к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем профилактического осмотра, ремонта и технологического обслуживания. Ремонтопригодность изделий зависит от конструкции и применения унифицированных деталей и узлов.

Показатели ремонтопригодности –  вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления (гарантийный, текущий и срочный ремонты и ремонт на дому), а также трудоемкость ремонта и др.

Показатели сохраняемости характеризуют свойство товара сохранять исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и транспортирования. Они определяются сроком сохраняемости (календарной продолжительностью хранения и транспортирования товара), в течение которого значения заданных показателей остаются неизменными.

Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации изделий в системе «человек–изделие–среда», оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.

К группе эргономических относятся  следующие подгруппы показателей: гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, а также психологические.

Гигиенические показатели характеризуют условия, которые при эксплуатации изделий влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся освещенность и запыленность помещения, температура и влажность воздуха, гигроскопичность, шум, вибрация и др.

Антропометрические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека, что обеспечивает удобство пользования изделием и рациональное расходование энергии человека в системе «человек–изделие–среда».

Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным и вкусовым возможностям человека. Например, зрительное восприятие яркости и тона цвета надписей на шкалах товаров оптимально, когда расстояние между делениями шкалы не менее 1,5 мм.

Психологические показатели характеризуют соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленным и вновь формируемым навыкам (соответствие изделия восприятию, мышлению и памяти человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных возможностей товара (например, получения оптимального изображения на экране телевизора) и алгоритмы управляющих действий (например, при настройке видеомагнитофонов на различные режимы работы), быстроту выработки навыков (способов) взаимодействия с товаром (например, навык заправки фотопленки в проявочный бочок) и др.

Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезности, рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические показатели могут по-разному проявляться в зависимости от эстетических вкусов потребителей, господствующих эстетических норм, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Эти показатели меняются во времени: то, что признавалось красивым вчера, сегодня может оказаться некрасивым. К эстетическим показателям относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Показатель  художественной выразительности характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Художественная выразительность товара проявляется в художественно-образном выражении социально значимой информации (знаковость), своеобразии признаков формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие), в признаках внешнего вида, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).

Показатель рациональности формы характеризует соответствие эстетически значимой формы объективным условиям эксплуатации товара. Рациональность формы определяется соответствием формы изделия его назначению, конструктивному решению и применяемым материалам (функционально-конструктивная обусловленность), а также выявлением в эстетически значимой форме способа и удобства действий человека с товаром (эргономическая приспособленность).

Показатель целостности композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы товара, его согласованность с другими изделиями и окружающей средой. Целостность композиции проявляется в общей логике пространственного строения формы (организованность объемно-пространственной структуры), в характере очертаний формы (пластичность), в соподчинении графических и изобразительных элементов общему композиционному решению (упорядоченность графических и изобразительных элементов), во взаимосвязи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).

Показатели совершенства производственного  исполнения и стабильности товарного вида характеризуют зависимость товарного вида изделия от конкретных условий производства и специфики эксплуатации. Эти показатели не являются собственно эстетическими и включаются в данную группу условно. Однако они существенно влияют на восприятие формы изделия и поэтому рассматриваются как одно из важных условий, определяющих эстетическое совершенство товаров. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида изделия достигаются чистотой исполнения контуров, скруглений и соединений отдельных элементов (чистота выполнения контуров и сопряжений), тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей (тщательность покрытия в отделки), сохранностью элементов формы и поверхности от повреждений (устойчивость к повреждениям). [5, стр. 18-27]

2) Экономические показатели

При анализе экономических показателей  конкурентоспособности должны рассматриваться  не только цены анализируемого и конкурирующего товаров, но и все другие расходы  потребителя.

Показатель совокупных затрат потребителя получил названия цены удовлетворения потребностей или цены потребления, которая является важнейшим неценовым фактором конкурентоспособности в условиях рынка.

 

 

Рис. 1.2.2. Экономические показатели конкурентоспособности товаров

 

Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде они включают:

  • затраты на приобретение (цена товара), расходы на транспортирование товара до места использования;
  • стоимость установки, монтажа, приведения в работоспособное состояние.

Информация о работе Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб