Организационные, социальные и экономические методы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им надо иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация методов управления качеством продукции……………….5
1.1.Организационно-распорядительные методы управления качеством……..8
1.2. Экономические методы управления качеством…………………………..11
1.3. Социально-психологические методы управления качеством…………...13
2. Новая стратегия в управлении качеством…………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

 1. Классификация методов управления качеством продукции……………….5

 1.1.Организационно-распорядительные методы управления качеством……..8

1.2. Экономические методы управления качеством…………………………..11

1.3. Социально-психологические методы управления качеством…………...13

2. Новая стратегия в управлении качеством…………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  использованной литературы…………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В последние годы мир бизнеса чрезвычайно  усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания  и развития предприятий в реальных условиях им надо иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

     Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых  услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и  ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление  о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя  год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому  каждый руководитель должен отслеживать  ситуацию в мире, быть в курсе  всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для  создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках.

       В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции (или услуг). И хотя кроме качества в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, по результатам опросов качество занимает 70% «весомости» всех показателей конкурентоспособности.

     Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов.

     Продукция и технология должны быть безопасными  для населения и не наносить ущерба окружающей среде из-за того, что  кто-то не хочет или не может обеспечить требуемое качество.

     Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать  национальную экономику в мировое  хозяйство и занять в ней достойное  место. Любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «методы управления качеством продукции» в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Классификация методов  управления качеством продукции

     Под управлением качеством продукции  понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

     Сущность  всякого управления заключается  в выработке управляющих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих  воздействий на определенном объекте  управления. При управлении качеством  продукции непосредственными объектами  управления являются процессы, от которых  зависит качество продукции. Они  организуются и протекают на допроизводственной и на производственной и послепроизводственной  стадиях жизненного цикла продукции.

     Управляющие решения вырабатываются на основании  сопоставления информации о фактическом  состоянии управляемого процесса с  его характеристиками, заданными  программой управления. Нормативную  документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания  на разработку продукции, стандарты, технические  условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством  продукции.

     К управлению качеством необходим  системный подход.

Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и  средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством должна удовлетворять  стандартам ИСО 9000.

     Методы  управления качеством представляют собой способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества.

     Выделяют  организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические методы.

     Все указанные методы могут найти  применение при управлении качеством  на всех стадиях жизненного цикла  управляемых объектов (продукции, услуг) и при улучшении любых видов деятельности. Наряду с этими способами используется целый спектр методов исследования управления качеством, среди которых широко распространен экспертный метод. Он часто применяется в практике принятия разнообразных решений именно в области качества.  

Классификация методов управления качеством приведена в таблице.

     
Классификационный признак Методы  управления качеством
  организационно-распорядительные инженерно-

технологические

экономические социально-психологические
Мотивы  поведения необходимость соблюдения требований к качеству и  наличия ответственности за качество Смешанные

(соблюдение

требований

к выходным

параметрам,

материальный

и моральный

интерес)

материальный  интерес моральный (духовный) интерес
Характер  воздействия прямой прямой косвенный косвенный
Основной  канал воздействия организационный (регламентирование, стандартизация и  т. п. Инженерно-

технологический

(автоматика,

автоматизация,

механизация и

т.п.)

экономический (зарплата, цены и т. п.) социальный (свойства личности, статус личности, общность интересов  работников и т. п.)
Основа  выбора методов организационный анализ Возможности

техники, технологии и соответствие требованиям экологии и безопасности

технико-экономический  анализ социально-психологические  исследования
Ограничения при выборе методов соответствие  правовым нормам и требованиям в  области качества качеству соответствие  экономическим законам и нормативам по соответствие  морально-этическим нормам, правилам и требованиям

 

     Основной  задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые:

     · отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

     · удовлетворяют требованиям потребителя;

     · соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

     · отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

     · предлагаются потребителю по конкурентоспособным  ценам;

     · направлены на получение прибыли.

     1.1.Организационно-распорядительные методы управления качеством 

     Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

     В группу организационно-распорядительных методов управления качеством входит:

  1. регламентирование (общеорганизационное, функциональное, должностное, структурное);
  2. стандартизация (на основе стандартов различного уровня и статуса);
  3. нормирование (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);
  4. инструктирование (ознакомление, объяснение, совет, предостережение, разъяснение);
  5. распорядительные воздействия (приказы, распоряжения, указания, постановления, контроль исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т. п.).
  6. логическая последовательность и четкость изложения информации;
  7. краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
  8. убедительность аргументации;
  9. информационная выразительность;
  10. достаточность и обоснованность;
  11. небольшой объем;
  12. малоизменчивость (стабильность);
  13. качественная содержательность.

     Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние  годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых  отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами  выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и должна включать:

     · улучшение экономического положения  предприятия;

     · расширение или завоевание новых  рынков сбыта;

     · достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий  и фирм;

     · ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

     · освоение изделий, функциональные возможности  которых реализуются на новых  принципах;

     · улучшение важнейших показателей  качества продукции;

     · снижение уровня дефектности изготавливаемой  продукции;

     · увеличение сроков гарантии на продукцию;

     · развитие сервиса.

      Политика  в области качества является одной  из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно - распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством. При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать требования предъявляемые к ней; руководство должно определять политику в письменной форме, она подписывается первым руководителем; она должна согласовываться с другими направлениями деятельности предприятия; руководство должно обеспечивать понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь; она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее положения касались каждого члена трудового коллектива, а не только качества выпускаемой продукции. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организационные, социальные и экономические методы управления качеством продукции