Организация работы аптеки, обслуживающей население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;
2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;
3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;
4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;
5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;
6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;
7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

ОТС-препараты – (от английского оver the counter – через прилавок) – препараты разрешенные к отпуску без рецепта врача.

Основным принципом отнесения ЛС к ОТС-препаратам является отсутствие токсического действия на организм в малых и весьма малых дозах.

Концепция самолечения.

Самолечение – использование потребителем медицинских препаратов для лечения нарушений и симптомов, которые он сам может у себя определить.

Положительные моменты самолечения

1)  Эффективно и быстро облегчает симптомы, которые не требуют медицинской помощи или медицинской консультации.

2)  Уменьшает давление по незначительным поводам на медицинские службы.

3)  Улучшает медицинскую помощь для тех, кто проживает в отдалённых районах, куда выезд врача затруднён.

Самолечение экономит время пациентов, врачей и средства, выделяемые для нужд здравоохранения. Однако самолечение предъявляет повышенные требования к компетентности фармацевтических работников, а также к уровню, развитию этических качеств.

Выгоды от самолечения могут быть получены тогда, когда соблюдаются следующие условия:

1)  Болезнь не настолько серьёзна, что бы требовалось вмешательство врача.

2)  Пациент должен быть информирован о риске самолечения.

Рабочее место по отпуску ЛС без рецепта - должно иметь сообщение с материальными комнатами и оборудоваться шкафами, вертушками, витринами. Если в аптеки выделяется отдел безрецептурного отпуска, то это рабочее место организуется в его составе изолировано от других мест.

Типы витрин:

а) Витрина, в которой размещается препараты, пользующаяся наибольшим спросом (вертикальная). Должна давать возможность хорошего просмотра всех демонстрируемых лекарственных средств.

б) Витрина для демонстрации всего ассортимента товаров, отпускаемых без рецепта (горизонтальная, вертикальная) они же и служат прилавками для реализации.

в) Витрина для крупногабаритных товаров (вертикальная, горизонтальная) обычно устанавливаются в торговом зале.

Требования к оформлению витрин:

1)  Лекарственные препараты должны быть систематизированы в зависимости от характера потребления.

2)  Лекарства желательно располагать по характеру фармакологического действия.

3)  Лекарственное растительное сырьё желательно располагать на отдельной витрине. Упакованное ЛС непосредственно в заводской упаковке, а весовое в чашках Петри. У каждого вида лекарственного сырья должна быть выставлена аннотация со способом применения.

4)  Нежелательно выставлять аннотации на лекарственные средства, так как информацию о них должен давать фармацевт.

5)  Все товары должны иметь ценники, причём на обороте ценника указывается дата его оформления и подпись материально ответственного лица (МОЛ).

Мерчандайзинг – это технология оптимизации продаж или серия методов по наиболее эффективному размещению товаров и рекламных материалов, обеспечивающих скорейшую реализацию товаров и увеличение объемов продаж.

Основные принципы мерчандайзинга:

1.  Плотность потока покупателей. Максимальная плотность потока покупателей (до 100%) приходится на переднюю часть торгового зала. Именно здесь рекомендуется располагать ЛС, пользующиеся наибольшим спросом. На втором месте средняя часть торгового зала (40 – 60%). Менее всего посетителей (20%) посещают заднюю часть торгового зала.

2.  Принцип массы. Чрезмерно большие витрины не способствуют желанию покупателя что-либо приобрести.

3.  Принцип расширенного ассортиментного ряда и эффективной упаковки. Чем эффектнее упаковка товара, тем лучше он продается. Пример:

·  Аспирин, таб. 100 мг., Bayer (Германия)

·  Аспирин, таб. 325 мг., Стиролконцерн (Украина)

·  Аспирин для детей, таб. жевательные детские, 81 мг., Sagmel (США)

·  Аспирин UPSA, таб. шипучие 500 мг., UPSA (Франция)

·  Аспирин Кардио, таб. с кишечнорастворимым покрытием 100мг., Bayer (Германия)

·  Аскорбиновая кислота с глюкозой, таб. 0,1, Борисовский ЗМП (Беларусь)

·  Аскорбиновая кислота, драже 0,05, ISN Pharmaceuticals

·  Аскорбиновая кислота с сахаром, таб. детские, Алтайвитамины (Россия)

Наличие в аптеке 5 видов упаковки аспирина увеличивает долю его продаж почти на 100%, а наличие 3 упаковок аскорбиновой кислоты – на 30%.

4.  Принцип оптимального пространства и множественности товара. Оптимальное пространство, занимаемое товаром на витрине должно быть приблизительно 33 см. Это связано с тем, что скорость покупателя приблизительно 1 м/с, а глаз способен заметить предмет если он находится в поле зрения 1/3 с.

5.  Размещение товара рядом с самым ходовым видом продукции. Пример: на витрине с препаратами от гриппа, между известными широкому кругу покупателей фервексом и терафлю стоит малоизвестный препарат пентафлуцин. Это способствует увеличению его продаж.

6.  Принцип «яблочка». Самые ходовые группы товаров должны быть расположены на уровне глаз женщины среднего роста, т.е. в зоне максимальных продаж. Пример: в аптеке препараты от гриппа и ангины, а также антацидные средства расположены в месте наибольшего скопления покупателей и как раз в зоне максимальных продаж.

7.  На полках витрин имеются надписи, характеризующие и рекламирующие товар.

8.  Принцип «слева направо». Если на витрине расположены упаковки различной величины, то самые большие упаковки должны быть справа.

9.  Принцип асимметрии. Не следует расставлять товар симметрично, т.к. покупатель подсознательно не захочет портить вид полки.

10.  Товар должен быть выложен лицевой стороной упаковки к покупателю

11.  Принцип рекламной поддержки. Реклама «на месте». Покупатель предпочтет купить товар, если будет видеть его рекламный плакат. Но если рекламируемых товаров нет в ассортименте, то это антиреклама.

12.  Освещение витрин играет большую роль. Должен быть найден удобный осветительный эффект.

Определение объёма без рецепта отпуска.

Стоимость лекарственных средств и других товаров, отпускаемых без рецепта, выбивается по счётчику кассового аппарата отдельно от стоимости других товаров.

По разнице показаний счётчика на начало и конец рабочего дня или смены определяется общая сумма реализации без рецептов и отражается в регистрации розничных оборотов.

Количественный учёт безрецептурного отпуска, как правило, не ведётся, однако в последнее время получает распространение метод определения количества отпущенных товаров с использованием технологий штрихового кодирования. Для этого кассовый аппарат должен быть соединён с компьютером и в момент считывания кассовым аппаратом штрих кода в память компьютера заносится информация о расходе товара.

Мелкорозничная аптечная сеть (МРС).

Назначение МРС - Организация с целью приближения лекарственной помощи к населению в местах его большого сосредоточения.

К МРС относится следующие учреждения:

1)  аптечные пункты (АП).

2)  аптечные киоски (АК).

Аптечные пункты.

Основная задача АП - обеспечение населения лекарственными средствами по рецепту, без рецепта, предметами санитарии – гигиены, ЛРС и другими медицинскими товарами. По характеру деятельности делятся на аптечные пункты 1-ой (могут быть наделены правом изготовления ЛС) и 2-ой (без права производственной деятельности) категории. Организация их работы регламентируется стандартом аптечного пункта. Федеральный стандарт разработан МЗ РФ в 94г. На его основе разрабатываются и утверждаются территориальные стандарты. Они учитывают специфику данной территории.

Стандарт устанавливает требования, предъявленные к АП как к аптечной организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

АП может организоваться аптекой как её филиал либо как самостоятельная организация со всеми правами юридического лица.

Если АП является филиалом аптеки, то аккредитацию сертификацию он проходит вместе с ней и получает сертификат. Лицензию он не получает, но в протоколе и лицензии аптеки о нём делается напоминание.

Если АП открывается как самостоятельная аптечная организация, то он должен самостоятельно проходить аккредитацию, сертификацию и получить лицензию.

Как правило, аптечные пункты 1-ой категории организуются в здании поликлиник или других лечебных учреждений, а так же могут располагаться в отдельно стоящих зданиях в местах наибольшего скопления населения. В городах государственные и муниципальные АП организуются на расстоянии 0.5 км. от аптек. Для сельской местности нормативов нет.

Площадь АП определяется объемом выполняемых функций. АП без права изготовления ЛП и расположенный в городе должен иметь площадь не менее 70 м2, АП с правом изготовления ЛП – не менее 93 м2, из которых площадь ассистентской – не менее 10 м2.

АП должен быть оснащен аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: кассовый аппарат; шкафы и полки для хранения ЛС и ИМН; холодильник для хранения термолабильных ЛС; шкаф для раздельного хранения санитарно-гигиенической и верхней одежды, обуви; аппараты и приборы, вспомогательные материалы и посуду для изготовления и реализации ЛС и ИМН.

Если АП является филиалом аптеки, то она обеспечивает его мебелью, оборудованием, инвентарём, справочной литературой, реактивами для контроля качества над товарами, а также бланками учетной и отчетной документации.

АП 1-ой категории в городах при наличии соответствующей лицензии осуществляет отпуск всех ЛС по рецепту, за исключением наркотических и психотропных.

АП 1-ой категории в сельской местности также могут заниматься изготовлением ЛС, отпускать лекарства по рецепту и без рецепта, контролировать их качество и т.д.

Возглавляет АП 1-ой категории заведующий провизор. Помимо него в АП могут работать фармацевты. Если АП является филиалом аптеки, то все работники АП входят в штат аптеки. Они принимаются на работу и увольняются директором аптеки.

АП 2-ой категории организуется при фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в сельской местности аптекой совместно с ЦРБ. Ответственность за работу АП 2-ой категории несет директор аптеки и глав. врач ЦРБ. Больница снабжает аптечный пункт необходимым оборудованием, а аптека – медицинскими товарами. Возглавляет АП 2-ой категории фельдшер заведующий ФАП со средним медицинским образованием в порядке совместительства.

Оплата заведующий аптечным пунктом 2-ой категории является сдельной и зависит от объема продаж.

Аптечный пункт 2-ой категории осуществляет отпуск только готовых лекарств без рецепта, а также лекарств, выписываемых для оказания экстренной помощи фельдшером или акушеркой.

В аптечном пункте должны быть обеспечены условия для сохранности товарно-материальных ценностей санитарно-гигиенические условия труда, техника безопасности. Аптечный пункт должен иметь вывеску с названием и информацией о режиме работы.

Аптечный киоск.

Основная задача – реализация населению готовых ЛС разрешенных к отпуску без рецепта, обеспечение населения предметами санитарии, гигиены, ухода за больными и т.д.

Нормативной основой деятельности является стандарт, утвержденный МЗ РФ в 1994г. Он устанавливает общие требования к характеру и размерам помещений аптечных киосков (АК), оснащение их мебелью, оборудованием и инвентарем, охране труда и техники безопасности, санитарному режиму, организации торговой деятельности, а также др. требования, необходимые для его открытия и функционирования, независимо от форм собственности. На основе Федерального стандарта органы исполнительной власти территории, осуществляют лицензирование фармацевтической деятельности, разрабатывают территориальные стандарты, учитывающие специфику местных условий.

АК организуется в местах значительного сосредоточения людей как в зданиях ЛПУ, так и иного назначения (магазинах, метро, вокзалах и т.д.) или в отдельно стоящем здании. Он может иметь статус юридического лица или существовать на правах подразделения аптеки, фармацевтической фирмы, другого юридического лица.

Внешнее оформление аптечного киоска должен содержать:

1.  Вывеску с названием «Аптечный киоск», указанием его принадлежности и режимом работы.

2.  Адреса и телефоны дежурных и близлежащих аптек и аптечных учреждений.

3.  Другую информацию по решению местных органов управления здравоохранением и фармацевтической службой.

Для открытия и функционирования самостоятельного аптечного киоска обязательно наличие:

1.  утвержденного устава;

2.  свидетельства о государственной регистрации;

3.  расчетного счета;

4.  печати и углового штампа;

5.  сертификата соответствия и лицензии на фармацевтическую деятельность.

Минимальная площадь аптечного киоска, предусмотренная Федеральным стандартом 10-12 м2. Киоск должен быть оснащен аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем, НД и справочной литературой по вопросам хранения и отпуска ЛС и других аптечных товаров.

Всё оборудование и внешнее оформление должно отвечать требованиям технической эстетики и быть удобным для работы. Обязательно наличие в киоске электричества, ККМ, шкафов с полками и ящиками для хранения товаров, холодильника для хранения термолабильных лекарственных средств, рабочего стола, застекление горизонтальной или вертикальной витрины. Стол должен быть снабжен ящиками, где хранится справочная литература, список лекарств, документация поступающих товарно-материальных ценностей.

В целях защиты от воздействий капельной инфекции рабочее место изолируется от покупателя стеклянной перегородкой или оборудованием до уровня 1,8 м.

Киоск должен иметь шкаф для хранения верхней одежды и рабочей одежды персонала в соответствии с требованиями санитарного режима.

В аптечном киоске должны быть обеспечены условия для сохранности товарно-материальных ценностей, согласно указаниям ОВД и условия противопожарной безопасности. Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда и техники безопасности.

Возглавляет аптечный киоск заведующий - фармацевт. Положение о нем регламентировано приложением 23 к приказу М3 РФ № 1255 от 1976 г. Заведующий аптечным киоском реализует населению лекарственные средства и другие аптечные товары, разрешенные к отпуску без рецепта, следит за наличием препаратов и ИМН, входящих в обязательный минимальный ассортимент. Заведующий аптечным киоском несет ответственность за соблюдением правил реализации ЛС, санитарного режима, хранения медикаментов и ИМН в соответствии с НД, а также контролирует сроки годности препаратов. В необходимых случаях заведующий обязан оказывать 1-ую медицинскую помощь. Кроме заведующего в аптечном киоске могут работать продавцы. Положение в продавце аптечного киоска регламентирует приложение 45 к приказу М3 РФ № 1255 от 1976 г. Продавец киоска также как и заведующий осуществляет отпуск ЛС и других аптечных товаров без рецепта врача. Эту должность могут замещать лица со средним фармацевтическим образованием. Положение об этих работниках дополняются положением и квалифицированной характеристикой специалиста со средним фармацевтическим образованием, утвержденным приказом М3 РФ № 249 от 1997 г.

Информация о работе Организация работы аптеки, обслуживающей население