Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:28, реферат
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности.
Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
Введение
Возникновение квалиметрии
Объект и предмет квалиметрии
Основные термины квалиметрии
Структура квалиметрии
Принципы и задачи квалиметрии
Список используемой литературы
Содержание
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности.
Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
Общими показателями качества продукции считаются сортность, брак, количество принятых рекламаций. Но наравне с ними у каждой отрасли есть специфические показатели, которые могут быть единичными и комплексными. В свою очередь комплексные делятся на обобщённые, групповые, интегральные.
Фактически на рынке любой товар проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей. Каждый покупатель покупает именно тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами можно сказать, что конкурентоспособность это понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.
Конкурентоспособность товара – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающего удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к ХV веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции.
Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX-начале XX в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.
Впервые
в России обосновал и применил
аналитический метод оценки качества
продукции известный
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов ХХ века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.
В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран.
К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Квалиметрия - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевлённых или неодушевлённых; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.
Объект квалиметрии - любой предмет или процесс:
- одушевлённый (например, специалист) или неодушевлённый (например, автомашина);
- продукт труда (например, бетон для дорожного покрытия) или продукт природы (например, природный рельеф местности на трассе будущей автодороги);
-
материальный (например, цех по ремонту
техники) или идеальный (
- естественный (например, горный ландшафт) или искусственный (например, комплекс сооружений);
- продукция (например, одежда) или услуга (например, эксплуатация и ремонт электрооборудования).
Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов и инженеров) во главе с Азгальдовым Г.Г., выявивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов (которыми они занимались). Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.
О названии научной дисциплины квалиметрия. Корень «метрео» - общеупотребительный в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т.д.), так и в языках большинства стран мира (на которых печатается подавляющая доля научно-технической литературы), означает «качество». Например, в английском - quality («кволити»), в испанском - cualidad («квалидад»), во французском - qualite («калите»), в итальянском - qualita («квалита»), в голландском - kwaliteit («квалитайт»), в немецком – qualitat («квалитет»).
Таким
образом, термин квалиметрия очень
удобен: он лаконичен и достаточно
точно передаёт содержание понятия
"измерение качества"; составные
его части понятны для людей,
говорящих на разных языках; характер
термина позволяет легко
Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
СВОЙСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.
Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно. Для этого:
ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания.
Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.
Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть:
- единичными и
- комплексными.
Основные задачи квалиметрии:
-
определение номенклатуры
-
разработка методов
-
создание методики учета
-
моделирование градации
Показателем качества продукции является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество. Показатель качества количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности (требования).
Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.
По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся: на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.
Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемую мощность и др.).
Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции, (например, надежность, воспроизведение телевизором типовой испытательной таблицы и др.).
Определяющие показатели качества - оценочные, по ним судят о качестве.
Интегральные
показатели качества выражаются через
соответствующую сумму
Причем уровень качества изделия может оцениваться в зависимости от поставленной цели дифференцированно по единичным, комплексным или интегральным показателям, производственной или потребительской группе.
Таким образом, уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Наряду
с уровнем качества определяется
технический уровень продукции -
относительная характеристика, полученная
путем сопоставления некоторой
совокупности показателей качества
рассматриваемого изделия с соответствующей
совокупностью базовых
В состав номенклатуры включаются только технические показатели производственной и потребительской групп. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:
• назначения и условий использования продукции;
• анализа требований потребителя;
• задач управления качеством продукции;
•
состава и структуры