Основные понятия квалиметрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности.
Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.

Содержание

Введение
Возникновение квалиметрии
Объект и предмет квалиметрии
Основные термины квалиметрии
Структура квалиметрии
Принципы и задачи квалиметрии
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.раб.docx

— 37.14 Кб (Скачать файл)

     • основных требований к показателям  качества

     Показатели  назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Для изделий машиностроения, электротехники и др. показатели назначения характеризуют  полезную работу, совершаемую изделием. Например, для конвейеров показателями назначения являются производительность, длина и высота транспортирования  и т. д.

     Показатели  ресурсосбережения (экономного использования  сырья, материалов, топлива и энергии) характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого  им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:

     • удельная масса изделия (на единицу  основного показателя качества);

     • коэффициент использования материальных ресурсов;

     • отношение полезного расхода  к расходу на производство единицы  продукции;

     • коэффициент полезного действия и т. п.

     Показатели  надежности. Надежность является одним  из основных свойств продукции. Чем ответственнее функции продукции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность изделия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: влажности, механических нагрузок, температуры, давления и др.

     Надежность  – это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных  пределах значения всех параметров, характеризующих  способность выполнять требуемые  функции в заданных режимах и  условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости  от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

     Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять  работоспособное состояние в  течение некоторого времени или  некоторой наработки. К показателям  безотказности относятся: вероятность  безотказной работы; средняя наработка  на отказ; интенсивность отказов; параметр потока отказов.

     Долговечность – свойство изделия сохранять  работоспособное состояние до наступления  предельного состояния при установленной  системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности  относятся: ресурс между средними (капитальными) ремонтами; средний срок службы и  т. д.

     Ремонтопригодность  – свойство изделия, заключающееся  в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения  отказов, повреждений и поддержанию  и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям  ремонтопригодности относятся: вероятность  восстановления работоспособного состояния; средняя трудоемкость ремонта и  технического обслуживания.

     Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

     Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального  процесса в системе «человек –  изделие – среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек  осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т. д.

     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

     Показатели  технологичности характеризуют  свойства продукции, обусловливающие  оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при  ее проектировании, изготовлении или  эксплуатации.

     Например, трудоемкость изготовления и эксплуатации продукции определяется количеством  времени, затраченного на изготовление и эксплуатацию единицы продукции, и выражается для промышленных изделий  в нормо-часах. Ясно, что трудоемкость изготовления конкретного узла или агрегата (показатель технологичности) не изменится, если ее выразить, например, в человеко-днях. Не изменятся и экономические показатели, такие как себестоимость или цена изделия, оттого, что будут выражены не в рублях, а в других единицах.

     Значения  показателей качества, как и физических величин, могут быть абсолютными  и относительными. Если абсолютные значения физических величин всегда имеют размерность, а относительные – всегда безразмерные, то абсолютные же значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные – только безразмерными.

     Пример  абсолютных значений показателей качества: масса изделия - показатель транспортабельности; эксплуатационная скорость автобуса –  показатель его назначения; освещенность на рабочем месте – эргономический показатель. Примерами относительных  значений показателей технологичности  продукции являются:

     • относительная трудоемкость изготовления и/или эксплуатации;

     • трудоемкость по видам производимых работ, например, трудоемкость заготовительных  работ, трудоемкость профилактического  обслуживания и т. п.

 

  1. Структура квалиметрии.

Структура квалиметрии состоит  из трех частей:

- общая квалиметрия  или общая теория квалиметрии,  в которой рассматриваются проблемы  и вопросы, а также методы  измерения и оценивания качеств;

    - специальные квалиметрии больших  группировок объектов, например, квалиметрии  продукции, процессов, услуг, социального  обеспечения, среды обитания и  т.д. вплоть до качества жизни  людей;

   - предметные  квалиметрии отдельных видов  продукции, процессов и услуг,  такие как квалиметрия машиностроительной  продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда,  образования и т.д.

 Качество, в широком смысле этого понятия, - объективная и наиболее обобщенная  характеристика любого объекта.  Качество объекта потребления  – это  совокупная характеристика  его свойств, с помощью которых  могут быть удовлетворены и  обычно удовлетворяются соответствующие  потребности людей. Такое представление  о качестве носит прикладной  характер и поэтому является  более узким и специфичным.  Существуют и ограниченные представления  о качестве, когда оно оценивается  не по всем, а по одному или  по нескольким важнейшим для  людей характеристикам объекта.  Следует отметить, что понятие  о качестве объекта потребления  включены как объективные свойства, так и субъективные оценки  полезности объекта, предназначенного  для потребления или уже потребляемого  людьми.

 

 

 

  1. Принципы  и задачи квалиметрии.

     Так как определение качества объектов реального мира есть, по-существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

     Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит  в нижеследующем.

     Квалиметрия обязана давать практике  хозяйственной  деятельности людей (т.е. экономике) общественно  полезные  методы достоверной квалифицированной  и количественной оценки качества различных  объектов исследования.

     В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в  том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.

     Приоритет в выборе определяющих  показателей  для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей.

     Дело  в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим  свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при  ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции  преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность  продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция  создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских  свойств.

     Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка  качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

     Абсолютные  значения отдельных показателей  качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя, его качества и эталонного образца.

     Показатель  любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего  иерархического уровня.

     Под самым низким иерархическим уровнем  показателей следует принимать  единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем  качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

     При использовании метода комплексной  оценки качества продукции все  разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

     При определении комплексного  показателя качества каждый показатель  отдельного свойства должен быть  скорректирован коэффициентом его  весомости.

     Сумма численных значений коэффициентов  весомостей, всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

     Качество  целого объекта обусловлено  качеством  его составных частей.

     При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

     Обычно  оценивается качество  продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

     Выше  перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области  науки. Однако они являются основополагающими  при решении общих и частных  вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической  продукции в частности.

 

  1. Список  используемой литературы.
  2. Азгальдов Г.Г. О взаимосвязи качества и потребительской стоимости , «Стандарты и качество», Москва, 1971г.
  3. Авилов В.А. Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства, «Экономика», Москва, 1967г.
  4. Гличев А.В. «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 1983г
  5. Федюкин  В.К. Квалинтология: Учебное пособие.  Часть 1. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
  6. Райхман «О квалиметрии», «Стандарты и качество», Москва, 1983г.

Информация о работе Основные понятия квалиметрии