Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ применения статистических методов управления качеством на ОАО «Серовский хлебозавод».
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические вопросы применения статистических методов управления качеством;
изучить историю развития статистических методов управления качеством;
проанализировать применение статистических методов управления качеством на ОАО «Серовский хлебозавод».
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
6
1.1 Понятие о статистических методах управления качеством,
их классификация
6
1.2 История развития статистических методов управления качеством
16
1.3 Применение статистических методов управления качеством
21
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО «СЕРОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
28
2.1 Организационная характеристика предприятия
28
2.2 Анализ качества производимой продукции на предприятии
31
2.3 Применение статистических методов управления качеством на предприятии
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46
В соответствии с ГОСТ 15895 контрольная карта – карта для графического отображения изменения уровня настройки и точности процесса, в которую заносят значения статистических характеристик очередных выборок или проб и фиксируют технологические параметры или режимы. Чаще всего контрольная карта строится на бланке с сеткой из тонких вертикальных и горизонтальных линий. По вертикали отмечают значения величины показателя качества, а по горизонтали – дату, смену, порядковые номера выборок или проб и время.
Гистограмма применяется, когда требуется исследовать и представить распределение данных о числе единиц в каждой категории с помощью столбикового графика. Очень полезно представить в форме столбикового графика частоту, с которой появляется определенное событие (так называемое частотное распределение). Гистограмма отражает состояние качества проверенной партии изделий и помогает разобраться в состоянии качества изделий в генеральной совокупности, выявить в ней положение среднего значения.
В общем случае гистограмма используется для:
Суть диаграммы Парето заключается в том, что при ее построение в большинстве случаев обнаруживается статистическая закономерность, так называемый «Закон 80/20», означающий, что если число дефектов принять за 100%, то примерно 80% всех дефектов происходит из-за приблизительно 20% всех возможных причин. Экономическим целесообразным будет устранить 1/5 часть причин, приносящих наибольший ущерб. Диаграмма Парето позволяет определить основные причины возникновения проблем от второстепенных причин.
Диаграмма разброса является графическим методом изучения зависимости между двумя связанными наборами данных, которые появляются парными (например, x и y – по одному от каждого набора). Данные, отображаемые диаграммой разброса, образуют поле корреляции. Зависимость между связанными наборами данных устанавливается на основе формы поля. Положительная зависимость между x и y означает, что увеличение значений х связано с увеличением значений у и наоборот.
Статистические методы применяются в качестве средства, которое дает возможность вынести правильное решение о сути явлений в числовых выражениях. Для поддержания и совершенствования качества на предприятиях зачастую эффективно используют целый ряд простых статистических методов, которые были представлены выше.
Изучив теоретические вопросы применения статистических методов управления качеством, можно сделать ряд выводов.
Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются в промышленном производстве, при планировании, проектировании, материально-техническом снабжении, маркетинге и на других стадиях жизненного цикла продукции.
Применение статистических методов – весьма эффективный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов. Многие передовые предприятия стремятся к их активному использованию и внедряют через производственное обучение.
Статистическое мышление необходимо для каждого участника производственного процесса, а для этого необходимо знать статистические методы, которые за счет своей простоты, достигнутой в семи инструментах статистического контроля качества, доступны для всех. Каждый сотрудник предприятия, используя статистические методы для анализа и контроля процессов, способствует повышению качества и эффективности производства.
Статистические методы контроля качества служат мощным средством не только получения объективной информации, но и познания, в том числе реальных естественных законов. Если естественные науки ограничиваются только пониманием законов, то с помощью статистических методов делается попытка применить эти законы для создания новых материальных ценностей для потребителя наиболее экономичным путем.
В управлении качеством статистический контроль должен дополняться применением знаний естественных законов не только для понимания объектов исследования, но и для выработки мероприятий по повышению качества. Таким образом, статистические методы контроля имеют обширный фронт применения.
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО «СЕРОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Организационная характеристика предприятия
Объектом исследования в данной работе является ОАО «Серовский хлебозавод» – одно из старейших и стабильно работающих предприятий города Серова. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Уставной капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. ОАО «Серовский хлебозавод» располагается по адресу: г. Серов, ул. Кирова, 49.
На сегодняшний день предприятие специализируется на выпуске хлебобулочных, кондитерских и сухарно-бараночных изделий как длительного, так и недлительного хранения, розничной и оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, деятельностью автомобильного грузового специализированного транспорта, транспортной обработки грузов и хранение, оптовой торговли через агентов (за вознаграждение или на договорной основе).
Всего в ассортименте комбината более двухсот наименований сертифицированной продукции, которая изготавливается из высококачественного натурального сырья. При производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, пекари ОАО «Серовский хлебозавод» гармонично сочетают старинные русские традиции хлебопечения и современные технологии, что позволяет не использовать вкусовые добавки и консерванты. Качество, как исходного сырья, так и готовой продукции постоянно контролируется сотрудниками производственно-технической лаборатории.
В ассортименте хлебокомбината
порядка 210 наименований сертифицированной
продукции, в том числе 22 вида хлеба,
8 – батонов. Каждый день завод производит
50-60 тон хлебобулочных и
Таблица 2 – Перечень выпускаемой продукции ОАО «Серовский хлебозавод»
Наименование продукции |
Соответствие ГОСТам |
Хлеб и хлебобулочные изделия (ржано-пшеничные, пшенично-ржаные, пшеничные сорта, витаминные и диетические, булочные изделия, тостовые хлеба, сдобные изделия) |
ГОСТ 26986-86, ГОСТ 26987-86, ГОСТ 27842-88, ГОСТ 27844-88 |
Замороженные полуфабрикаты из слоеного теста (слоеные пирожки (дрожжевое тесто), тесто слоеное (без дрожжевое), заготовки для пиццы, слоеные пирожки, слойка (косичка) с начинкой (без дрожжевое тесто)) |
ГОСТ Р 52697-2006 |
Бараночно-сухарные изделия (сушка, сухари, гренки, панировочный сухарь) |
ГОСТ 28402-89, ГОСТ Р 52462-2005, ГОСТ 28881-90 |
Кондитерские изделия, в т.ч. с длительным сроком хранения (пряники заварные, печенье, кексы, овсяное печенье, вафли, торты и т.д.) |
СанПиН 2.3.2.1078-01, |
Для управления качеством
продукции и его повышением необходимо
оценить уровень качества. Оценка
уровня и качества продукции является
основой для выработки необходи
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Свойства продукции
могут быть охарактеризованы количественно
и качественно. Высокое качество
выпускаемой продукции
В таблице 3 представлены основные показатели деятельности ОАО «Серовский хлебозавод» за 2009-2011 г.г.
Таблица 3 – Анализ основных показателей ОАО «Серовский хлебозавод» за 2009-2011 г.г.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение 2011 г. от |
Относительное отклонение 2011 г. от | ||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | ||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
16585,5 |
18235,3 |
20148,8 |
+3563,3 |
+1913,5 |
+21,5 |
+10,5 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
14592,6 |
15881,3 |
17336,8 |
+2744,2 |
+1455,5 |
+18,8 |
+9,2 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. (стр. 1 – стр. 2) |
1992,9 |
2354,0 |
2812,0 |
+819,1 |
+458 |
+41,1 |
+19,4 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1594,3 |
1883,2 |
2249,6 |
+655,3 |
+366,4 |
+41,1 |
+19,4 |
5. Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
9175,0 |
9823,5 |
10456,0 |
+1281 |
+632,5 |
+13,9 |
+6,4 |
6. Фондоотдача, тыс. руб. (стр. 1 / стр. 5) |
1,81 |
1,86 |
1,93 |
+0,05 |
+0,07 |
+6,6 |
+3,8 |
7. Фондоемкость тыс. руб. (стр. 5 / стр. 1) |
0,55 |
0,54 |
0,52 |
-0,03 |
-0,02 |
-5,4 |
-3,7 |
8. Среднесписочная численность человек - в том числе рабочих |
117 80 |
112 79 |
115 75 |
-2 -5 |
+3 -4 |
-1,71 -6,25 |
+2,68 -5,06 |
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
6131 |
6386 |
6582 |
+451 |
+196 |
+7,36 |
+3,07 |
10. Средняя заработная плата на 1 чел., тыс.руб. (стр. 9 / стр. 8) |
52,4 |
57,02 |
57,23 |
+4,83 |
+0,21 |
+9,22 |
+0,37 |
11. Фонд оплаты труда к выручке, % (стр. 9 / стр. 1) |
36,96 |
35,02 |
32,67 |
-4,29 |
-2,35 |
-11,6 |
-6,7 |
12. Производительность труда 1 работника, тыс. руб. (стр. 1 / стр. 8, в том числе рабочих) |
141,76 |
162,82 |
175,21 |
+33,45 |
+12,39 |
+23,6 |
+7,61 |
13. Рентабельность продаж, % (стр. 4 / стр. 1) |
10 |
10,3 |
11,0 |
+1,0 |
+0,7 |
+1,1 |
+6,8 |
14. Рентабельность основных (стр. 4 / стр. 5) |
17,4 |
19,2 |
21,5 |
+4,1 |
+2,3 |
+23,6 |
+11,9 |
В таблице 4 представлены виды хозяйственной деятельности (виды продукции), обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) ОАО «Серовский хлебозавод» за отчетный период.
Таблица 4 – Структура выручки ОАО «Серовский хлебозавод» за 2010-2011 г.г.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
Производство хлеба и | ||
Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб. |
16 156 476 |
17 307 819 |
Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, % |
88,6 |
85,9 |
Производство кондитерских изделий | ||
Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб. |
2 078 824 |
2 840 581 |
Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, % |
11,4 |
14,1 |
Из приведенных таблиц видно, что выручка от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 1913,5 тыс. руб., или на 10,5%, в связи с увеличением количества заказчиков, а также в связи с вводом нового, с более высокой производительностью оборудования. Себестоимость при этом возросла на 1455,5 тыс. руб., или на 9,2%.
Превышение темпа роста выручки над себестоимостью привело в 2011 году к увеличению показателя прибыли от продаж на 19,4 %, а также к увеличению рентабельности продаж на 6,8%.
Одновременно наблюдается увеличение производительности труда 1 работника и рост рентабельности персонала. Повышение производительности труда ведет к ежегодному увеличению фонда оплаты труда.
2.2 Анализ качества производимой продукции на предприятии
Для поддержания стабильной работы процесса производства, то есть стабильного выпуска качественных хлебобулочных изделий, необходимо проводить его мониторинг, оценку, анализ и, в случае необходимости, регулирование.
Важным условием выпуска качественной хлебопекарной продукции является соответствие качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции требованиям нормативной документации. Поэтому работники завода должны уметь проводить минимальный контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.