Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:18, контрольная работа
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).
Внедрение системы способствовало развитию нового движения - работы c личным клеймом. K такой работе допускались исполнители, которые не менее шести месяцев изготовляли продукцию без дефектов и сдавали ее ОТК с первого предъявления.
Главной особенностью и новизной системы БИП было то, что она позволила проводить количественную оценку качеств труда каждого исполнителя, коллективов подразделений и на этой основе осуществлять моральное и материальное стимулирование.
Эффективность
применения этой системы во многом
обусловливалась уровнем
Система БИП явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, a также в США, ФРГ, Японии и других странах.
Однако Саратовская система при всех ее достоинствах имела ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования продукта, не охватывала другие стадии его жизненного цикла — реализацию и эксплуатацию. Ограничена была и сфера применения системы, но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм управления качеством продукции.
На передовых предприятиях бывшей Львовской области в развитие Саратовской системы была разработана система бездефектного труда (СБТ). B СБТ основным показателем качества труда стал коэффициент качества труда - количественное выражение качества труда исполнителей. Недостатком этого метода считалось то, что в нем учитывались только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, a превышения установленных значений показателей качества труда не отражались на коэффициенте качества. Передовые же предприятия большое внимание уделяли коэффициенту поощрения, поскольку это способствовало повышению творческой активности трудящихся, поиску новых путей н форм повышения качества продукции и эффективности производства. Примером научного подхода к управлению качествам стала созданная в 1958 г. на предприятиях тогда Горьковской области система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Как Саратовская система, так и ее львовский вариант были направлены на управление качеством на стадии изготовления продукции, система же КАНАРСПИ - на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции; технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства. Система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате значительно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надёжность, увеличился ресурс изделий.
Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОР (Научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе (впоследствии объединение "Автодизель"). Эта система должна была обеспечить комплексный подход к управлению качествам продукции на стадиях ее проектирования, изготовления и эксплуатации'. B ее основе лежало планирование основных показателей качества продукции н управление этими показателями.
Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов. Внедрение НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей.
B начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве c организациями различных министерств н ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции. Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.
KC УКП - совокупность мероприятий метопов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения. Почему система называется комплексной? Качество продукции зависит от многих факторов и условий: степени прогрессивности конструкторских разработок н добротности применяемого сырья, материалов и комплектующих изделий; совершенства планирования и соблюдения технологической дисциплины; оборудования цехов и гибкости механизма стимулирования, рационального подбора и расстановки кадров; организации труда всего коллектива н качества работы отдельных исполнителей.
При функционировании КС УКП решались следующие задачи:
- создание и
освоение новых видов высококач
- повышение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства;
- улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
- своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
- планомерное повышение качества работы коллективов ц исполнителей; обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии c требованиями НТД, т.е. запланированного, заданного уровня качества.
Широкое внедрение комплексных систем на предприятиях дало мощный импульс развитию заводской стандартизации.
Совершенное высокоразвитое промышленное производство резко увеличило число функций технических н экономических служб, расширило внутрипроизводственные связи, увеличило объем информации в системе управления качеством, что привело к увеличению документооборота, необходимости его упорядочения, увязке документальной основы управления качеством на предприятиях н объединениях с общими нормативно-техническими, регламентирующими и правовыми документами. Все эти вопросы решались применением стандартов предприятия (СТП)
Комплекс СТП строился по блочному (модульному) принципу в соответствии c системным подходом к построению КС УКП.
Передовые предприятия Днепропетровской области пошли по пути дальнейшего развития KC УКП и использования методов управления для решения задач повышения эффективности производства. Они разработали н внедрили ряд новых элементов системы, позволяющих управлять не только качеством продукции, но и всеми видами ресурсов, используемых при ее производстве. На базе КC УКП была создана и проверена на практике новая комплексная система, обеспечившая оптимальное сбалансирование качественными и количественными показателями всю хозяйственную деятельность предприятия и социальное развитие коллектива. Она получила название Комплексной системы управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР).
KC УКП и ЭИР была направлена на получение максимальных объемов производства продукции высшей категории качества за счет рационального н эффективного использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиления режима экономики. В сравнении c KC УКП среди задач, решаемых Днепропетровской системой, было изменено и расширено направление повышения эффективности и качества работы предприятия, подразделений, каждого работающего. Существенно расширены задачи специальных функций управления качеством.
Принципы КС УКП и ЭИP получили распространение в основном на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания, сельском хозяйстве.
В начале десятой пятилетки, используя основные положения КС УКП, коллективы ряда предприятий Краснодарского края c помощью Госстандарта осуществили разработку и внедрение Комплексной системы повышения эффективности производства (КC ПЭП), которая позволила перейти от одноцелевой системы управления качеством продукции к решению комплексной, многоцелевой задачи управления эффективностью производства. КС УКП и ЭИР н КС ПЭП получили обобщенное название — Комплексные системы повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР).
В процессе решения задачи коренного повышения качества продукции передовые предприятия страны отрабатывали новые прогрессивные формы и методы управления качеством продукции. Одной из таких форм являлась Саратовская система обеспечения технического уровня и качества продукции (СОТУ н КП), разработанная в конце 80-х годов. Особенность системы — организация сквозного управления качеством продукции путем охвата всех стадий жизненного цикла — от проектирования до эксплуатации. Такой подход отвечал требованиям основных положений перестройки управления экономикой.
СОТУ и КП развивал принципы БИП и строился c учетом хозяйственных отношений между предприятиями и организациями с опорой преимущественно на экономические методы, a также на повышение активности работников н улучшении качества с использованием коллективных форм творчества.
СОТУ и КП были ориентированы на обеспечение стабильного качества изготовления продукции, соответствующей или превосходящей тогдашний мировой технический уровень и удовлетворяющей требованиям потребителя. Очевидно, что и сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед нами весьма остро стоят задачи внедрения стандартов ISO серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам. Однако к реализации внедрения стандартов ISO 9000, рожденной в рыночной экономике, отечественные предприятия приступили, не имея опыта таких отношений, причем многие пытались построить новую систему качества на базе KС УКП.
И хотя принципы КC УКП и ISQ 9000 совпадали, в основе своей КС УКП, являясь плодом командно-административной системы, обладала такими особенностями, как равнодушие к потребителю, экономическая незаинтересованность в обеспечении качества и т.п.
Еще рано говорить o том, что экономические реформы повернули российских производителей к качеству. Однако все большее их число, предчувствуя будущее, осознают эту проблему и изучают опыт зарубежных фирм. Сильное влияние на россиян оказывают контракты c зарубежными предприятиями, в которых основной упор делается на качество.
Список литературы
Контрольная работа №2
Теория Всеобщего Управления Качеством возникла не на пустом месте. Ей предшествовали работы многих ученых, включая помимо специалистов в области математической статистики также экономистов, социологов психологов. Историю создания всеобщего управления качеством составляют четыре группы учений:
- научный менеджмент (1904-1934 гг. — Тейлор и др.);
- человеческие
ресурсы, бихевиористские (
- системные подходы (1960-1970 гг. — Берталанфи и др.);
- Всеобщее Управление Качеством (ВУК) (19800-1990 гг. — Деминг, Кросби, Джуран, Исикава и др. ).
Основателями научного менеджмента считают Тейлора, Вебера, Файоля, каждый из которых внес свой вклад в научное управление.
Тейлор: разделение ответственности за разработку проекта и его выполнение; разделение сложных операций на простые повторяющиеся действия; неквалифицированные, необученные рабочие (как и несовершенное оборудование) являются основными источниками брака.
Вебер: порядок управления; бюрократия как "эффективность"; склонность к стереотипам.
Файоль: универсальная функциональная модель; управление действиями; цикл и персонал.
Человеческие ресурсы. Бихевиористские (поведенческие) науки. Здесь, в первую очередь, следует отметить работы Майо Маслоу и Мак-Грегора. Поскольку в новой теории управления качеством акцент делается на удовлетворение потребностей, то важно знать, какой характер носят эти потребности. Заслуга Маслоу в том, что он не только выявил эти потребности, но и создал их иерархическую последовательность, проранжировав их в таком порядке: физиологические потребности, потребности в безопасности, в общении, в признании и уважении и, наконец, потребности в самоактуализации (самореализации). Физиологические потребности человека включают потребности в еде, питье, сне, тепле, приюте (жилье) и т.п.
Безопасность подразумевает потребность человека в обеспечении его уверенности и защите от опасности, которая обычно достигается принадлежностью человека либо к семье, либо к группе единомышленников, либо к рабочей группе, либо к обществу, т.е. принадлежностью к той совокупности людей, которые обеспечивают ему требуемую безопасность.
Потребность в общении необходима человеку для того, чтобы иметь теплые связи с людьми, позволяющие исключить чувство одиночества, отчужденности, отстранённости.
Информация о работе Основные этапы развития управления качеством