Особенности управления качеством в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Поражение во второй мировой войне подорвало экономические устои Японии. Практически все отрасли промышленности были уничтожены, не было продовольствия, одежды, жилья. Люди были на грани голода.
Когда американские оккупационные войска высадились в Японии, они сразу же столкнулись с основной трудностью - отказами в системах телефонной связи, которые случались сплошь и рядом. Японский телефон был ненадежным средством связи. И дело было не только в войне; качество телефонного оборудования было низким и нестабильным.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт управления качеством.docx

— 122.75 Кб (Скачать файл)

Особенности управления качеством  в Японии

Внедрение статистического контроля качества

Поражение во второй мировой войне  подорвало экономические устои  Японии. Практически все отрасли  промышленности были уничтожены, не было продовольствия, одежды, жилья. Люди были на грани голода.

Когда американские оккупационные  войска высадились в Японии, они  сразу же столкнулись с основной трудностью - отказами в системах телефонной связи, которые случались сплошь и рядом. Японский телефон был  ненадежным средством связи. И дело было не только в войне; качество телефонного  оборудования было низким и нестабильным. Зная об этих недостатках, американские вооруженные силы распорядились  начать применение современных методов  управления качеством в промышленности средств дальней связи и приняли  меры к организации подготовки кадров в промышленности. Таким образом, в мае 1946 г. было положено начало статистическому  контролю качества в Японии.

Американцы прямо насаждали  в японской промышленности американские методы, не внося изменений, рассчитанных на Японию. Это привело к возникновению  определенных трудностей, но результаты были довольно многообещающими, и американские методы быстро распространились и на другие отрасли промышленности.

Знак JIS

В тот же период возникла национальная система стандартизации. Японская организация  по стандартизации была создана в 1945 г., вслед за ней, в 1946 г. был образован  Комитет по японским промышленным стандартам. В 1949 г. вступил в силу Закон о  промышленной стандартизации. В 1950 г. был издан Закон о японских сельскохозяйственных стандартах и одновременно на основе Закона о промышленной стандартизации была учреждена система маркировки JIS.

Система маркировки JIS разрешает нанесение  знака JIS на некоторые товары, которые  изготовлены предприятиями, выпускающими определенный вид продукции в  соответствии со стандартами JIS по статистическому  контролю качества и обеспечению  качества.

Эта система способствовала внедрению  и пропаганде статистического контроля качества в отраслях японской промышленности. Система была уникальна в том  смысле, что участие в ней было добровольным. Фирма могла подать заявку на проверку своей продукции, а могла этого и не делать. И  уже после прохождения контроля она могла для себя решить, маркировать  свою продукцию знаком JIS или нет. За рубежом использование утвержденных знаков часто обязательно. В Японии, к счастью, такого правила не существует.

Группа  по проведению исследований в области  управления качеством

Японский союз ученых и инженеров - это частная организация, созданная  инженерами и учеными в 1946 г. В 1949 г. ЯСУИ сформировал группу по проведению исследований в области управления качеством, куда вошли преподаватели  университетов, представители промышленных кругов и правительственные чиновники. Ее задача состояла в проведении исследований и распространении знаний по управлению качеством. Члены группы занимались поиском средств совершенствования  японской промышленности, экспортирования  высококачественной продукции в  другие страны и повышения жизненного уровня японского народа. Для этого  они решили применить методы управления качеством.

Группа по проведению исследований в области управления качеством  организовала свой первый учебный курс по управлению качеством в сентябре 1949 г. Члены группы встречались три  раза в месяц в течение года с инженерами из различных отраслей промышленности - своими основными  слушателями. (При организации второго учебного курса график встреч был изменен - шесть раз в месяц в течение полугода. В настоящее время учебный курс также продолжается шесть месяцев, но занятия проводятся пять раз в месяц.) При проведении первого учебного курса в качестве учебных пособий использовались американские и английские стандарты, переведенные на японский язык.

Первый курс ясно показал, что физика, химия и математика - универсальные  дисциплины, применимые в равной мере ко всем странам. Однако если речь идет об управлении качеством или другой дисциплине, в которой присутствует понятие "управление", то здесь  велика роль человеческих и социальных факторов. Независимо от того, насколько  хороши американские и британские методы, их нельзя импортировать в Японию в том виде, как они есть. Чтобы  добиться успехов, нужно было создать  японские методы. Поэтому члены группы стали составлять свои собственные  учебные пособия и избегать переводных материалов.

Семинар с участием доктора Деминга

В 1950 г. ЯСУИ организовал семинар, на котором с лекциями выступил доктор У. Э. Деминг из США. Это был семинар по статистическому контролю качества для руководящих работников и инженеров, который продолжался восемь дней. Основными темами семинара Деминга были следующие:

1. Как пользоваться циклом "планирование - выполнение - проверка - воздействие" (PDCA - так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и изменением конструкции) для повышения уровня качества.

2. Правильное понимание разброса  данных в статистике.

3. Управление технологическим процессом  с помощью контрольных карт  и правила их применения.

Лекции были четкими, ясными и полезными  не только для организаторов, но и  для всех тех, кто слушал Деминга. В Хаконе состоялся специальный однодневный семинар для президентов и главных управляющих фирм, который должен был донести идеи управления качеством до руководства высшего звена.

Так У. Э. Деминг, общепризнанный авторитет в области выборочного контроля, приобщил Японию к управлению качеством.

Доктор  Дж. М. Джуран в Японии

В то время нам, безусловно, требовалась  помощь. К счастью, доктор Дж. М. Джуран откликнулся на приглашение ЯСУИ и впервые приехал в Японию в 1954 г. Он провел семинары для руководителей высшего и среднего звеньев, разъяснив им ту роль, которую они призваны были играть в стимулировании деятельности по управлению качеством.

Руководители японских фирм не проявляли  достаточной заинтересованности, когда  об управлении качеством им рассказывали молодые члены группы по проведению исследований в области управления качеством, но доктор Джуран, ученый с  мировым именем был более убедителен.

После приезда Джурана в деятельности по управлению качеством в Японии наметился переход от решения в основном технических вопросов в рамках предприятий к участию в этой деятельности всего руководящего состава. Когда движущей силой статистического контроля качества являются инженерно-технические работники, его распространение ограничено. Приезд Джурана создал атмосферу, в которой управление качеством следовало рассматривать как орудие руководства. Это открыло путь к созданию комплексной системы управления качеством в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.

Рождение  кружков качества

Не следует забывать о роли рабочих  в выпуске высококачественной продукции  при всестороннем обеспечении качества. Рабочие - это те, кто фактически производит продукцию, и если рабочие  и мастера не будут качественно  выполнять свою работу, не сможет прогрессировать  и управление качеством.

В этом плане большое значение имеет  обучение рабочих методам управления качеством. Однако в 50-х годах это  считалось практически невозможным.

Было нетрудно обучать инженеров  и сотрудников аппарата путем  проведения различных семинаров  и конференций, но мастеров и бригадиров было слишком много. К тому же они  были разбросаны по стране. Было нелегко  приступить к их обучению.

Мы решили эту проблему путем  применения средств массовой информации и в 1956 г. организовали заочные курсы  по управлению качеством для мастеров по японскому коротковолновому радиовещанию. В 1957 г. Японская радиовещательная корпорация (NHK) согласилась транслировать наши программы как часть своего учебного курса. Программы были хорошо восприняты широкой публикой, большим тиражом  был распродан текст радиокурсов, что превзошло все ожидания радиокорпорации. Воодушевленный этим успехом в 1960 г. ЯСУИ издал монографию под названием "Учебное пособие по управлению качеством для мастеров (А и В)", которая также пользовалась большим спросом.

В марте 1960 г. в ознаменование десятой  годовщины журнала "Статистический контроль качества" было издано три  специальных выпуска - для мастеров, для потребителей и для преподавателей высших учебных заведений. Выпуск для  мастеров был встречен особенно хорошо.

В ноябре 1961 г. редакция журнала "Статистический контроль качества" выпустила специальное  дополнение для мастеров и решила провести ряд дискуссий с участием мастеров из различных отраслей промышленности. Участники одной из таких встреч единодушно предложили начать выпуск нового журнала, который бы отвечал  их нуждам. Так родился журнал, получивший название "Управление качеством  для мастеров", первый номер которого вышел в апреле 1962 г.

Издавая этот журнал, мы пропагандировали проведение работ по управлению качеством  в рамках кружков качества. Для  этого имелись две причины.

Первая заключалась в том, что  большинство мастеров не привыкли учиться. Даже после того, как мы начали выпускать  для них специализированный журнал, у нас не было гарантии, что они  будут его читать. Если бы от них  можно было ожидать попыток самообразования, то в этом случае они бы могли, по крайней мере, помогать друг другу  и взаимно способствовать развитию творческой мысли. Решение заключалось  в создании групп для изучения этого журнала и для обеспечения  непрерывности учебного процесса. Те, кто незнаком с деятельностью  по управлению качеством, считают, что  группы качества создаются в первую очередь для улучшения условий  труда. Это неверно. Эти группы создаются  с целью приобретения знаний; люди в них учатся избегать повседневных ошибок. Вторая состояла в том, что  одно только чтение мало давало для  управления качеством. Любые приобретаемые  знания нужно было еще применить  на каждом рабочем месте. Простые  статистические методы, почерпнутые  из журнала, следует адаптировать к  реальным условиям. Необходимо поощрять решение проблем, возникающих на рабочем месте, либо самостоятельно, либо с помощью других рабочих. Групповая деятельность поэтому намного предпочтительнее. На том этапе мы уделяли особое внимание следующему:

1. Принципу добровольности. Кружки  должны создаваться на добровольной  основе, а не по команде сверху. Начинайте кружковую деятельность  с теми, кто в этом заинтересован.

2. Самосовершенствованию. Члены  кружка должны проявлять желание  учиться.

3. Взаимному развитию. Члены кружка  должны стремиться к расширению  своего кругозора и сотрудничать  с членами других кружков.

4. Всеобщему участию в конечном  итоге. Конечной целью кружков  качества должно стать полноценное  участие всех рабочих в управлении  качеством.

С целью создания более благоприятных  возможностей для взаимного развития в 1962 г. была проведена первая ежегодная  конференция по управлению качеством  для мастеров, а на следующий год  была организована конференция по кружкам  качества.

Вначале приходилось трудно, и у  деятельности по управлению качеством  было немного сторонников. К апрелю 1965 г., через три года после того, как дело сдвинулось с мертвой  точки, было зарегистрировано только 3 700 групп, занимающихся проблемами управления качеством. Очевидно, принцип добровольности вначале сработал против нас.

Тем не менее мы поступили правильно. Для того чтобы движение продолжалось, необходимо было избегать принуждения и делать упор на добровольное начало. В конце концов, лучше иметь постепенный прогресс, чем терпеть неудачи, которые имели место, когда движение направляли сверху. За начальным затишьем последовало бурное признание. Поскольку некоторые кружки качества добились значительных успехов, фирмы, на которых их не было, быстро последовали положительному примеру. Я наблюдал нечто подобное в США и Западной Европе, где помогал наладить деятельность кружков качества.

Особенности японского управления качеством

После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления. Однако ничто так прочно не укоренилось  в Японии и не нашло такого широкого применения, как управление качеством, которое позднее было реэкспортировано на Запад. За счет специфических особенностей управления качеством уровень качества японской продукции стал самым высоким  в мире, и Япония получила возможность  экспортировать свои изделия во все  страны.

В декабре 1967 г. на седьмом симпозиуме по управлению качеством были названы  следующие шесть особенностей японской системы управления качеством, отличающие ее от западной системы.

1. Управление качеством на уровне  фирмы - участие всех звеньев  в управлении качеством.

2. Подготовка кадров и обучение  методам управления качеством.

3. Деятельность кружков качества.

4. Инспектирование деятельности  по управлению качеством (премия  Деминга предприятию и проверка деятельности руководства).

5. Использование статистических  методов.

6. Общенациональные программы по  контролю качества.

Эти особенности японского управления качеством имеют и преимущества, и недостатки. Мы стараемся устранить  недостатки и развить преимущества.

Информация о работе Особенности управления качеством в Японии