Отечественный опыт управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Если учесть, что качество начинается с установленного уровня требований, а еще лучше - со стандарта, то в истории России можно отыскать первые упоминания о стандарте еще во времена правления Ивана Грозного, когда в пушечном производстве были введены стандартные калибры (кружала) для измерения диаметров пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска - в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.

Содержание

1.Советский период в управлении качеством…………………………….....
2. Системы управления качеством………………….………………………..
2.1. Система БИП…….……………………………………………….…….…
2.2. Система СБТ…….………….……………………………………………..
2.3. Система КАНАРСПИ……………….……………….…………….……..
2.4. Система УК УКП………………….…………………………….……......
Список литературы…………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.Советский период  в управлении качеством…………………………….....

3

2. Системы управления  качеством………………….………………………..

6

2.1. Система БИП…….……………………………………………….…….…

6

2.2. Система СБТ…….………….……………………………………………..

7

2.3. Система КАНАРСПИ……………….……………….…………….……..

9

2.4. Система УК УКП………………….…………………………….……......

10

Список литературы…………………………………………………………...

17


 

1.Советский  период в управлении качеством

Если учесть, что качество начинается с установленного уровня требований, а еще лучше - со стандарта, то в истории России можно отыскать первые упоминания о стандарте еще во времена правления Ивана Грозного, когда в пушечном производстве были введены стандартные калибры (кружала) для измерения диаметров пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска - в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времен правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность провести постройку флота быстро и качественно.

Особое внимание уделил Петр I стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. сказано: "А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолеты, когда будет поведено, делать одним калибером". Несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции (в данном случае - ружья для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск дефектной продукции. Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.).

Развитие промышленности и транспорта в России привело  к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта.

В дореволюционной России не было ни стандартов, ни единых требований по качеству, что во многом было связано с большим количеством иностранных концессий, пользующихся собственными стандартами. В послереволюционные времена новые веяния в управлении качеством доходили до советских промышленных предприятий с большим опозданием. Практически до 50-х годов система контроля качества на производстве сводилась к методам отбраковки негодных изделий, скопированным с системы Тейлора. Только после Отечественной войны на предприятия начали проникать методы статистического контроля качества, хотя советская научная школа математической статистики была одной из лучших в мире. На основании многочисленных литературных данных в советском периоде с 1920 по 1990 год (см. табл. 1) можно выделить три этапа разработки систем управления качеством:

  1. этап развития и совершенствования методов и форм контроля качества на промышленных предприятиях (конец 20-х - начало 50-х годов);
  2. этап поисков и внедрения различных организационных форм управления качеством труда (середина 50-х - начало 60-х годов);
  3. этап применения комплексно-системных методов управления качеством продукции на основе средств и методов стандартизации (середина 60-х - конец 80-х годов).

Таблица 1 - Отечественные системы управления качеством

Название

Дата, место

Область применения

БИП

1955 г., Саратов

Производство

КАНАРСПИ

1958 г., Горький

Проектирование, технология, производство

СБТ

1961 г., Львов

Производство

НОРМ

1964 г., Ярославль

Все стадии жизненного цикла  продукции

КСУКП

1973 г., Львов

Весь жизненный цикл продукции

КСУКП и ЭИР

1980г., Днепропетровск

Весь жизненный цикл продукции

КСПЭП

1980 г., Краснодар

Весь жизненный цикл продукции


Примечание. БИП - бездефектное изготовление продукции; СБТ – система бездефектного труда; КАПАРСПИ - качество, надежность, ресурс с первых изделий; НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса двигателя; КСУКП - комплексная система управления качеством продукции; КСУКП и ЭЙР - КСУКП и эффективность использования ресурсов; КСПЭП - комплексная система повышения эффективности производства.

Наиболее традиционным для условий отечественной промышленности является первый из приведенных этапов. Суть контроля качества заключалась в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, стандартами и т.д. Отдел технического контроля являлся самостоятельной организационной структурой на предприятии.

В это время в мировой  практике общепризнанным и экономически целесообразным является уже не контроль и фиксация брака, а его предупреждение.

 

 

2. Системы управления  качеством

2.1. Система  БИП (бездефектное изготовление продукции)

Первые успешные попытки  организации планомерной систематической  работы в обеспечении качества в  нашей стране были предприняты в 50-х годах. Началом системного подхода  к управлению качеством продукции  считают разработку и внедрение  в 1955 году на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления.

Данная система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ее основу были положены следующие принципы:

  • полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;
  • строгое соблюдение технологической дисциплины;
  • полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;
  • сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

Эффективность применения этой системы во многом обусловливалась  уровнем обучения и воспитания кадров. Для повышения этого уровня организовывались школы качества, в которых наряду с теоретическими занятиями осуществлялось также практическое обучение работников методам качественного изготовления продукции на закрепленных за ними операциях.

В системе большое  значение придавалось соответствию состояния оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных приборов и технической документации требованиям технологического процесса. Были обязательны научная организация труда и производства, четкие внутрипроизводственные связи, ритмичность работы.

Выпуску продукции высокого качества способствовала также система материального и морального стимулирования исполнителей в зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления.

Таким образом, система  БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ  по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих предприятиях. В ходе внедрения системы БИП ее основные принципы развивались, взаимозаменялись и обогащались применительно к специфике того или иного производства. Система БИП явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, а также в США, ФРГ, Японии, других странах.

Однако саратовская  система при всех достоинствах, а  они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла - реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством продукции.

 

2.2. Система СБТ (система бездефектного труда)

Львовский вариант саратовской  системы - система бездефектного  труда (СБТ) впервые разработана  и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов. 
Цель системы - обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который  вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

  • количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;
  • повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;
  • повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;
  • вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;
  • сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

Львовская СБТ так  же, как и саратовская система  БИП, заключалась в том, что она  распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования качества исполнительского (не творческого) труда.

БИП и СБТ устраняли отрицательные  субъективные причины; устранение объективных  причин началось со следующих модификаций  систем.

 

2.3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)

Горьковская система  КАНАРСПИ, что означает «качество, надежность, ресурс с первых изделий», разработанная  и внедренная на предприятиях Горьковской  области, в отличие от БИП предусматривала  устойчивое взаимодействие разработчика продукции с ее заводом - изготовителем. Повышение надежности изделий обеспечивалось за счет усиления внимания к отработке как конструкторской, так и технологической документации. В системе было предусмотрено создание опытных образцов продукции и их испытания в специальных лабораториях. Наряду с этим применялись прогрессивные технологические процессы, методы статистического анализа качества, большое внимание уделялось стандартизации. Отметим характерные особенности КАНАРСПИ:

  • комплексность задач обеспечения качества;
  • поисковый характер системы, развитие конструкторских и испытательных служб;
  • организация работ по получению объективной и своевременной информации;
  • интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин дефектов;
  • универсальность системы, то есть возможность применения в различных отраслях промышленности.

Информация о работе Отечественный опыт управления качеством