Планирование качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

Введение 2
1. Планирование повышения качества продукции 3
1.1 Задачи и предмет планирования повышения качества продукции 3
2. Система повышения качества продукции 6
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Островская.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Планирование повышения качества продукции 3

1.1 Задачи и предмет планирования повышения качества продукции 3

2. Система повышения качества продукции 6

Заключение 12

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех  любого хозяйствующего субъекта может  обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких  сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы  и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено  управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

 

 

 

 

 

 

1. Планирование повышения качества продукции

 

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

Планирование  повышения качества должно опираться  на научно обоснованное прогнозирование  потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в  правильном обосновании планов повышения  качества приобретают использование  данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая  проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия  по повышению качества тщательно  обосновываться расчетами экономической  эффективности.

1.1 Задачи и предмет планирования повышения качества продукции

 

В перечень главных  задач планирования повышения качества продукции входят:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

 

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т.д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах  планирования и применении методов  планирования. К общим принципам планирования относят:

1. Сочетание централизованного  руководства с самостоятельностью  подразделений;

2. Пропорциональность, т.е. сбалансированный  учет ресурсов и возможностей  предприятия;

3. Комплексность (полнота) –  взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

4. Детализация – степень глубины  планирования;

5. Точность – степень допусков  и отклонений параметров плана;

6. Простота и ясность – соответствие  уровню понимания разработчиков  и пользователей плана;

7. Непрерывность – цельность  временного пространства планирования;

8. Эластичность и гибкость –  возможность использования резервов  и учет альтернатив;

9. Научность – учет в планировании  новейших достижений науки и  техники, требований перспективных  стандартов, потребностей рынка  (как существующих, так и перспективных);

10. Экономичность – эффективность  плановой деятельности с позиций  соотношения (целевой результат)/затраты.

К методам планирования относят:

– расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

– экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

– отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

2. Система повышения качества продукции

 

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).

2. Система  документации и планирования.

3. Документация  требований и их выполнимость.

4. Качество  во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).

5. Качество  во время закупок (документация, контроль).

6. Обозначение  изделий и возможность их контроля.

7. Качество  во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка  качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

9. Контроль за испытательными средствами.

10. Корректирующие  мероприятия.

11. Качество  при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование  качества.

13. Внутрифирменный  контроль за системой поддержания качества.

14. Обучение.

15. Применение  статистических методов.

16. Анализ  качества и систем принимаемых  мер.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические  виды работ:

-анализ требований потребителей;

-изучение спроса;

-анализ рекламаций;

-учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

-изучение патентной информации;

-учет изменений требований к сертификации продукции;

-осуществление плановых расчетов;

-увязка плановых мероприятий.

 

Планирование увязывает планы  подразделений предприятия с  его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это  формирование системы планов и показателей  оценки их выполнения.

Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

Наиболее  часто основу плана повышения  качества продукции на предприятии  составляют задания по достижению и  превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной  продукции, улучшению отдельных  показателей качества выпускаемой  продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

 

 

Как самостоятельные  направления планирования повышения  качества продукции на предприятии  обычно выделяют:

внутрифирменное планирование качества продукции;

планирование  внедрения системы управления качеством  на предприятии;

планирование  кадрового обеспечения повышения  качества продукции;

планирование  снижения потерь предприятия от внутреннего  и внешнего брака;

планирование  качества продукции в договорах  и контрактах.

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение  или завоевание новых рынков сбыта;

достижение  технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий  и фирм;

ориентацию  на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

освоение  изделий, функциональные возможности  которых реализуются на новых  принципах;

улучшение важнейших  показателей качества продукции;

снижение  уровня дефектности изготавливаемой  продукции;

увеличение  сроков гарантии на продукцию;

развитие  сервиса.

В последнее  время одним из важных направлений  повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

Планирование  повышения качества продукции на предприятии в целом всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные  показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

При составлении  планов повышения качества по каждому  структурному подразделению следует  исходить из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.

Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха.

Для сборочных  цехов предприятий целесообразно  планировать: основные показатели качества продукции, которые установлены  на уровне предприятия; уровень сдачи  продукции с первого предъявления; снижение потерь от брака и рекламаций.

Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, выполнение которых должно обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства.

Если качество продукции и качество работы цехов  нельзя выразить относительно небольшим  числом показателей, то целесообразно  использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий. Для отдельных цехов предприятия, исходя из их специфики, устанавливаются свои критерии повышения качества и соответствующие им нормативы изменения показателей.

Наряду с  планами цехов и участков по повышению  качества продукции целесообразно  разрабатывать соответствующие планы для функциональных отделов и служб.

Информация о работе Планирование качества