Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:56, доклад
При подборе кадров на предприятии используют 4 основных метода: «Сарафанное радио» - поиск через рекомендации коллег и знакомых; «Невод и наживка» - поиск персонала по внешним источникам (размещение объявлений в прессу и Интернет, работа с учебными заведениями и т.д.); «Охота за головами» (head hunting) - привлечение конкретного человека, (переманивание высококлассных специалистов из других компаний, часто даже у прямых конкурентов);
Поиск через кадровые агентства;
При подборе кадров на
предприятии используют 4 основных
метода:
Применение каждого метода определяется
в зависимости от ситуации, т.е. вакантной
должности, сферы деятельности фирмы,
сроков поиска, финансовых возможностей
и т.д. Любой способ имеет как свои особые
преимущества, так и свои недостатки, их
проекция на конкретную ситуацию позволяет
сделать выбор (Приложение 2, табл. 2.1).
В итоге проведения отбора кадров управления
претенденты на вакантную должность относятся
к одной из четырех групп:
1) безусловно, пригодные (имеющие опыт
работы в выбранной сфере)
2) пригодные (лица, которые будут успешно
работать по выбранной специальности
или успешно обучаться ей при существующих
обстоятельствах, без дополнительных
действий (мероприятий)
3) условно пригодные (нуждающиеся в определенном
режиме труда или определенной структуре
обучения)
4) непригодные (лица, работа которых в
рамках конкретной профессии или обучение
данной профессии будут малопродуктивными).
Предпочтение при отборе получают представители
первой и второй групп, наиболее способные
к данной профессии.
В гостинице «Созвездие» существует хорошая
система подготовки и подбора кадров,
но можно внести дополнения, благодаря
которым система будет более совершенной.
Рекомендации для улучшения подготовки
и подбора сотрудников описаны в следующей
главе.
Во второй главе выявлены методы подготовки
кадров управления, подробно рассмотрен
процесс формирования и работы с резервом.
Описаны и проанализированы методы побора
кадров управления в гостинице «Созвездие»,
выделены их положительные и отрицательные
стороны. В следующей главе описаны рекомендации
по совершенствованию существующей системы
подготовки и подбора кадров управления.
3. Рекомендации по оптимизации системы
подбора и подготовки персонала в гостинице
«Созвездие».
3.1 Привлечение выпускников профильных
учебных заведений
В связи с выделением гостиничного хозяйства
в самостоятельную отрасль вырастает
потребность в профессиональных работниках
гостиниц. Гостиничное дело требует особых
навыков и всесторонней профессиональной
подготовки. Для обеспечения соответствия
профессиональных знаний и умений необходима
профессиональная подготовка и обучение
персонала, повышение квалификации.
Для улучшения системы подготовки кадров
целесообразным будет подписание договоров
с учебными заведениями Омска и Омской
области, которые готовят специалистов
по направлению «гостиничное дело» (Филиал
Сочинского государственного университета
туризма и курортного дела, Омский государственный
институт сервиса). В профильных учебных
заведениях большое внимание уделяется
следующим дисциплинам: менеджменту в
туристической отрасли; менеджменту в
гостиничном сервисе; технологии продукции
общественного питания; экономике, бухгалтерскому
учету и контролю в туристической отрасли
и другие.
Сам процесс обучения в условиях договорных
отношений определяется интересами участвующих
сторон, что и обусловливает различия
в сроках, содержании, методах профессиональной
подготовки. Более того, подготовка кадров
на договорной основе за соответствующую
плату является своего рода гарантией
для реального трудоустройства работника.
[19]
В случае заключения тройственного договора
(предприятие - работник - учебное заведение)
оговариваются обязанности каждой из
сторон:
Такой метод подготовки кадров имеет
ряд положительных моментов: человек
подготовленный таким способом имеет
не только теоретические знания, но и практические,
причем непосредственно касающиеся данного
предприятия. Не затрачивается время на
адаптацию сотрудника, так как, он уже
хорошо знаком с принципами работы именно
в этой гостинице, с особенностями работы
в коллективе и может четко определить
свои полномочия. Благодаря такой системе
подготовки, при устройстве на должность,
человек ощущает свою принадлежность
к данному предприятию, чувствует заинтересованность
в своей кандидатуре и тем самым, у него
повышается уровень мотивации. Сотрудник,
которого подготовили по системе тройственного
договора, уже четко знает цели и задачи
предприятия, и принимает активное участие
в их реализации. Такой метод помогает
подготовить высококвалифицированных,
компетентных, преданных, перспективных
и запрограммированных на развитие сотрудников.
Но не всегда организация принимает на
работу людей уже прошедших подготовку,
поэтому следует уделять внимание методам
подбора кадров. Рекомендуется добавить
в существующую систему подбора такие
методы как: психологическое тестирование
и «матрица соответствия». Подробнее они
описаны в следующем параграфе.
В процессе анализа было выявлено, что управлением персоналом на предприятии занимаются все уровни управления: генеральный директор, заместитель директора. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем можно увидеть, что в выполнении функций руководства все большее значение приобретают стратегическое, однако сохраняются и классические традиционные методы работы с персоналом, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров.
Для оптимизации процесса подбора персонала предлагается ввести две должности, ответственных за подбор и отбор при найме персонала.
В обязанности начальника проектируемого отдела входит главная цель управления персоналом, состоящая в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития в предстоящем периоде. Начальник отдела должен также решать все вопросы в пределах предоставленных прав и поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам своим заместителям, а также функциональных и производственных подразделений организации. Для документального закрепления мероприятий по отбору персонала в организации необходимо разработать Положение о порядке подбора персонала.
Для оптимизации системы подбора персонала в гостинице «Амакс» можно предложить следующие мероприятия:
1. Выработка единого стандарта подбора.
То есть вычленение ключевых признаков «подходящих» кандидатов для работы в гостинице «Амакс». Это – не портрет «идеального кандидата вообще», а именно– подходящего для данной конкретной компании, с её реальной корпоративной культурой.
2. Доведение стандарта подбора до руководителей.
Данное мероприятие включает в себя воспитание у начальников подразделений ответственности за принимаемые ими решения о приёме в подразделение того или иного сотрудника.
3. Качественное информирование принимаемых в организацию кандидатов.
Максимально корректная, четкая информация должна предоставляться кандидату, в котором реально заинтересована гостиница «Амакс» на всех этапах взаимодействия с ним – от специалиста по подбору персонала, до лица, принимающего окончательное решение.
Четкость информирования на всех этапах взаимодействия, с правильными акцентами, дает кандидату, во-первых, возможность принять верное и взвешенное решение относительно будущего места работы, во-вторых, формирует у него благоприятное впечатление от взаимодействия с представителями компании, которое у него останется, независимо от принятого решения.
Часто – лучше оставить об организации просто хорошее впечатление, чем склонить кандидата к сотрудничеству путем дезинформации, в итоге чего через месяц он опять будет искать работу, активно выплёскивая своё недовольство бывшим работодателем на обширном кадровом рынке. В последнем случае, при периодическом повторении подобных ситуаций, компания медленно, но верно теряет свою репутацию.
Итак, совершенствуя систему подбора кадров в гостинице «Амакс», необходимо разработать также мероприятия и по совершенствованию системы дальнейшей адаптации нового сотрудника.
Под эффективной адаптацией понимается процесс реализации системы адаптационных мероприятий, в результате, которого:
При правильной организации адаптации сотрудник быстрее включается в новую социальную группу, снижается уровень его тревожности, его ресурсы в основном направляются на создание продукта деятельности, а не на восполнение недостающей информации и переживание обособленности в коллективе.
При эффективной адаптации снизятся затраты гостиницы на прием новых сотрудников, экономится время руководителей и снижается текучесть кадров, лучше обеспечивается сохранность конфиденциальной информации.
Для того чтобы введение в должность было эффективным, необходимы не только активность, профессиональная чуткость самого сотрудника, проведение организационных мероприятий и достаточной информированности. Нужно, чтобы человек, который будет являться помощником для сотрудника в адаптационный период, обладал определенными социально-психологическими качествами, такими как умение, слушать собеседника; внимательность; лояльность и отсутствие категоричности; навыки презентации; ораторские способности; эмоциональная компетентность.
Наиболее эффективным методом адаптации персонала является наставничество. Наставник на личном примере показывает сотруднику, как это нужно делать, сотрудник наблюдает и имеет возможность напрямую общаться с наставником, получать всю необходимую ему информацию, восполнять пробелы в понимании профессиональной деятельности. В дальнейшем сотрудник сам выполняет свои обязанности, а наставник курирует процесс и результат.
Самое главное требование к наставнику - это доскональное знание предмета обучения, содержания обязанностей, нормативов относительно этой деятельности, другим словом - профессиональная компетентность.
Для того, чтобы было легче оценить, насколько данный сотрудник подходит под роль наставника, в гостинице «Арена» предлагается использовать Лист оценки социально-психологических качеств потенциального наставника.
Максимальное количество баллов, которое свидетельствует о том, что данный человек отвечает требованиям к личности наставника - 36 баллов.
Если сотрудник набрал от 12 до 24 баллов, это говорит о том, что данный сотрудник вполне может быть наставником, однако следует обратить внимание на те критерии, по которым он набрал наименьшее количество баллов. Быть может понадобится провести индивидуальную беседу и подготовку потенциального наставника, просветить и восполнить недостающие знания. Если человек набрал меньше 12 баллов, то нужно рассмотреть другую кандидатуру на исполнение обязанностей наставника, иначе вам придется не только вести контроль за двумя сотрудниками, но и исправлять ошибки.
Стандартно выделяют четыре этапа адаптации:
Этап I: оценка уровня подготовленности новичка
Для того чтобы адаптация была успешной, необходимо оценить, насколько сотрудник готов к деятельности в данных условиях и на конкретном должностном месте. Если сотрудник имеет опыт исполнения подобных обязанностей, работы в аналогичных условиях, период его адаптации будет менее продолжительным, а также список мероприятий будет отличным от программы адаптации в случае необходимости обучения новичка.
Этап II: ориентация сотрудника
Ориентация сотрудника подразумевает систему тех мероприятий, которые необходимо провести для введения в должность сотрудника.
Этап III: действенная адаптация
Действенная адаптация подразумевает период деятельности работника, в течение которого он осваивает все особенности деятельности, налаживает коммуникативные связи с коллегами. Важно получать обратную связь от сотрудника и вовремя решать все возникшие вопросы. В случае обнаружения каких-то неразрешенных проблем должны приниматься необходимые меры.
Контроль содержания деятельности выполненной работы может происходить в виде еженедельных письменных отчетов новых сотрудников перед наставником.
Этап IV: функционирование
Данный этап характеризуется окончанием процесса адаптации и стабильной деятельностью и взаимодействием с сотрудниками. Работа становится привычной (то есть не вызывающей страха и неуверенности в собственных силах), а отношения в коллективе стабильными.
Учитывая все вышеизложенные факторы, можно предложить программу адаптации сотрудников.