Понятие оценки качества. Уровень качества товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Качество продукции (товаров) - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
Следует отметить, что в современной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик - так, в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуется исключительно с позиции потребителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие оценки качества. Уровень качества товара…………………..3
2. Методы оценки качества………………………………………………..6
3. Последовательность оценки уровня качества…………………………10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

упр качеством.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

                                                              Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

1. Понятие оценки качества. Уровень качества товара…………………..3

2. Методы оценки качества………………………………………………..6

3. Последовательность оценки  уровня качества…………………………10

Заключение…………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

В современной рыночной экономике  важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и  экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. При  этом важнейшей составляющей всей системы  качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Качество продукции (товаров) - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти  элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые  конкретно воплощены на этапе  проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

Следует отметить, что в  современной литературе понятие  качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик - так, в условиях командно-административной экономики  качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики  качество продукции трактуется исключительно  с позиции потребителя.

Для оценки качества товаров  современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств товаров, которые  и дают показатели их качества. В  настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие  показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие показатели

           

 

 

 

 

 

 

 

       1. Понятие оценки качества.  Уровень качества товара.

 

Качество товаров - это  совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному  назначению. В настоящее время  сформировалось концептуальное видение  качества, в том числе и качества товаров, как одной из фундаментальных  категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и всего общества.

Следует отметить, что в  настоящее время основным терминологическим  документом в области оценки и  управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402: 1994 (E/F/R)"Управление качеством  и обеспечение качества. Словарь", который максимально поясняет и  стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и  то, как они применяются в области  управления качеством продукции.

В общедоступном употреблении само слово "качество" означает разные понятия: качество - это соответствие требованиям; и качество - это степень  превосходства. В соответствии же с  положениями ISO 8402: 1994 понятие "соответствие требованиям" как раз и означает непосредственно "качество", а "степень  превосходства" - это "градация (класс, сорт)". Таким образом, качество - это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности. При этом под объектом понимается то, что  может быть индивидуально описано  и рассмотрено. Так, объектом может  быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или  отдельное лицо, или любая комбинация из них.

Что касается градации качества, то это категория или определенный разряд, присвоенные определенным объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но несколько различные  требования к качеству. Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или их перевод в  набор количественно или качественно  установленных требований к характеристикам  некоторых объектов, чтобы дать возможность  их дальнейшей реализации и проверки. При этом требования к качеству обязательно  должны быть выражены в функциональных терминах, а также документально  оформлены.

Продукция (выпускаемый товар) - это конечный результат производственной и иных видов деятельности или  процессов. В настоящее время  целесообразно определять четыре общие  категории продукции (товаров): а) оборудование (технические средства); б) программное обеспечение (средства); в) перерабатываемые материалы; г) услуги. Следует отметить, что указанные категории продукции охватывают почти все виды продукции, поставляемые организациями. В соответствии со сказанным выпускаемые товары (продукция) могут:

включать в свой состав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение  или различные комбинации из них;

быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (информация или  понятия), или комбинацией из них;

быть намеренной (например, предложение, осуществляемое потребителям) или ненамеренной (например, отходы горного предприятия и т.п.).

Количественно или качественно  установленные требования к характеристикам (основным и дополнительным свойствам) объекта (товара), дающие возможность  их реализации и проверки, называются показателями качества.

Качество продукции (товаров) оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств. В настоящее время современная  наука и практика выработали систему  количественной оценки потребительских  свойств товаров (продукции), которые  и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств предметов (товаров, продукции) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

показатели назначения товаров (продукции);

показатели надежности товаров (продукции);

показатели стандартизации и унификации товаров;

эргономические показатели товаров (продукции);

эстетические показатели товаров (продукции);

показатели транспортабельности  товаров (продукции);

патентно-правовые показатели товаров (продукции);

экологические показатели товаров (продукции);

показатели безопасности товаров (продукции).

С помощью указанных показателей  качества можно определить уровень  качества определенного товара. При  этом под уровнем качества товаров (продукции) понимается относительная  характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три - это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод .Причем важно отметить, что метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

                             2. Методы оценки качества

 

Уровень качества - это относительная  характеристика, основанная на сравнении  значений показателей качества оцениваемой  продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Оценка качества продукции  предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции  требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления  улучшения его качества.

Качество определяется мерой  соответствия товаров, работ, услуг  условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.

Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества - комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности  характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению  к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик  учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой  в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных  показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.

В прошлое ушли аналитические  попытки сравнения качества объекта  с мировым уровнем качества аналогичных  объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением  Знака качества. Были попытки объединения  показателей качества и количества (кваливал, т.е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).

Дифференциальный метод  оценки качества промышленной продукции  осуществляется путем сопоставления  единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При  этом находят уровень характеристик  каждого i-гo свойства.

или

где Рiоц - значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз - значение i-гo показателя свойств базового образца; n - количество принятых для оценки показателей.

Формулу (1) используют, когда  увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении - формулу (2).

Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как  среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т.е. по формуле:

Комплексный метод оценки качества заключается в том, что  при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как  оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.

Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:

 

Ук = Рiоц / Рiбаз

 

где бi - коэффициент весомости каждого из Рi.

В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:

 

Ук = Piбiоц / Piбiбаз

 

Смешанный метод численной  оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный  метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).

Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается  экономическим. Интегральный показатель уровня качества это

Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а  также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного  эффекта, выраженного в натуральных  или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:

где W - полезный эффект; Кс - суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку  и другие работы; Зс - эксплуатационные расходы.

Экспертный метод общей  оценки уровня качества продукции основан  на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется  тогда, когда нет необходимой  количественной информации о свойствах  оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.

По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.

Все методы оценки уровня качества товаров основаны на сравнении совокупности показателей качества с совокупностью  базовых показателей. Согласно ГОСТ 2.116-84 базовым образцом называется образец  товара (продукции), принятый для сравнения  при оценке ее технического уровня и качества, характеризующий передовые  научно-технические достижения на установленный  период. Совокупность базовых значений показателей должна характеризовать  оптимальный уровень качества товара (продукции) на заданный период времени. При этом выбор базовых образцов товара (продукции) производится соответствующими отраслевыми НИИ (Научно-исследовательскими институтами), центрами, головными и  базовыми организациями по стандартизации.

Срок действия базового образца  определенного вида товаров устанавливается  ведущей организацией по данному  виду товаров (продукции) в зависимости  от специфики оцениваемого товара (продукции) с учетом потребности в том  товаре (продукции) народного хозяйства  Российской Федерации, длительности периода  ее разработки, изготовления и эксплуатации или конечного потребления, а  также планируемого срока замены моделей данного вида товара (продукции) на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации.

Информация о работе Понятие оценки качества. Уровень качества товара