Понятие оценки качества. Уровень качества товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Качество продукции (товаров) - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
Следует отметить, что в современной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик - так, в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуется исключительно с позиции потребителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие оценки качества. Уровень качества товара…………………..3
2. Методы оценки качества………………………………………………..6
3. Последовательность оценки уровня качества…………………………10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

упр качеством.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

1. Дифференциальный метод  оценки уровня качества товара (продукции) - это метод оценки  качества продукции, основанный  на сопоставлении единичных показателей  ее качества. Уровень качества  товаров (продукции) оценивается  сопоставлением совокупностей относительных  показателей качества базового и оцениваемого образцов товара, при этом уровень качества оцениваемого образца считается ниже базового, если хотя бы один из них ниже единицы.

2. Комплексный метод оценки  уровня качества продукции - это  метод оценки уровня качества  товара, основанный на сопоставлении  комплексных показателей качества  оцениваемого и базового образцов  товара При этом количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованиями нормативных документов - стандартами номенклатуры показателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.

3) Смешенный метод оценки  уровня качества товара - это метод основанный на совместном применении единичных и комплексных показателей качества: часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель, особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества товара оценивают по эмпирическим формулам на основе совокупностей комплексных показателей качества.

Для выражения превосходной степени в сравнительном или  в количественном смысле при проведении технических оценок термин "качество" используется в совокупности со следующими качественными прилагательными:

относительное качество - это  ситуация, когда объекты оценки (продукция, товары) классифицируются в зависимости  от их степени превосходства или  в сравнительном смысле (данное понятие  не следует путать с градацией);

уровень качества - данное прилагательное (как и сам показатель - уровень  качества) используется при количественной статистической оценке;

мера качества - данное выражение  используется в том случае, когда  проводятся точные технические оценки товаров (некоторых видов продукции)

            

 

 

 

         3. Последовательность оценки уровня качества

 

Согласно ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, - комплексную  оценку потребительских свойств  и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:

1. Определение номенклатуры  показателей качества выпускаемого  товара (производимой продукции), обеспечивающих  возможность наиболее полной  оценки уровня его качества  и построение иерархической структуры  свойств.

2. Определение коэффициентов  весомостей показателей качества.

А) Использование в качестве коэффициентов весомости технико-экономических  показателей товар. Значения коэффициентов  весомости устанавливаются по известным  технико-экономическим показателям. Область применения данного метода оценки: широко распространенная продукция, процесс применения (создания, эксплуатации) которой хорошо изучен - например, кокс.

Б). Использование в качестве коэффициентов весомости средневзвешенных показателей. Значения коэффициентов  весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного  показателя среди других показателей  качества продукции. При этом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетным методами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, для расчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные или статистические методы.

В). Использование в качестве коэффициентов весомости интегральных показателей. Область применения данного  метода оценки: единичная продукция - например, мост, трасса, промышленные здания и сооружениями и др.

3. Выбор базовых показателей  свойств товара для сравнения  их со свойствами реально выпускаемого товара (производимой продукции).

4. Измерение показателей  качества товара и приведение  их к сопоставимому виду (определение  относительных показателей качества).

5. Выбор наиболее удобного  и наиболее практичного метода  оценки свойств товара и расчет  комплексного показателя уровня  его качества.

Для управления качеством  продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область  деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует  выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.

Свойства продукции могут  быть охарактеризованы количественно  и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия  современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции .

По характеризуемым свойствам  применяют следующие группы показателей:

Показатели назначения характеризуют  свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых  она предназначена, и обусловливают  область ее применения.

Показатели экономного использования  сырья, материалов, топлива, и энергии  характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого  им сырья, материалов, топлива, энергии.

Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих  способность выполнять требуемые  функции в заданных режимах и  условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения траспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность - свойство объекта  непрерывно сохранять работоспособное  состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.

Долговечность - свойство изделия  сохранять работоспособное состояние  до наступления предельного состояния  при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособленности  к предупреждению и обнаружению  причин возникновения отказов, повреждений  и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем  проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость - свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт  потребления (эксплуатации) изделия  на этапах функционального процесса в системе "человек - изделие - среда  использования".

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность  композиции, совершенство производственного  исполнения. Оценка эстетических показателей  качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности  характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение  затрат, материалов, труда и времени  при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособлен ность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции11. Швец В.Е. "Менеджмент качества"в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50. стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении  конкурентоспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют  уровень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих при  эксплуатации или потреблении продукта.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.

Экономические показатели характеризуют  затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции1.

Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении  значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень  качества продукции .

Технический уровень - относительная  характеристика технического совершенства продукции - совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и  характеризующих научно-технические  достижения в развитии данного вида продукции.

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой  продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Базовый образец - это образец  продукции, представляющий передовые  научно-технические достижения и  выделяемые из группы аналогов оцениваемой  продукции.

В результате оценки продукцию  относят к одному из трех уровней:

превосходит мировой уровень;

соответствует мировому уровню;

уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых  в техническое задание и нормативную  документацию; принятии решения о  постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

                                                Заключение

  

Качество товаров - это  совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному  назначению. Качество товаров оценивается  на основе количественного измерения  определяющих его свойств. В настоящее  время выработана система количественной оценки потребительских свойств  товаров, которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств товаров  по группам, которые дают соответствующие  показатели качества: показатели назначения товаров; показатели надежности товаров; показатели стандартизации и унификации товаров; эргономические показатели товаров; эстетические показатели товаров; показатели транспортабельности товаров; патентно-правовые показатели товаров; экологические  показатели товаров; а также показатели безопасности товаров.

С помощью указанных показателей  качества можно определить уровень  качества товара, по результатам которого в организации будет осуществляться управление качеством выпускаемых  товаров. Управление качеством товаров  требует осуществления периодической  оценки потребительских свойств  и показателей качества товаров. При этом уровень качества товаров  выступает основной мерой их потребительной стоимости. Как правило, необходимость  оценки потребительских свойств  и показателей качества товаров  возникает: при сертификации товаров; при выборе наилучшего варианта товаров; при планировании повышения уровня качества товаров; при контроле качества товаров; а также при обосновании  мер стимулирования улучшения качества товаров.

На основании оценки потребительских  свойств и показателей качества товаров в организации просто необходимо осуществлять такой процесс, как управление качеством выпускаемых  товаров. Система управления качеством  товаров представляет собой некую  совокупность управленческих органов  и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание  высокого уровня качества продукции.

В качестве предложений и  рекомендаций хотелось бы предложить следующее. Чтобы выпускаемые товары (продукция) были хорошего качества и  соответствовали стандартам, система  управления качеством должна включать:

1. Контроль и целесообразность  требований качества во время  разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат).

2. Контроль качества во  время закупок (документация, контроль).

3. Обозначение изделий  и возможность контроля их  качества.

4. Контроль качества во  время производства, выпуска товаров,  продукции (планирование процесса, инструкции, квалификация, контроль).

Информация о работе Понятие оценки качества. Уровень качества товара