Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 18:21, курсовая работа
Управленческое решение направленно на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и ответственных видов деятельности менеджера.
Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана с различными аспектами управленческого труда. И хотя каждый из нас в течение дня принимает десятки решений (где пообедать? что купить? и т.д.), принятие управленческих решений существенно отличается от решений, принимаемых в повседневной частной жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ…………………….............
1.1.Основные определения управленческого решения……………………
7
7
ГЛАВА 2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА……………………..............
2.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма………………………
14
14
2.2. Модификации метода мозгового штурма………………………………...
18
2.3.Этапы проведения мозгового штурма…………………………………
23
2.4. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма…………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
31
Экономический аспект управленческого
решения заключается в том, что для разработки
и реализации любого управленческого
решения требуются финансовые, материальные
и другие затраты, т.е. каждое решение имеет
реальную стоимость. Особенно важно учитывать
данный аспект в условиях неопределенности,
часто связанных с отсутствием необходимой
информации. В этом случае субъект решения
стремится приобрести необходимую информацию,
являющуюся одним из наиболее ценных ресурсов
управленческого решения. Но стоимость
информационных ресурсов (как впрочем,
и всех других) должна соизмеряться со
стоимостью самого решения.
Таким образом, реализация эффективного
решения должна принести организации
прямой или косвенный доход, и очень важно,
чтобы величина этого дохода существенно
превышала затраты на подготовку решения.
Организационный аспект управленческого решения заключатся в том, что к процессу разработки решения привлекается персонал организации, который необходимо сформировать в работоспособный коллектив. Чтобы этот коллектив мог успешно справиться с поставленной задачей, необходимо наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить необходимыми ресурсами, техникой и технологией, организовать систему постоянной координации и контроля.
Психологический аспект управленческого решения заключается
в том, что решение рассматривается, прежде
всего, как интеллектуальная мыслительная
деятельность субъекта управления, направленная
на разрешение конкретной проблемы. Управленческое
мышление должно быть конкретным, субъекту
решения необходимо представлять всю
сложную проблему в целом и видеть при
этом составляющие ее элементы. Мышление
субъекта решения (ЛПР) имеет множество
особенностей, в их составе выделяются:
отличительные свойства; степень практического
применения; тип осмысления информации.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Мы часто слышим о том, что директор принял решение, начальник цеха подписал распоряжение, собрание акционеров утвердило план развития компании, Государственная Дума РФ разработала и приняла закон и т. д. В обобщенном виде эта деятельность связана с решениями.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям.
Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, на создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека, отношения в его семье, религия и др.
Рис. 1.1. Некоторые элементы, влияющие на процесс разработки и реализации решения
Сам же термин «управленческое решение» определяется неоднозначно и имеет разные определения. Управленческое решение может включать положения общей теории принятия решений, отдельные аспекты организационного, социального или психологического характера и иметь такие формулировки как: • продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему; • выбор определенного курса действий из возможных вариантов; • выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения; • выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.
Наиболее часто термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях:
• в одном случае под ним подразумевается фиксированный результат управленческой деятельности, принятый план действий, постановлений и т.п.;
• в другом случае - процесс выработки и принятия наилучшего варианта плана действий для решения назревшей проблемы или возникшей задачи.
Можно сказать, что определений управленческого решения существует столько же, сколько специалистов в области управления. В этой гамме имеются определения с различной степенью полноты - от наиболее краткого: "Решение - это выбор альтернативы" до такого: "Решение в процессе управления - представляет собой комплексный мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий".
И то и другое определение справедливо. Однако для более глубокого понимания сути вопроса целесообразно пользоваться, по возможности, лаконичными определениями. Поэтому примем за основы следующие определения:
Принятие управленческого решения - это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы.
Управленческое решение - это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемы.
Цели принятия управленческих решений. Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.
Наиболее распространенными и широко известными являются такие методы формирования решений как мозговой штурм, конференция идей, синектический метод, метод Дельфи, опрос с помощью карточек, метод идейной инженерии, метод коллективного блокнота, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и математические методы.
ГЛАВА 2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Метод мозгового штурма - оперативный
метод решения проблемы на основе стимулирования
творческой активности, при котором участникам
обсуждения предлагают высказывать возможно
большее количество вариантов решения,
в том числе самых фантастических. Затем
из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть
использованы на практике. Является методом
экспертного оценивания.
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее
популярных методов стимулирования творческой
активности. Позволяет найти решение сложных
проблем путем применения специальных
правил обсуждения. Широко используется
во многих организациях для поиска нетрадиционных
решений самых разнообразных задач.
Метод
был разработан психологом Алексом Осборном.
В 1953 г. вышла книга А. Осборна "Управляемое
воображение", в которой раскрыты принципы
и процедуры творческого мышления.
Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов.
Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.
В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.
В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:
Группа «идеологов» делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.
Принципы метода "мозгового
штурма":
1. Четкая формулировка цели и/или
задач и ограничений.
2. Обеспечение максимальной
свободы участникам: предоставление слова каждому
(поощрение застенчивых, "придержание"
наиболее активных и авторитетных);
полная свобода мнений, поощрение
"безумных" идей, аналогий (литературных,
музыкальных, биологических и т.д.);
3. Тщательное формирование состава
участников : определение численности; по
специализации, предназначенное для полного
покрытия необходимой области, а в некоторых
случаях, выходящего за ее пределы, а также
возможности частичной взаимной замены); психологическая
(отсутствие злокачественных конфликтов,
явных лидеров); по квалификации (высокий
и примерно равный уровень), иногда введение "рыжего";
4. Иерархическое ведение обсуждений:
сначала - максимально вширь, затем оценка
перспективности вариантов и отбор наилучших,
потом снова "вширь";
5. Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства: создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы; умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики.
Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.
Решение о применении метода
принимают с учетом двух составляющих:
класса задачи и наличия специалистов,
обученных методам поиска.
Универсальность метода обратно
пропорциональна его эффективности. Поэтому
применять мозговой штурм для решения
задач поиска оптимальной конфигурации
объекта или устранения конкретных противоречий
развития технических систем, как правило,
нецелесообразно. Это приходится, однако,
делать при отсутствии в группе решающих
задачу специалистов, знакомых с какими-либо
методами поиска.
Основная область применения
метода мозгового штурма - поиск решений
в недостаточно исследованной области,
выявление новых направлений решения
проблемы. Метод рекомендуется использовать
также для поиска новых сфер применения
уже существующего изделия или материалов,
а также с целью выявления недостатков
существующего изделия. В целом же мозговой
штурм может быть использован при решении
самого широкого круга задач.
Мозговой
штурм обладает рядом преимуществ в сравнении
с другими методами коллективной работы.
В частности, для создания новых идей не
требуется привлекать высококвалифицированных
специалистов или экспертов, метод является
простым для понимания и не требует специальной
подготовки участников, позволяет быстро
«сгенерировать» новые идеи, предоставляет
возможности для участия в решении проблем
специалистам различных областей деятельности
Рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что «основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой»
Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:
Информация о работе Разработка управленческого решения методом мозгового штурма