Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа
Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкуренто-способности компаний. Этот факт привлек внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. Один из ярких примеров применения критериев премии М. Болдриджа для разработки национальной программы качества — Японская премия по качеству. В основе же Премии Правительства РФ в области качества лежат критерии и модель европейской премии.
Введение…………………………………………………………………….................3
Основные характеристики премий по качеству………………………………….5
Международные премии по качеству……………………………………………10
2.1 Премия Деминга…………………………………………………………………..10
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа………………………13
2.3 Европейская награда за качество………………………………………………..19
3. Российские премии по качеству…………………………………………………...27
Другие национальные премии по качеству……………………………………….33
Заключение………………………………………………………………...…………..38
Список литературы…………………
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:
Структура
модели премии им. Э. Деминга (рисунок 1)
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа
Национальная премия (награда) качества М. Болдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control — ASQC). Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Болдриджа (Malcom Baldrige), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа трем категориям компаний:
Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Национальная премия М. Болдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны. Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты.
От компаний, претендующих на премию, требуется
представить документацию на свою Систему
Качества. Компании, прошедшие первую
стадию рассмотрения, подлежат более тщательному
рассмотрению на последующих стадиях.
Анализ претендентов на премию М. Болдриджа
проводится в соответствии со следующими
семью критериями. Для каждого критерия
в скобках приводится его вес в процентах
(данные на 1994 г.)3.
1. Руководство (10 %). Оцениваются успехи
высшего руководства (top management) в создании
культуры качества внутри компании.
2. Информация и анализ (7,0 %). Оцениваются
успехи компании в сборе и анализе информации
и как эта информация используется для
улучшения качества и в планировании качества
работы.
3. Стратегия планирования качества (6 %).
Оцениваются успехи компании в интеграции
требовании потребителя для улучшения
качества работы компании.
4. Человеческие ресурсы (15 %). Ревизорами
изучается вопрос о том, насколько успешно
компания вовлекает своих служащих в работу
по улучшению качества и как их знания
и опыт используются компанией.
5. Уверенность в качестве товаров и услуг
(14 %), обеспечиваемая соответствующим
управлением качеством процесса, которое
и должно создавать уверенность в качестве
товаров и услуг. Оцениваются деятельность
компании в достижении хорошего качества
всех операций технологического процесса
и цель компании в постоянных улучшениях.
6. Результаты качества (18 %). Изучаются
успехи компании в работе по качеству
и его улучшению, оцениваемые соответствующими
количественными показателями качества
и подтвержденные результатами измерений.
7. Фокус на потребителя и удовлетворение
его нужд и пожеланий (30 %). Анализируется
вопрос о том, насколько хорошо компания
определяет требования потребителей своей
продукции и насколько хорошо эти требования
удовлетворяются.
Все эти семь критериев составляют важнейшую
часть работы любой организации в области
качества, делая при этом основной упор
на предупреждающие (превентивные) действия
и непрерывное улучшение.
Приведенный в скобках процентный вес
каждого критерия соответствует тому
максимальному числу очков, которое могут
дать эксперты, участвующие в рассмотрении
претендентов на премию М. Болдриджа. Так,
10 % веса критерия "Руководство" соответствует
максимум 100 очкам, которые могут быть
даны ревизорами при оценке работы претендента,
в то время как удовлетворенность потребителей
оценивается максимальным числом очков,
равным 300.
Рассмотрение включает в себя изучение представленных претендентами документов на премию М. Болдриджа и ознакомление группы ревизоров с работой компании непосредственно в самой компании и за ее пределами у потребителей. Ревизоры ищут, например, доказательства того, что высшее руководство широко использует "ценности" качества в повседневном управлении; являются ли продукты или услуги претендента, по крайней мере, такими же хорошими, как у конкурентов, или лучше; обучены ли сотрудники компании статистическим методам и методам совершенствования качества; работает ли компания с поставщиками по улучшению качества; удовлетворены ли потребители. Придавая большое значение вопросу удовлетворения потребителя, модель оценки МВА (как и модель оценки ДАР) предусматривает развертку этой оцениваемой категории 1-го уровня на 2-м уровне. Все претенденты получают письменный отчет о результатах работы группы ревизоров с обязательным указанием сильных и слабых сторон управления качеством у претендента и с предложениями этой группы по улучшению деятельности компании в области качества.
Процедура рассмотрения претендентов
на национальную премию М. Болдриджа (рисунок
2)
Процесс прохождения конкурса может потребовать много усилий как для рабочих, так и для администрации при существенных затратах компании. Однако участие в конкурсе мотивирует работу компании по улучшению качества. В результате некоторые из участвующих в конкурсе компаний делают гигантские шаги в улучшении качества и конкурентоспособности своей продукции.
Каждая
компания, претендующая на награду, а
не только победители, может впоследствии
изучить оценку и комментарии, как
и в случае с DAP. Обратной связью будет
то, что точка зрения экспертов (ревизоров)
действительно очень важна в
непрерывном процессе улучшения
качества.
Первая премия М. Болдриджа
была присуждена в 1988 г. В группу производственных
компаний, получивших премию, вошла компания
Motorola с примерно 99 000 служащими, известная
всеми миру своими коммуникационными
системами и полупроводниковыми приборами.
Целью компании, как заявил ее руководитель
Роберт Гэлвин на церемонии присуждения
премии, является "нуль дефектов во
всем, что мы делаем". Для достижения
этой цели компания создала свой центр
обучения и потратила более 170 млн. дол.
США на подготовку своих рабочих по программе
улучшения качества в течение 1983-1987 гг.
Среди компаний малого бизнеса премия
была присуждена компании Globe Metallurgical Inc.,
которая в первой половине 1985 г. провела
успешную подготовку руководящего состава
в области статистического контроля процесса,
а уже к концу года разработала широкомасштабную
фундаментальную систему улучшения качества,
названную "Качество, эффективность
и стоимость" (QEC — Quality, Efficiency and Cost).
Цели по улучшению качества были интегрированы
в стратегическое планирование, исследования
и деятельность. Руководство компании,
возглавившее систему QEC, еженедельно
встречалось со служащими для уточнения
и корректировки хода выполнения работ.
Тесное взаимодействие всего коллектива,
задействованного в системе QEC, дало результаты
уже к середине 1987 г., когда компания, насчитывающая
около 200 человек, стала выпускать примерно
100 тонн высококачественных ферросплавов
и кремниевых металлов для более чем 300
потребителей по самым низким в США. ценам.
Однако, как показали результаты конкурсов
с 1988 по 1993 гг., приведенные в табл. 9.8, многим
компаниям США оказались не по плечу требования
премии М. Болдриджа, что свидетельствовало
о том, что они еще не перешли в полной
мере на работу в условиях TQM, хотя и были
сертифицированы. Как видно из табл. 9.8,
были даже неоднократные случаи (для сервисных
компаний), когда ни одному претенденту
не была присуждена премия М. Болдриджа.
И только тогда, когда даже всемирно известные
и ранее преуспевающие компании почувствовали,
что они начинают вытесняться из рынка
компаниями с более конкурентоспособным
качеством продукции, они вынуждены были
перейти на работу в условиях TQM. Так, американская
компания Xerox Business Products and Systems, которая
в начале 1970-х годов была і практически
абсолютным монополистом в копировальном
бизнесе, уже через 10 лет потеряла почти
50 % своего рынка, который заняли в первую
очередь японские компании. Чтобы исправить
создавшееся критическое положение, компания
к 1982 г. разработала программу "Руководство
через качество" (Lidership Through Quality — LTQ),
которая к концу 1980-х годов позволила ей
вновь занять лидирующее положение на
мировом рынке, а в 1989 г. стать одним из
победителей премии М. Болдриджа. К этому
времени компания удвоила производительность
и резко снизила издержки на несоответствия.
Общим для всех победителей
конкурса премии М. Болдриджа является
тот факт, что они все концентрировали
свои усилия на обучении служащих и предупредительной
(превентивной) деятельности. В компании
Xerox, например, все служащие имели 28 часов
подготовки в решении проблем улучшения
качества. Компания инвестировала более
125 млн. дол. США на эти цели, обращая особое
внимание на решение проблем улучшения
в специально образованных для этих целей
командах улучшения качества, которые
получили название "Команда Xerox".
Результатом создания и дальнейшего развития
концепции "Команда Xerox" стало то,
что 75 % всех работающих в компании были
включены в постоянно действующие команды
улучшения качества. Реализация предложенных
этими командами различных превентивных
действий позволила компании в 1988 г. сэкономить
115 млн. дол. США на исправлении несоответствий,
одновременно повысив производительность
на 75%.
Наиболее важным эффектом от учреждения
статуса премии М. Болдриджа стало то,
что многие компании в США при разработке
Системы Качества и дальнейшем ее совершенствовании
для конкретных условий работы компании
ориентировались на критерии премии М.
Болдриджа. О большом интересе к этим критериям
говорит хотя бы такой факт, что в 1990 и
1991 гг. было затребовано 180 000 копий критериев
оценки претендентов на премию М. Болдриджа,
а в конкурсе участвовало за этот же период
всего около 100 компаний.
Во всех компаниях, получивших премию
М. Болдриджа, администрация убедительно
показала, что качество для нее очень важно
и что она сама активно участвует в процессе
его улучшения. В 2000 г. модель национальной
премии США по качеству им. М. Болдриджа
была адаптирована для высшего образования,
а в 2005 г. была модифицирована система
критериев модели. Последняя версия модели
для сферы образования вышла в 2009 г.
2.3 Европейская награда за качество
Европейская премия (награда) качества (EQA) была учреждена в 1992 г. Европейским Фондом Управления Качеством (The European Foundation for Quality Management — EFQM) при поддержке Европейской Организации Качества (The European Organisation for Quality — EOQ) и Европейской Комиссии (The European Commission). Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса. В начале 1980-х годов европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к огромному вниманию к качеству, ибо оно стало критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны.
Признавая необходимость стимулирования дальнейшего развития процесса TQM, 14 ведущих западноевропейских компаний в 1988 г. сформировали Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM). К июлю 1993 г. число членов EFQM возросло и составило более 280. EFQM играет важную роль, способствуя улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:
В соответствии со вторым путем EFQM разработал и опубликовал в 1992 г. положение о новой награде европейскому бизнесу — EQA, базирующейся на модели деятельности компании, которая, по мнению разработчиков, в наибольшей степени соответствует модели TQM для Западной Европы. Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения.
Первая награда была вручена в Мадриде в 1992 г. европейскому отделению американской фирмы Xerox — Rank Xerox Limited, которая насчитывает около 28 000 служащих и имеет свои производства в Испании, Франции и Нидерландах. Сама же американская фирма Xerox, как уже отмечалось ранее, была награждена премией М. Бэлдриджа в 1989 г.
Оценка претендентов на EQA производится по девяти критериям с различными их весовыми значениями, все эти критерии могут быть условно разбиты на две группы, одна из которых оценивает возможности компании, а другая — результаты ее бизнеса. К критериям, оценивающим возможности компании, относятся:
Результаты деятельности компании оцениваются степенью:
Основная идея оценочной модели EQA, состоит в том, что удовлетворение покупателей, удовлетворение рабочих, и влияние на общество достигаются через лидерство в политике и стратегии, управлении персоналом, ресурсами и процессами, приводящее в конце концов к выдающимся результатам в бизнесе.
Девять категорий
(критериев), показанных в модели, используются
для оценки прогресса компании. Для
удобства понимания роли приведенных
критериев в модели использованы
понятия результатов и