Свойства продукции, и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:50, реферат

Краткое описание

Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.
Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

Содержание

Введение 3
1 Свойства продукции, и ее характеристика 6
2 Понятия «простое свойство», «сложное свойство» продукции 9
3 Показатель качества, его применение 10
4 Единичный и интегральный показатель качества 16
5 Уровень качества 17
6 «Система качества», «планирование качества», «оценка качества» 19
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

купчикова.docx

— 183.08 Кб (Скачать файл)

К показателям предъявляются  следующие требования:

- монотонная связь с  качеством при условии постоянства  остальных показателей;

- простота определения,  измерения и контроля;

- наглядность отображения  свойств объекта или процесса;

- соответствие рассматриваемым  свойствам;

- хорошая чувствительность  к изменению этих свойств;

- устойчивость к случайным  помехам.

Классификация показателей

По месту в жизненном  цикле: прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные

По потребительским свойствам:

Для наглядности и удобства все показатели обычно делят на две  группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая —  технические. С другой стороны, при  решении практических задач это  облегчает использование методов  оптимизации и выбор целевой  функции.

Технические показатели

Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность  продукции эффективно выполнять  свою функцию. Их можно разделить  на следующие группы:

- требования производительности. Включают показатели необходимой  мощности, грузоподъемности, развиваемой  скорости и другие, которые характеризуют  выполняемую функцию;

- требования эффективности.  Характеризуют степень эффективности  использования изделия по назначению, например, показатели энергетические (КПД, потери), кинематические (точность  перемещения), силовые (стабильность  нагрузки) и т. п.;

- конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной  конструкции, например, масса и  габариты;

- Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих  свойств:безотказности;долговечности;ремонтопригодности;сохраняемости;

- Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства  продукции как части человеко-машинной  системы: сохранение здоровья  людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности;

- Показатели безопасности. Характеризуют исключение возможных  несчастных случаев при нормальной  и неквалифицированной работе, при  случайных действиях человека  и воздействии внешней среды,  в аварийных и экстремальных  ситуациях, а также в процессе  изготовлении изделия (на обычном  и, особенно, опасном производстве). Виды безопасности: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная,  электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая,  противопожарная;

- Показатели экологичности.  Характеризуют приспособленность  изделия к сосуществованию с  окружающей природой и средой  обитания живых организмов, к  обмену с ними энергией (например, отдача в окружающее пространство  тепла), веществом (например, засорение  среды продуктами износа, утечками  смазочных масел) и сигналами  (например, издавание свиста, шума);

- Показатели эстетичности. Характеризуют проявление прекрасного  во внешних образах изделия:  информационная выразительность,  рациональность формы, совершенство  исполнения, стабильность товарного  вида, целостность вида;

- Показатели утилизации. Характеризуют способы ликвидации  изделия по завершении его  эксплуатации во время демонтажа  и собственно утилизации;

- Проектно-технологические  показатели. Характеризуют эффективность  технических решений. Включают  следующие показатели:

уровни стандартизации, унификации и преемственности;показатели технологичности. Характеризуют возможность выпуска  изделия (изготовления и сборки с  заданным уровнем качества) с наименьшими  производственными затратами и  в кратчайшие сроки;показатели транспортабельности. Характеризуют свойство изделия  с минимальными затратами перемещать его в пространстве (внутри производственных цехов, от производителя к продавцу и, далее, к потребителю), например, средняя  продолжительность разгрузки партии продукции из вагона, максимально  возможное использование емкости  транспортного средства;показатели сохраняемости. Характеризуют способность  изделия не зависеть (быть защищенной) от неблагоприятных воздействий  внешней среды (климатических, случайных  или преднамеренных);

- Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную чистоту  (степень использования технических  решений, не подпадающих под  действие патентов РФ и стран  предполагаемого экспорта) и патентную  защиту продукции (степень защиты  патентами РФ и стран предполагаемого  экспорта).

Экономические показатели

- Прибыль производителя  и продавца продукции;

- Себестоимость продукции,  включающая затраты производителя,  связанные с её выпуском, реализацией,  последующим обслуживанием;

- Цена продукции. Различается  на оптовую и розничную;

- Эксплуатационные расходы  потребителя продукции. В общем  случае складываются из следующих  статей: стоимость потребляемой  энергии, количество и эффективность  её использования (например, КПД  продукции);стоимость расходуемых  материалов (например, смазка, элементы  питания), запасных деталей и инструмента;стоимость  обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие.

По применению для оценки

- Базовые (абсолютные), имеющие  физический смысл. Например, показатель  мощности характеризуется мощностью  Р;

- Относительные, например, рентабельность.

По количеству характеризуемых  свойств

- Единичные показатели, когда качество является функцией одного параметра. Например, показатель мощности Р;

- Комплексные (в том числе относительные) показатели, объединяющие ряд свойств, каждое из которых описывается своим параметром. Позволяют получить новые характеристики. Например, показатель удельной мощности, равный отношению мощности системы к её массе. Такой показатель формально является целевой функцией и позволяет сократить число первоначально рассматриваемых показателей (максимум мощности и минимум массы);

- Интегральные показатели, объединяющие ряд комплексных показателей.

По возможности оценки

- Формализованные показатели. Имеют количественную оценку, выраженную неким численным значением;

- Неформализованные показатели. Имеют качественную оценку субъективного характера (например, максимум удобства, красоты). С целью повышения степени объективности таких показателей и возможности получения численной оценки широко применяют экспертные оценки.

 

4 Единичный и  интегральный показатель качества

 

Единичный показатель качества характеризует одно из свойств, составляющих качество продукции. Единичный показатель может относиться как к единице  продукции, так и к одному простому свойству. Например, прочность крепления  подошвы обуви, кислотность масла  являются единичными показателями качества.

Если показатель качества характеризует несколько свойств  продукции, то его называют комплексным. Комплексный показатель может характеризовать  совместно несколько простых  свойств или одно сложное свойство, состоящее из нескольких простых.

Если комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым оценивают качество, то такой показатель называется обобщенным показателем качества.

Частным случаем комплексного показателя качества выступает интегральный показатель. Интегральный показатель качества — это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к  суммарным затратам на ее приобретение и эксплуатацию или потребление.

Интегральный показатель качества вычисляют по формуле:

И = Э /( З с + З э)

где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления  продукции; Зс — суммарные затраты  на приобретение продукции; Зэ — суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

Например, интегральный показатель качества мотоцикла характеризуется  отношением пробега в километрах за срок службы до капитального ремонта  к затратам на разработку, изготовление, техническое обслуживание, ремонт и  выражается в километрах пробега  на рубль затрат и количество лет.

 

5 Уровень качества

 

Уровень качества продукции  – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении  совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью  оптимальных показателей качества этого продукта.

  Системный подход к управлению качеством продукции на предприятиях основан на следующих принципах:

  1) Управление качеством – составная часть, органически связанная с системой управления предприятием в целом;

2) Управление качеством  осуществляется на всех уровнях  управления предприятием;

3) Управление качеством  базируется на единстве измерений  и взаимосвязи организационных,  технических, экономических, социальных, идеологических мероприятий по  непрерывному совершенствованию  качества продукции;

4) Активное использование  материального и морального стимулирования  за достижение высокого уровня;

5) Стимулирование творческой  активности работников предприятий  за улучшение качества;

6) Базирование на стандартизации, метрологическом обеспечении и  действующей отраслевой НТД.

  Для изготовления качественных продуктов питания и снабжения ими потребителя необходимо обеспечить оптимальным уровнем технический, эстетических и эксплуатационных свойств при минимальных затратах средств на создание, потребление и применение продукции. Поэтому под оптимальным уровнем качества продукции следует понимать такое сочетание всех свойств, при которых обеспечивалось бы удовлетворение достаточных потребностей при минимальных затратах труда.

   Для достижения оптимального качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение факторов и условий, определяющих качество продукции. Эти факторы можно подразделить на субъективные и объективные.

 К субъективным факторам  можно отнести группу факторов, обусловленных производственной  деятельностью человека. Они зависят  от квалификации и способности  людей к выполнению производственных  функции, определяющих качество  продукции посредством качества  труда. К ним относятся: Профессиональное  мастерство общеобразовательный  уровень, психологический склад  человека личная заинтерисованность  в результатах труда.

  К  объективным  факторам следует отнести: технический  уровень производства, механизация  и автоматизация производства, организация  подготовки производства для  выпуска новой продукции, технология  и средства измерения объективного  контроля, метрологическое обеспечение  предприятия., технический уровень  эксплуатационной базы, стандартизация  и т. д.

  Важным фактором повышения  качества продукции является  подготовка кадров и обучение  на всех уровнях.

 Под условиями, влияющими  на качество продукции, понимаются  обстоятельства, в которых действуют  указанные факторы. К ним можно  отнести организацию труда технологических  процессов и др. Высокая производственная  дисциплина, моральная и материальная  заинтересованность, благоприятная  производственная обстановка существенно  влияют на наиболее полное  проявление указанных факторов  и являются определяющими условиями  обеспечения оптимального уровня  качества.

 

6 «Система качества»,  «планирование качества», «оценка  качества»

 

По мере развития экономических  реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее  время одной из серьезных проблем  для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей  обеспечить производство конкурентоспособной  продукции.

Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством (административного управления качеством).

Система качества важна при  проведении переговоров с зарубежными  заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя  системы качества и сертификата  на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом.

Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции, и её внедрение.

Создание эффективной  системы качества невозможно без  знания этапов формирования системного подхода к управлению качеством  продукции, как в отечественной  практике, так и за рубежом.

"Системный подход предполагает  изучение того или иного объекта  как системы целостного комплекса  взаимосвязанных элементов в  единстве со средой, в которой  они находятся. Каждая система  должна иметь целевое назначение, которое определяет характер  взаимодействия и взаимосвязей  всех элементов и подсистем  системы."

Информация о работе Свойства продукции, и ее характеристика