Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия «сертификация» и сертификация системы менеджмента качества.
Методом исследования темы я выбираю изучение и анализ специальной литературы, периодики.
Введение 4
1. Сертификация - как основы контроля качества продукции 6
2. Сертификация системы менеджмента качества 11
3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
4. Сертификация систем менеджмента качества на предприятии 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24
- правила сертификации.
Среди участников сертификации:
- государственные органы;
- организации - создатели системы сертификации;
- испытательные лаборатории;
-
центральные органы систем
- органы по сертификации;
- а также изготовители (продавцы, исполнители) продукции.
Что же касается правил системы, то правила сертификации - это набор документов (положений), осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы.[3]
Система сертификации обслуживает определенный вид или класс однородной продукции, состоящий из больший групп товаров, видов работ или услуг, объединенных своим функциональным назначением, принципами работы или применения, методами контроля и испытаний.
Сертификат соответствия - документ о прохождении сертификации в соответствии с правилами и дающий подтверждение сертифицированной продукции или услуги установленным требованиям. Он имеет единую форму как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации.[3]
Обычно сертификат содержит сведения о системе сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной схемы сертификации и категории заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы сертификации.
Знак соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе сертификации. Регистрация знака соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации.
Порядок
применения знаков соответствия распространяется
на системы обязательной и добровольной
сертификации и утверждается конкретной
системой сертификации в соответствии
с требованиями Госстандарта России.[3]
2. Сертификация системы менеджмента качества
Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов. Эти стандарты содержат требования к системам менеджмента качества организаций (СМК), основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.[1]
Сертификация систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[5]
Сертификация систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[5]
Постановка современного менеджмента качества предполагает, что на предприятии должна быть осуществлена системная перестройка деятельности, затрагивающая задачи, которые в той или иной мере опираются на принципы менеджмента качества, заложенные в стандартах ИСО серии 9000 (стратегия, структура, процессы, персонал).
Процедура
сертификации имеет целью дать предприятию-изготовителю
соответствующей продукции
Подготовка к сертификации предполагает:
• оценку действующего производства - оценочный аудит;
• подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и методик;
• разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и Программы качества;
• консультации по внедрению;
• предварительный аудит;
• сертификационный аудит и выдачу сертификата;
• обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и исполнителей по специально разрабатываемым программам.
В
качестве критериев для принятия
решения о сертифицирующей
- стоимость услуг;
-
наличие опыта в сертификации
организаций данного (
-
наличие Российского
-
ориентировочная длительность
-
готовность к сотрудничеству
с представителями российского
консалтинга на предмет
-
наличие у сертифицирующей
- предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации);
- испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
В
России в соответствии с Законом
о сертификации продукции и услуг
создана государственная
Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.
Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:
• проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
• предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.[1]
По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.
Работы по подготовке и проведению сертификации включают:
• выбор, доработку (при необходимости) и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация;
• разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения:
• выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом;
• заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами;
• надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства;
• информацию о результатах сертификации.[1]
Выбор, доработка и принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:
- системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;
- системе сертификации систем качества;
-
системе аккредитации
Организационную
структуру государственной
• национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);
• органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах;
• аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
• изготовители и (или) поставщики продукции.
Проверка эффективности системы менеджмента качества
Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:
• аудит системы;
• аудит процесса;
• аудит продукта.
В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, которое проводится для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества.[5]
Результаты
внутренней проверки в виде документированного
«Обзора состояния менеджмента
качества» оцениваются
Важной
особенностью стандартов ИСО серии
9000 версии 2000 года является то, что они
базируются на 8 принципах всеобщего
управления качеством (TQM). Принцип TQM -
это всестороннее и фундаментальное
правило менеджмента для
Восемь принципов менеджмента качества по ИСО 9000 способствуют достижению целей в области качества.[1]
1.
Ориентация на потребителя - Предприятия
зависят от своих потребителей,
и поэтому должны понимать
их текущие и будущие
2.
Лидерство руководства - Руководители
создают единство целей
3.
Вовлечение работников - Работники
всех уровней составляют
4. Процессный подход - Желаемый результат достигается эффективнее если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов.
5.
Системный подход к
6.
Постоянное улучшение - Непрерывное
улучшение должно быть
7.
Принятие решений, основанных
на фактах - Эффективные решения
основываются на анализе
8.
Взаимовыгодные отношения с
Информация о работе Сертификация систем менеджмента качества