Совершенствование управления запасами готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка конкретных предложений по повышению эффективности управления запасами готовой продукции.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов в процессе деятельности предприятия;
проанализировать существующие методы управления запасами, в том числе и зарубежные, и оценить возможность его применения на конкретном предприятии;
рассмотреть методы нормирования запасов ПТК «Маяк»;

Содержание

Введение 4
1 Запасы готовой продукции предприятия 7
1.1 Сущность и значение производственных запасов (запасов готовой продукции) 7
1.2 Процесс управления запасами готовой продукции 13
1.3 Показатели оценки состояния и использования готовой продукции 30
2 Анализ процесса управления запасами готовой продукции на предприятии 37
2.1 Характеристика предприятия как потребителя (поставщика материальных ресурсов 37
2.2 Анализ состояния производственных запасов (запасов готовой продукции) предприятия 49
2.3 Анализ работы складского хозяйства 55
3 СовершенствованиЕ управления запасами готовой продукции 64
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации управления запасами готовой продукции на предприятии 64
3.2 Предложения по совершенствованию работы складского хозяйства предприятия 79
Заключение 85
Список использованных источников 89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом работа.docx

— 332.64 Кб (Скачать файл)

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют  условиям договора или требованиям  иных документов, в случаях, установленных  законодательством.

Большое значение для правильной организации учета движения готовой  продукции имеет разработка ее номенклатуры-перечня  наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией. За основу его  составления берется классификация  готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс  точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь  разное количество цифр.

Номенклатурой пользуются следующие  службы организации:

- диспетчерская - для контроля  за выполнением графика выпуска  изделий;

- цехи - для контроля за  ассортиментом выпуска и для  выписки накладных при сдаче  готовых изделий на склад;

- отдел маркетинга - для  контроля за возможностью выполнения  договорных поставок;

- бухгалтерия - для аналитического  учета и составления сводок  и отчетов.

В качестве учетных цен  на готовую продукцию могут применяться:

1) Фактическая производственная  себестоимость;

2) Нормативная себестоимость;

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации.

Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной  себестоимости целесообразно в  отраслях с массовым и серийном характером производства и с большой номенклатурой  готовой продукции. Положительными сторонами применения нормативной  себестоимости в качестве учетной  цены являются удобство при осуществлении  оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете. Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Информация о том, как  происходит движение готовой продукции  на предприятии, образуется по материально  ответственным лицам и местам хранения. Бухгалтерский учет готовой  продукции ведется по увеличенным  группам. Всю готовую продукцию, производящуюся для продажи можно  разделить на четыре вида:

- изделия основного производства;

- товары народного потребления;

- изделия, изготовленные  из отходов;

- запасные части.

Изделия, которые не прошли всех стадий технологической обработки, испытаний и технологической  приёмки, считаются не законченными и входят в состав незавершённого производства предприятия.

1.2 Процесс управления запасами готовой продукции

 

Управление запасами готовой  продукции предполагает их планирование, нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Ведение учета запасов  на предприятии основаны на ПБУ 5-01 Учет материально производственных запасов.

Это положение устанавливает  правила формирования в бухгалтерском  учете информации о материально - производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением  кредитных организаций и бюджетных  учреждений) [3].

В соответствии с этим положением в качестве материально - производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве  сырья, материалов и т.п. при  производстве продукции, предназначенной  для продажи (выполнения работ,  оказания услуг);

- предназначенные для  продажи; 

- используемые для управленческих  нужд организации.

Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют  условиям договора или требованиям  иных документов, в случаях, установленных  законодательством).

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных  или полученных от других юридических  или физических лиц и предназначенные  для продажи.

Одной из особенностей любого торгового предприятия является значительно большая относительная  потребность в оборотных средствах  по сравнению с предприятиями  других отраслей. Так, как свидетельствует  статистика, доля оборотных средств  торгового предприятия, независимо от его специализации, превышает  долю вложений в основные средства. По всей совокупности российских торговых предприятий, включая розничную  и оптовую торговлю, почти 2/3 капитала помещены в кассовые средства, запасы товаров и долговые обязательства  по товарному бизнесу. В структуре  оборотных средств российских торговых предприятий доля запасов превышает 12% [8]. Эти факты позволяют предположить, что оптимизация запаса торгового предприятия является непременным условием его эффективной деятельности и эффективности вложенного в него капитала.

Непрерывность обращения  товаров в рыночном процессе купли-продажи  поддерживается постоянным наличием на рынке некоторой товарной массы, которую принято называть запасом.

Таким образом, товарные ресурсы  торгового предприятия формируются  за счет поступления товаров и  запасов, находящихся в балансовой взаимосвязи с товарооборотом [6]:

    (1.1)

где ТЗн и ТЗк – запасы соответственно на начало и конец года;

П – объем поступления  товаров;

ТО – объем товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы торгового  предприятия, характеризующие объем  предложения товаров, должны превышать  товарооборот, определяющий платежный  спрос, на величину оптимального запаса. Величина этого запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения  бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию  товарной массы.

Запасы являются важным, но не единственным элементом ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом  является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния  запасов. Взаимосвязь между этими  показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия  в ресурсах на планируемый период. Планирование потребности торгового предприятия в запасах готовой продукции проводится в несколько этапов (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 - Этапы планирования запасов готовой продукции

 

Создание запаса диктуется  необходимостью обеспечить непрерывность  процесса товарного обращения. Необходимость  формирования запасов обусловлена  следующими причинами:

  • несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;
  • асинхронностью изменений спроса и предложения;
  • дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производства при дискретном характере потребления;
  • наличием случайных колебаний спроса и предложения;
  • условиями транспортировки товаров, а также необходимостью досрочного завоза товаров в некоторые районы страны с учетом климатических, географических и других особенностей данных регионов и др.

Таким образом, существует много  причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим  для них является стремление субъектов  производственной деятельности к экономической  безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов  и неопределенность условий сбыта, не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.

Запасы как экономическое  явление и товарооборачиваемость  как процесс, во-первых, служат индикатором  рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, происходящие в  рыночных пропорциях, во-вторых, являются регулятором рынка, позволяющим  с помощью различных мероприятий, например, распродаж, приводить в  соответствие пропорции рынка.

Формирование той или  иной группы запасов, т.е. общее количество товаров, предоставленных на продажу, и товаров, образующих запас, зависит  от целого ряда общих условий: объема производства товаров; методов их распространения (каналов распределения и товародвижения); ассортимента и качества товаров; экономических  ситуаций, складывающихся на рынке [42].

Уровень запасов формируется  также в зависимости от маркетинговой  тактики продаж, ввиду чего система  физического распределения товарных потоков должна быть подготовлена к  возникновению пиков реализации. Эти же проблемы учитываются при  составлении рыночных прогнозов. Системный  анализ уровня запасов служит инструментом маркетинга, который позволяет определять и поддерживать стандарты обслуживания, обеспечивая тем самым:

  • регулярное пополнение запасов товаров в системе распределения, удовлетворение спонтанных потребностей независимо от того, какая товарная продукция при этом необходима - стандартная, модифицированная или специальная;
  • поддержание регионального или другого уровня запасов производства в соответствии с уровнем реализации, т.е. поддержание баланса между производством и реализацией.

Процесс реализации товаров  требует постоянного наличия  на предприятиях торговли запасов. Формирование необходимых размеров запасов позволяет  торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций запасов.

Нормирование запасов  позволяет разработать и установить их необходимые размеры. Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.

Оперативный учет и контроль за состоянием запасов ведется на основании действующих форм учета  и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового  учета, статистические отчеты о товарообороте  и запасах. В них отражаются остатки  товаров на начало месяца, а также  данные об их поступлении на склад  и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров  сопоставляют с необходимыми размерами  и при выявлении отклонений устанавливают  причины, вызвавшие эти отклонения [11].

Регулирование запасов заключается  в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно  предполагает принятие торговыми работниками  различных коммерческих решений  с целью нормализации запасов.

В управлении запасами готовой  продукции на предприятиях оптовой  торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления запасами готовой  продукции. Возможности решения  проблемы управления запасами

Решение проблемы управления запасами на микроэкономическом уровне (включая определение рациональных партий поставок и страховых запасов) предполагает необходимость существенной перестройки внутреннего учета  в хозяйственных структурах. Ранее  сложившаяся система бухгалтерского учета явно не соответствует задаче действительно эффективного управления ресурсами. Она не дает возможности для пооперационной оценки расходов, связанных с выбором вариантов и принятием решений, и способна лишь фиксировать в укрупненном виде последствия хозяйственной деятельности.

Ряд параметров расходов, связанных  с организацией движения материальных потоков и содержанием (обслуживанием) запасов сегодня «спрятаны» в  укрупненно учитываемых статьях  затрат. Это обстоятельство нисколько  не ущемляет интересов налоговых  и контрольных органов, но лишает «экономического зрения» самих  хозяйствующих субъектов, является тормозом использования ими возможностей через управление материальными  потоками и запасами привести свою деятельность в соответствие требованиям  рыночных отношений [13].

Информация о работе Совершенствование управления запасами готовой продукции