Сравнительный анализ японского и американского подходов к менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
Характеристика американской модели менеждмента 4
Особенности японской модели менеджмента 7
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 11
Заключение 16
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

модели.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

3.      Создание системы мотивации и координация деятельности работников.

4.      Анализ деятельности организации и контроль над работой персонала.

5.      Обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всего мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не в силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.

Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования об экономии связаны с выпуском высококачест-венной продукции.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».

«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам относится заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход. Однако отношение японцев к понятию «социальный человек» является более гибким по сравнению с американцами.

Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения со своими партнерами японцы строят на основе доверия.

До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд, возникшее в сельской отрасли и оставившее глубокий след в японском национальном характере. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет. При принятии работников на работу им устанавливается одинаковый принцип оплаты труда, который впоследствии увеличивается в зависимости от стажа работы на данном предприятии.

Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративность фирмы», под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идее. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ведомые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания, уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хонда» и др. И японцы отличаются от американцев, которые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они, прежде всего, называют свое имя.

Японцы высоко ценят групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменения каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы.

Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30 % общего числа наемных работников. Сущность системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах и в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.

Японские работники стремятся попасть на фирмы, практикующие у себя систему «пожизненного найма». Работник, уволенный с такой фирмы, воспринимает свое положение как катастрофическое, унижающее его в социальном плане. Сам факт увольнения работник всячески скрывает от семьи и родственников, которые в силу сложившихся традиций смотрят на него как на изгоя, у которого недостаточно знаний, профессионализма, способностей и старания.

Система «пожизненного найма» очень выгодна как предпринимате-лям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, готовых трудиться на благо фирмы с наибольшей отдачей. Работники, «пожизненно» нанятые фирмой, испытывают чувство глубокого удовлетворения из-за того, что получили признание их способности, образование и уровень подготовки. У работника появляется чувство стабильности своего положения в жизни, уверенности в завтрашнем дне. К нанявшей их фирме работники проникаются чувствами благодарности, преданности и привязанности. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействие.

В последнее время Япония испытывает демографические трудности, непосредственно затронувшие систему «пожизненного найма».

Это находит выражение в старении населения, в увеличении количества людей в возрасте свыше 65 лет. Кроме того, в Японии значительно выросла средняя продолжительность жизни. Так, если в 1950 г. для японцев-мужчин она составляла 50 лет, то в 1983 г. – уже 74 года.

Сложившееся положение заставляет руководителей фирм осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию системы «пожизненного найма». Среди этих мер – увольнение или предложение ухода на пенсию работникам, не достигшим пенсионного возраста.

Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты труда  по выслуге лет. Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы.

На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы, выплачиваемые два раза в год – в июне и декабре.

Базовый оклад обеспечивает прожиточный минимум работников. Если это условие нарушается, то подтягивание заработной платы до прожиточного минимума производится с помощью надбавок (за групповое мастерство, за руководство людьми, за сверхурочную работу и т.д.). Под оптимальной заработной платой японцы подразумевают такую ее величину, которая дает возможность ежемесячно отложить в банк не менее 20 % своих доходов.

Действующая в Японии система оплаты труда подчиняется требованиям принципа уравниловки и имеет весьма незначительную дифференциацию. Т.е., например, различие в зарплате президента крупной компании и вновь прибывшего рабочего находится в соотношении 10:1. Если сопоставлять зарплату руководителей среднего звена и рабочего, то это соотношение будет еще больше.

Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3-5 лет производится преувеличение персонала новым специальностям. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению их со смежными специальностями. Часто, таким образом, готовятся работники для занятия высоких руководящих должностей.

В основу японской системы управления качеством продукции заложена концепция «тотального» контроля качества в рамках фирмы.

Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества.

Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными традициями японцев, и, во-вторых, тем, что Япония практически не имеет сырьевых ресурсов. Она полностью импортирует необходимый ей алюминий, нефть, железную руду, большое количество леса и лесоматериа-лов.

В начале 70-х годов вице-президент автомобильной компании «Таёта» предложил систему организации труда «Канбан». Основное содержание этой системы заключается, во-первых, в рациональной организации производства, и, во-вторых, в эффективном управлении персоналом.

Система «Канбан» получила свое название от металлического знака треугольной формы, который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. Суть системы в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство. Эта система следит за производством продукции на участках даже по минутам и отправляет готовые детали на последующие операции только в тот момент, когда там появится в них потребность, а не тогда, когда они будут изготовлены.

Система «Канбан» оказывает непосредственное влияние на размер складских запасов, сокращая их до оптимальных размеров. Так, количество деталей на складах фирмы «Таёта» рассчитано на один час, а поставщики поставляют детали три-четыре раза в день в нужное время.

США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя эту систему для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется, прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности.

Вызов, брошенный Японией в конце 70-х-начале 80-х гг. всему западному миру, свидетельствует о наличии целого ряда преимуществ японской модели менеджмента по сравнению с американской.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ

МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Японская модель

Американская модель

1.      Философия фирмы. Со сменой руководства философия фирмы не меняется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».

2.      Цели фирмы. Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

1.      Замена руководства фирмы сопровождается сменой управления работников и рабочих.

2.      Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

3.      Корпорация состоит из автономных отделений.

Японская модель

Американская модель

3.      Организационная структура управления. Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

4.      Наем и кадровая политика. Широко используется труд выпускников ВУЗов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата).

5.      Организация производства и труда. Основное внимание уделяется цеху, низовому звену производства. Используется система «Канбан» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации.

6.      Стимулирование работников. При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год. Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, 

4.      Использование матричных структур управления.

5.      Наем работников на рынке труда и сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную личную карьеру. При найме работника проверяется соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как оценка знаний, навыков, сдача экзамена на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

6.      Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на уровне четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

7.      Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

8.      Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели,

Японская  модель

Американская  модель

          отчисления в пенсионный

         фонд, доставка на работу

         транспортом фирмы,

         организации коллективного

         отдыха и т. д.                   

7.      Внутрифирменное планирование. Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков.

8.      Финансовая политика. Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств.

         затраты на производстве, сбыт и

         НИОКР, которые могут коррек-

         тироваться в течение года

         По каждому новому виду

         продукции используются

         «стратегические хозяйственные

         центры» ( СХЦ ).

9.      Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) корпораций. Самофинансирование корпораций.

 

Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского подходов к менеджменту