Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:37, контрольная работа
При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Введение 3
Характеристика американской модели менеждмента 4
Особенности японской модели менеджмента 7
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 11
Заключение 16
Литература 17
3. Создание системы мотивации и координация деятельности работников.
4. Анализ деятельности организации и контроль над работой персонала.
5. Обеспечение роста людей в организации.
Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.
ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всего мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.
Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.
Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не в силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.
Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования об экономии связаны с выпуском высококачест-венной продукции.
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».
«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам относится заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход. Однако отношение японцев к понятию «социальный человек» является более гибким по сравнению с американцами.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения со своими партнерами японцы строят на основе доверия.
До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд, возникшее в сельской отрасли и оставившее глубокий след в японском национальном характере. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет. При принятии работников на работу им устанавливается одинаковый принцип оплаты труда, который впоследствии увеличивается в зависимости от стажа работы на данном предприятии.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративность фирмы», под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идее. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, интересы группы выше личных интересов отдельных работников.
Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ведомые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания, уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хонда» и др. И японцы отличаются от американцев, которые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они, прежде всего, называют свое имя.
Японцы высоко ценят групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменения каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы.
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30 % общего числа наемных работников. Сущность системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах и в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.
Японские работники стремятся попасть на фирмы, практикующие у себя систему «пожизненного найма». Работник, уволенный с такой фирмы, воспринимает свое положение как катастрофическое, унижающее его в социальном плане. Сам факт увольнения работник всячески скрывает от семьи и родственников, которые в силу сложившихся традиций смотрят на него как на изгоя, у которого недостаточно знаний, профессионализма, способностей и старания.
Система «пожизненного найма» очень выгодна как предпринимате-лям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, готовых трудиться на благо фирмы с наибольшей отдачей. Работники, «пожизненно» нанятые фирмой, испытывают чувство глубокого удовлетворения из-за того, что получили признание их способности, образование и уровень подготовки. У работника появляется чувство стабильности своего положения в жизни, уверенности в завтрашнем дне. К нанявшей их фирме работники проникаются чувствами благодарности, преданности и привязанности. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействие.
В последнее время Япония испытывает демографические трудности, непосредственно затронувшие систему «пожизненного найма».
Это находит выражение в старении населения, в увеличении количества людей в возрасте свыше 65 лет. Кроме того, в Японии значительно выросла средняя продолжительность жизни. Так, если в 1950 г. для японцев-мужчин она составляла 50 лет, то в 1983 г. – уже 74 года.
Сложившееся положение заставляет руководителей фирм осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию системы «пожизненного найма». Среди этих мер – увольнение или предложение ухода на пенсию работникам, не достигшим пенсионного возраста.
Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты труда по выслуге лет. Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы.
На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы, выплачиваемые два раза в год – в июне и декабре.
Базовый оклад обеспечивает прожиточный минимум работников. Если это условие нарушается, то подтягивание заработной платы до прожиточного минимума производится с помощью надбавок (за групповое мастерство, за руководство людьми, за сверхурочную работу и т.д.). Под оптимальной заработной платой японцы подразумевают такую ее величину, которая дает возможность ежемесячно отложить в банк не менее 20 % своих доходов.
Действующая в Японии система оплаты труда подчиняется требованиям принципа уравниловки и имеет весьма незначительную дифференциацию. Т.е., например, различие в зарплате президента крупной компании и вновь прибывшего рабочего находится в соотношении 10:1. Если сопоставлять зарплату руководителей среднего звена и рабочего, то это соотношение будет еще больше.
Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3-5 лет производится преувеличение персонала новым специальностям. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению их со смежными специальностями. Часто, таким образом, готовятся работники для занятия высоких руководящих должностей.
В основу японской системы управления качеством продукции заложена концепция «тотального» контроля качества в рамках фирмы.
Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества.
Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными традициями японцев, и, во-вторых, тем, что Япония практически не имеет сырьевых ресурсов. Она полностью импортирует необходимый ей алюминий, нефть, железную руду, большое количество леса и лесоматериа-лов.
В начале 70-х годов вице-президент автомобильной компании «Таёта» предложил систему организации труда «Канбан». Основное содержание этой системы заключается, во-первых, в рациональной организации производства, и, во-вторых, в эффективном управлении персоналом.
Система «Канбан» получила свое название от металлического знака треугольной формы, который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. Суть системы в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство. Эта система следит за производством продукции на участках даже по минутам и отправляет готовые детали на последующие операции только в тот момент, когда там появится в них потребность, а не тогда, когда они будут изготовлены.
Система «Канбан» оказывает непосредственное влияние на размер складских запасов, сокращая их до оптимальных размеров. Так, количество деталей на складах фирмы «Таёта» рассчитано на один час, а поставщики поставляют детали три-четыре раза в день в нужное время.
США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя эту систему для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется, прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности.
Вызов, брошенный Японией в конце 70-х-начале 80-х гг. всему западному миру, свидетельствует о наличии целого ряда преимуществ японской модели менеджмента по сравнению с американской.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ
МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Японская модель | Американская модель |
1. Философия фирмы. Со сменой руководства философия фирмы не меняется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма». 2. Цели фирмы. Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы. | 1. Замена руководства фирмы сопровождается сменой управления работников и рабочих. 2. Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков. 3. Корпорация состоит из автономных отделений. |
Японская модель | Американская модель |
3. Организационная структура управления. Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. 4. Наем и кадровая политика. Широко используется труд выпускников ВУЗов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). 5. Организация производства и труда. Основное внимание уделяется цеху, низовому звену производства. Используется система «Канбан» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации. 6. Стимулирование работников. При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год. Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, | 4. Использование матричных структур управления. 5. Наем работников на рынке труда и сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную личную карьеру. При найме работника проверяется соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как оценка знаний, навыков, сдача экзамена на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. 6. Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на уровне четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда. 7. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы. 8. Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели, |
Японская модель | Американская модель |
отчисления в пенсионный фонд, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и т. д. 7. Внутрифирменное планирование. Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. 8. Финансовая политика. Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств. | затраты на производстве, сбыт и НИОКР, которые могут коррек- тироваться в течение года По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» ( СХЦ ). 9. Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) корпораций. Самофинансирование корпораций.
|
Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского подходов к менеджменту