Технико – экономические характеристики автотранспорта. Современное состояние и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 15:18, реферат
Краткое описание
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
Содержание
Введение …………………………………………………………..... 3 Понятие о транспорте………………………………………...5 Технико-экономические особенности……………………....7 Современное состояние……………………………...……….9 Общее состояние………………………………………..……9 Современные проблемы………………………………..…...20 4.Перспективы развития………………………………………..24 Заключение………………………………………………………27 Библиографический список……………………...……………..28
Однако следует заметить, что
Российское автомобилестроение постепенно
возрождается, появляются новые технологические
разработки порой не уступающие зарубежным
аналогам.
3. Современное состояние
3.1Общее оценка состояния
Суровые климатические условия, вызывающие
большие, чем в других развитых странах,
затраты на дорожное строительство, эксплуатацию
дорог и автотранспорта, лишь частичное
объяснение этому. Ведь даже в обжитых,
экономически развитых регионах России
автотранспорт развит слабо, И до сих пор
главным “камнем преткновения” на пути
развития отечественного автотранспорта
является бездорожье.
Занимая
первое место в мире по площади своей территории,
Россия по средней плотности автодорог
уступает не только высокоразвитым странам,
но и большинству развивающихся стран.
Общая протяженность в России автодорог
с твердым покрытием на конец 20 века составляла
всего 745 тыс. км, причем в подавляющем
своем большинстве даже эти дороги не
соответствовали общепринятым мировым
стандартам. Велики и диспропорции, по
сравнению с развитыми в экономическом
отношении странами, в структуре автопарка:
в стране
мала доля легковых машин, что в первую
очередь является следствием низкого
жизненного уровня основной части населения.
Несмотря
на высокие удельные затраты на перевозку
грузов, автотранспорт более мобилен,
чем другие виды транспорта, и позволяет
осуществлять доставку грузов “от двери
до двери”, что является неоспоримым его
преимуществом. Пассажирский автотранспорт,
помимо высокой мобильности и скорости
сообщения, обладает и большим комфортом
для пассажиров. Общая протяженность автобусных
маршрутов оценивается в 2 млн. км.
Интересно
отметить, что по темпам роста автопарка,
даже и годы переживаемого страной глубокого
экономического Кризиса, Россия опережает
многие государства мира. Приведенные
выше преимущества автотранспорта и наметившаяся
тенденция к быстрому росту автопарка
позволяют надеяться на неплохие шансы
роста его роли уже в ближайшей перспективе.
Но для этого необходимо осуществление
крупных программ дорожного строительства.
Сегодня
автотранспорт в России занимает первое
место по объёмам перевозимых грузов и
одно из последних мест по объему грузооборота
в силу чрезвычайно коротких средних расстояний
перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров
автотранспортом осуществляются в городах
и их ближайшем окружении. Велик объем
работы автотранспорта в карьерах, где
большегрузные самосвалы используются
для перевозки минерально-строительных
материалов и пустой вскрышной породы.
Чрезвычайно малы объемы международных,
особенно с дальним пробегом, перевозок
грузов по дорогам страны.
Инновационному развитию транспорта
в последнее время уделяется серьезное
внимание, более того, государство отмечает
необходимость инноваций на транспорте.
Инновацию (от англ. innovation) в научной трактовке
понимают чаще всего как общественный
технический экономический процесс, который
благодаря практическому использованию
идей и изобретений в определенной области
приводит к созданию лучших по своим свойствам
изделий, технологий, услуг, и в случае
если инновация ориентируется на экономическую
выгоду (прибыль), появление инновации
на рынке может принести добавочный доход.
По характеру достигаемых общественных
целей инновации можно разделить на следующие
виды:
экономические, ориентированные
на прибыль (производство экспортируемых
услуг);
экономические, не ориентированные
на прибыль (экономия топлива, запасных
частей и др.);
специальные (технические и
технологические или в разных сферах экономики
- военные, образовательные и т.д.).
Однако экономическая точка
зрения на инновации специфична - любой
новый подход к конструированию, производству
и сбыту товара или услуг, в результате
чего инвестор и его компания, изобретающие
и внедряющие инновацию в свое производство,
получают преимущества перед конкурентами,
означает прежде всего получение дополнительной
прибыли. Инновация - длительный и дорогостоящий
процесс, ускоряющий экономический рост
отдельного предприятия, часто в значительной
степени влияющий на ход экономического
развития отрасли или даже экономики страны.
Инновация охватывает весь
спектр видов деятельности предприятия
- от исследований и разработок до маркетинга,
ориентируя производство на создание
продукта, индивидуального, качественного,
отличного от создаваемых другими производителями.
В транспортной отрасли в равной
степени разрабатывают, используют, внедряют
инновации-продукты (как новые виды услуг)
и инновации-технологии (как новые формы
организации процесса производства с
использованием новых или усовершенствованных
технических элементов производства,
машин и механизмов).
В условиях рынка отдельные
транспортные предприятия и виды транспорта,
борясь с тенденцией снижения нормы прибыли,
вынуждены расширять объемы производства,
продаж и прибыли, увеличивать производительность
труда, снижая фондоемкость продукции,
ускорять оборачиваемость капитала. На
постепенно насыщаемом услугами, а затем
и перенасыщенном рынке это возможно,
с одной стороны, сознательно формируя
новые потребности покупателей в особой
с индивидуальными свойствами услуге,
а затем или одновременно создавая и выбрасывая
на рынок качественно новую, индивидуализированную
услугу или комплекс услуг, а с другой
стороны, модернизируя и революционизируя
технологию их производства.
Инновационные изменения - это
насущная потребность ускорения развития
АТ. Долгое время отставание в техническом
плане, в основном связанное с производством
не самых современных и слабо отвечающих
требованиям потребителей автомобилей,
а также формирование нового технологического
уклада отрасли, связанного с развитием
рынка и интеграционных, глобализационных
процессов, определило необходимость
инновационных изменений как главного
по влиянию фактора перспективного развития
автомобильной отрасли.
Участие в обслуживании современных
производств различных отраслей экономики
и динамичное включение АТ в обслуживание
сферы обращения требуют продуманной
инновационной стратегии. Понимание транспортными
предприятиями необходимости инноваций
важно в целом для развития отрасли. Однако
управление инновациями только на предприятиях
не позволяет координировать их действия
в отношении будущего согласованного
развития, цели предприятий могут существенно
различаться. Со временем это приведет
к возникновению кризисной ситуации.
Поэтому инновационная стратегия
должна стать одним из разделов транспортной
стратегии и политики на федеральном и
местных уровнях.
В настоящее время в различных
отраслях экономики наука, техника и производство
слились (при ведущей роли последнего)
в единую порождающую и использующую инновации
машину. Этот процесс пока слаб на транспорте.
Теоретически необходимость постоянных
радикальных нововведений (инновационного
предпринимательства) как средства преодоления
экономических кризисов была обоснована
И. Шумпетером еще в начале ХХ в. В современной
экономике это выглядит как производство
стремительно обновляемой продукции,
невиданный ранее рост ее разнообразия,
поразительно короткие сроки выполнения
сложных заказов и т.п. Для предприятий
инновация означает отказ от жестких и
инерционных организационных и технологических
структур, создание рисковых сфер деятельности
и капиталов, необходимость диверсификации
производства, дифференциацию производителей
на одноименных рынках в виде крупных
и малых фирм, постоянное переобучение
кадров, переход на наукоемкие производства
и т.д.
Существовавшая долгое время
технологическая блокада социалистических
стран и России предопределила отставание
уровня развития экономики транспортной
отрасли, технической и технологической
баз этой отрасли. Способность к технологическому
развитию зависит от уровня технологий
и накопленных знаний в отрасли, осуществляющей
исследования и разработки. На транспорте
практически всегда не хватало средств
на исследования в этой области, хотя исследовательские
структуры формально существуют и сейчас,
например разнообразные НИИ автомобильного
транспорта, институты по проблемам транспорта
РАН. Однако они решают либо конкретные
технические задачи испытание автомобилей,
оборудования и т.д., либо координационные
задачи и задачи управления вообще, оставляя
вне сферы своего внимания необходимость
технологических инноваций на разных
видах транспорта и отдельных предприятиях.
Такое положение, связанное с недостатком
системно мыслящих специалистов, финансирования,
закладывает технологическое отставание
отрасли от уровня развития многих стран
мира. Транспорт России вынужден применять
иностранные инновации, которые не дают
уже такого эффекта, как при первичной
реализации и, следовательно, предопределяют
отставание от мировой технологической
динамики.
Существенным фактором является
то, что большинство стран, продающих инновации,
не будут сознательно способствовать
развитию конкурентных преимуществ экономики
других стран. В силу чего при продаже
инноваций выполняется оценка получаемого
от их внедрения эффекта, которой необходимо
придавать серьезное значение. Анализируя
механизм и эффективность «передачи»
инновационных технологий, Министерство
обороны США определило особенно эффективными
несколько форм сотрудничества между
Востоком и Западом.
Очень эффективными признаны
формы передачи технологий в виде поставок
комплексных объектов под ключ, закупки
лицензий вместе с интенсивной подготовкой
персонала, создание совместных предприятий,
постоянный обмен специалистами и опытом
в научно-технической области. К эффективным
формам отнесены закупки «ноу-хау», предоставление
технической документации и данных по
отдельным проектам, консультации. Самыми
неэффективными названы:
деловые визиты, закупки обрабатывающего
оборудования без ноу-хау;
передача полного комплекта
документации по проектам;
товарные поставки;
публикации и выставки.
Инновационная стратегия - важное
направление государственного регулирования
экономики и внешней политики США, где
реализуются технологические концепции
в следующих основных направлениях:
использование научно-технического
потенциала в области техники и поддержание
абсолютного американского превосходства
в военных исследованиях;
использование достижений научно-технического
прогресса (НТП) в интересах внешнеторговой
экспансии;
создание новых, косвенных форм
технологической зависимости экономически
слаборазвитых стран;
«привязка» других стран к американскому
научно-технологическому потенциалу;
использование новейших достижений
научно-технического развития в формировании
внешней политики страны.
Наиболее важная установка
инновационной стратегии США сохранение
или даже увеличение технологического
превосходства по наиболее прогрессивным
направлениям НТП. Именно такая продуманная
и четко ограниченная стратегия инноваций
позволяет США удерживать технологическое
лидерство в различных стратегических
отраслях, причем основана эта стратегия
на государственном регулировании и стимулировании
наиболее перспективных направлений.
Научно-технический прогресс
(НТП) воздействует на важнейшие характеристики
и методы планирования. Ассоциации рыночной
экономики в России в начале экономических
реформ способствовали разрушению существовавшей
социалистической системы планирования.
Действительно, социалистическое планирование
было слишком централизованным и ограниченным,
не позволяло учитывать особенности процессов
рыночной самоорганизации. Однако по оценкам
специалистов, планирование в СССР создало
развитый аппарат методов, которые позволяли
учесть в том числе и особенности инновационной
динамики экономики и ее отдельных отраслей.
Этот аппарат необходимо и возможно использовать
и в настоящее время при определенных
условиях адаптации.
Инновационное развитие транспорта
требует совершенствования методов планирования.
Во все более широком масштабе применяют
методы оперативного исследования, эконометрические
модели, системный анализ. Планирование
охватывает исследования и разработки,
материально-техническое снабжение, производство,
сбыт, подготовку кадров и т.д. Существенно
удлиняются охватываемые планом периоды
деятельности транспортных отраслей и
предприятий. Лишь долгосрочный план способен
«идти в ногу» с имеющими, как правило,
долгосрочный характер инновационными
программами, определять стратегические
цели.
В связи с необходимостью разработки
и реализации инновационной стратегии
для российского транспорта возникает
масса проблем, требующих безотлагательного
решения: проблема размещения ресурсов
и уровня их цен, которая определяет уровень
цен на транспортные услуги; использование
идей и маркетинга, обеспечивающих исследование
спроса и формирование будущих потребностей
в транспортных услугах и их качестве;
повышение конкурентоспособности отечественных
транспортных услуг в международном масштабе
и на национальном рынке; проникновение
и распространение инноваций (развивающейся
вширь технико-технологической модернизации
производства услуг).
Зарубежная практика транспортной
деятельности показывает, что для быстрого
распространения инноваций необходима
развитая инфраструктура отрасли, создание
и модернизацию которой в большинстве
развитых стран государство оставляет
под своим контролем и использует как
инструмент регулирования транспортной
отрасли, обеспечения высоких темпов развития
национальной экономики.
В настоящее время автомобильный транспорт
в России переживает сложную пору перехода
от одной системы хозяйствования к другой.
Вместо централизованного отраслевого
управления постепенно формируется новая
система государственного регулирования
автотранспорта, адекватная рыночным
условиям. Она характерна сочетанием административных
и экономических рычагов управления, в
основе которых лежат механизмы лицензирования
и сертификации.
Государство, похоже, уже не претендует
на роль активного предпринимателя, но
вместе с тем оно должно создавать благоприятные,
равные и безопасные условия для пользователей
транспортной инфраструктуры, гарантировать
обслуживание в нерентабельных сегментах
рынка транспортных услуг, обеспечивать
бесперебойную и надежную работу транспорта
в целом. На автотранспорте за последние
10 лет фактически ликвидирована монополия
государственных предприятий. Почти три
четверти крупных и средних автопредприятий
приватизированы. В результате акционирования
и приватизации этот сектор в основном
вышел из непосредственного подчинения
государству.