Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:00, курс лекций
В обычной жизни понятие качества многозначно. Например, сравнивая два автомобиля «Мерседес» и «Жигули» с позиции потребителя мы говорим, что Мерседес – высококачественный, а Жигули – низкокачественный. Но с позиции инженера по качеству оба автомобиля будут высококачественными (т.е. соответствовать предъявляемым требованиям). А если Мерседес вдруг начнет плохо работать, то специалист скажет, что Мерседес – низкокачественный, а вот если Жигули станут постоянно ломаться, то это будет нормально.
Существует много определений качества.
Выделяют три подхода к определению качества:
Подход потребителя: высококачественным считается продукт, который в большей степени удовлетворяет интересам потребителя, т.е. пригоден к использованию.
6. Усиление диверсификации продукции. – Возрастающая конкуренция заставляет производителей приспосабливать услуги и продукты к требованиям все более узких групп потребителей. В конкуренции стали побеждать диверсифицированные фирмы. Производители вынуждены прибегать к более детальной сегментации рынка, учитывать требования самых малых групп покупателей. Это значит, что необходимо производить товары мелкими партиями и с большей себестоимостью, возникает проблема управления качества мелкими партиями продукции. Конкуренция вдвигает требования к фирмам: гибкие системы автоматизации производства, унифицированное и многофукнциональное оборудование, автоматизация на базе компьютерных технологий.
7. Обострение экономических проблем. - Кризисные явления в мировой экономике – сокращение мировых запасов полезных ископаемых, непрерывное возрастание себестоимости их добычи, увеличение затрат на защиту окружающей среды и здравоохранение. Простое решение проблемы через снижение затрат и повышение экономичности может привести к банкротству, а не прибылям. На управление качеством и повышение качества тоже требуются затраты.
8. Возникновение фирм-мировых лидеров и глобальной конкуренции. – Имидж фирмы во многом основан на качестве ее продукции. Выход фирмы в мировые лидеры усиливает эффект при принятии потребителями решения о покупке. Развитие транспорта, связи, достижения в области логистики, технический прогресс привели к глобализации конкуренции.
Все перечисленные проблемы определяют актуальность обеспечения качества продукции и услуг и системного управления качеством.
В организации должна быть создана система управления качеством.
Система управления качеством включает: организационную структуру, разделение полномочий и ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для всеобщего управления качеством.
Производители товаров и
услуг должны 1) гарантировать качество
и 2) контролировать качество. Гарантирование
обеспечивается путем проведения плановых
и систематических мероприятий
по качеству. Контроль предполагает реализацию
специальных мероприятий и
Посмотрим, как связано качество и выживание фирмы на рис.2. «Цепная реакция» Деминга.
Благодаря улучшению качества предприятие получает свою прибыль, а экономика страны свои эффекты.
1.4. Затраты на качество
В нашем финансово-
На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на качество составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам. Для того чтобы управлять затратами на качество необходимо наладить систему сбора и анализа затрат, т.е. наладить процессы регистрации и подсчета затрат.
Цель управления качеством – достижение экономического эффекта. Несмотря на то, что управление качеством – административное по природе, но упор должен делаться на экономические факторы.
Под издержками, связанными
с качеством, понимается совокупность
затрат, которые вызваны требованием
достижения или поддержания определенного
уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены
мероприятиями по предотвращению ошибок,
планомерным контролем
Выделяют следующие методы (подходы) калькуляции затрат на качество:
1) Метод калькуляции затрат по элементам. Затраты разделяют на внешние и внутренние. Внутренние затраты включают такие составляющие: Профилактика, Оценивание, Дефекты. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капвложениями, а затраты на дефекты (до поставки потребителю товара), например, доработка, переделка, повторная обработка и повторные испытания, считаются убытками. Внешние затраты – возникают вследствие поставки потребителю некачественной продукции и включают к примеру, техническое обслуживание и ремонт, гарантии и возвраты, изъятие продукции.
2) Метод калькуляции
затрат, связанных с процессом. Анализ
3) Метод определения
потерь вследствие низкого
1.4a. Затраты на качество
Более подробно рассмотрим классификацию затрат на качество методом калькуляции затрат, связанных с процессом.
1 группа. Затраты на соответствие - Затраты на предупредительные мероприятия
1) Управление качеством
- Затраты на планирование системы качества.
- Затраты на преобразование
ожиданий потребителя по
2) Управление процессом
- Затраты на установление средств управления процессом.
- Затраты на изучение возможностей процесса.
- Затраты на осуществление
технической поддержки
3) Планирование качества другими подразделениями
- Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству.
4) Контрольное и измерительное оборудование
- Затраты, связанные с
разработкой и
- Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов).
- Затраты, связанные с
обслуживанием и калибровкой
технологической оснастки, приспособлений,
шаблонов и образцов, имеющих
прямое отношение к качеству
продукции. Ни при каких
5) Обеспечение качества поставок
- Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки.
- Затраты, связанные с
технической подготовкой
- Затраты на техническую
поддержку поставщиков,
6) Аудит системы качества
- Затраты на внутренний аудит качества.
- Затраты на аудит системы
качества потребителем, его агентом
или другим уполномоченным
7) Программа улучшения качества
- Затраты, связанные с
внедрением программ улучшения,
8) Обучение вопросам качества
- Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
9) Затраты, не учтенные где-либо еще
- Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
1.4b. Затраты на качество
2 группа. Затраты на соответствие - Затраты на контроль
1) Проверки и испытания
- Оплата работ инспекторов
и испытательного персонала,
- Повторные проверки
2) Проверки и испытания поставляемых материалов
- Оплата работ инспекторов
и испытательного персонала,
- Затраты на лабораторные
испытания, выполняемые для
- Затраты, связанные с
работой инспекторов и
3) Материалы для тестирования и проверок
- Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях.
- Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.
- Стоимость испытательного оборудования не включается.
4) Контроль процесса
- Оплата труда персонала,
не подчиняющегося
5) Прием продукции заказчиком
- Затраты на запуск
и тестирование готовой
- Затраты на приемочные
испытания продукции у
6) Проверка сырья и запасных частей
- Затраты на контроль
и испытание сырья, запасных
частей и т.п., связанные с изменениями
технических требований
7) Аудит продукта
- Затраты на проведение
аудита качества
- Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях.
- Затраты на подтверждение
качества продукта внешними
.4c. Затраты на качество
3 группа. Затраты на несоответствие - Внутренние затраты на дефект
1) Отходы
- Стоимость материалов, которые
не отвечают требованиям
- Ликвидационная стоимость
отходов производства не
2) Переделки и ремонт
- Затраты, возникшие при
восстановлении изделий (
- Затраты на повторное
тестирование и инспекции
3) Анализ потерь
- Затраты на определение
причин возникших
4) Взаимные уступки
- Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
5) Снижение сорта
- Затраты, возникшие вследствие
снижения продажной цены на
продукцию, которая не
6) Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков
- Затраты, понесенные
в том случае, когда после получения
от поставщика обнаружилось, что
поставленные материалы
1.4d. Затраты на качество
4 группа. Затраты на несоответствие - Внешние затраты на дефект
1) Продукция не принятая потребителем
- Затраты на выявление
причин отказа заказчика