Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Условия управления качеством продукции
2. Универсальная схема управления качеством продукции
3. Функции управления качеством
3.1 Политика в области качества
3.2 Планирование качества
3.3 Организация работ по качеству
3.4 Обучение и мотивация персонала
3.5 Обучение персонала вопросам качества
3.6 Мотивация персонала
3.7 Контроль качества
3.8 Статистические методы контроля качества
3.9 Информация о качестве
3.10 Разработка мероприятий
3.11 Принятие решений руководством предприятия
3.12 Реализация мероприятий
3.13 Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества
4. Главные аспекты качества продукции
5. Показатели качества продукции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

Оформляется она в  виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в "Руководство по качеству", которое  служит описанием системы качества и представляется заказчикам при  заключении контрактов.

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический  прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики  и наличие инвестиций в развитие предприятия.

В условиях стабильного  развития экономики основным направлением политики качества должно быть, очевидно, активное проведение исследовании, разработка перспективных проектов, внедрение  передовых технологий с целью  опережения конкурентов на рынках сбыта.

В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества в  первую очередь нужно будет, по-видимому, предусмотреть сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.

При этом ни в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто  считает, что в такие трудные  времена - "не до качества", лишь бы как-то выжить. По принципу: не до жиру, быть бы живу. И хотя в такие периоды  основные усилия администрации действительно  направлены на поиск заказов и  инвестиций, в рыночных условиях эти  усилия пропадут даром, если не будут  подкреплены выпуском конкурентоспособной  продукции. И тогда банкротство  будет наиболее вероятным итогом деятельности предприятия.

Поэтому главным направлением в политике качества в кризисных  ситуациях должно быть использование  всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиск  таких решений, которые позволили  бы без снижения качества сократить  затраты.

Дополнительно к этому  целесообразно предусмотреть более  активное сотрудничество с заказчиками  и поставщиками с целью совместного  преодоления трудностей.

Известное выражение "нужда - мать изобретательности" как нельзя лучше подходит для такой ситуации.

В такие периоды  необходимо также предусмотреть  постоянный анализ экономической ситуации в стране с целью оперативного использования любых возможностей для улучшения качества, которые  будут появляться по мере выхода экономики  из кризиса.

Во всех случаях  политика качества должна убеждать заказчика  в том, что на предприятии верно  определены направления работ и  цели в области качества и выбраны  реальные средства для их достижения, которые позволят предприятию поставлять продукцию требуемого качества.

3.2 Планирование качества

Планирование качества в стандарте ИСО 8402 определено как  деятельность, которая устанавливает  цели и требования к качеству и  применение элементов системы качества. В примечании дополнительно отмечено, что планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы  качества, выработку положений по улучшению качества.

Осуществляется планирование, как правило, на двух уровнях:

1-й уровень - стратегическое  планирование, в котором намечаются  основные направления работ в  области качества на перспективу.  Стратегическое планирование включает  в себя также распределение  ресурсов, адаптацию к изменениям  внешней среды. Стратегия качества  может быть изложена вместе  с политикой качества.

2-й уровень - текущее  планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые  на предстоящий год. Эти мероприятия  обычно предусматривают:

снятие с производства устаревших изделий;

модернизацию выпускаемых  изделий с повышением их качества;

разработку и освоение новых изделий;

проведение научно-исследовательских  работ.

Функция планирования должна отвечать на три вопроса:

1) где мы находимся  сегодня;

2) куда мы хотим  двигаться;

3) как мы собираемся  делать это.

Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и службой качества на основе предложений  исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, отдела маркетинга и, при необходимости, - других подразделений. Перед утверждением планов все эти предложения необходимо увязать между собой и рассмотреть  на научно-техническом совете, определив  основные показатели: количество типов  и "удельный вес" вновь разрабатываемых, осваиваемых и снимаемых с  производства изделий.

3.3 Организация работ по качеству

Организация работ  по качеству включает в себя следующие  этапы:

Во-первых, - это разработка системы качества, т.е. - определение  структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ. При  этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации международных стандартов ИСО 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный  в развитых странах.

После разработки следует  этап внедрения системы качества, в течение которого проводятся внутренние проверки системы и, как правило, - ее доработка по результатам проверок.

Завершающим этапом можно  считать сертификацию системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Получение  такого сертификата от авторитетного  независимого органа существенно укрепляет  позиции предприятия на рынках сбыта, т.к дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия  стабильно обеспечивать требуемый  уровень качества.

После внедрения системы  качества потребуется проведение плановых внутренних проверок системы для  поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация  инспекторских проверок с целью  подтверждения выданного сертификата.

При организации работ  по качеству крайне важно обратить внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено  все необходимое для обеспечения  качества продукции: хорошие материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный  дисциплинированный персонал и необходимая  документация.

Создание и сертификация системы качества, обеспечение эффективного функционирования системы и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание организации работ по управлению качеством.

3.4 Обучение и мотивация персонала

Обучение и мотивация  персонала - это, несомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они  направлены на формирование активного  и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и  организацией работ, является одним  из основных факторов качества. Ибо, как  уже отмечалось, только квалифицированные  и заинтересованные работники, располагающие  необходимой материальной базой, способны при соответствующей организации  работ обеспечить требуемое качество продукции.

3.5 Обучение персонала вопросам  качества

Известно, что для  обеспечения эффективной деятельности предприятия в условиях научно-технического прогресса требуется постоянное повышение квалификации и переподготовка персонала по всем необходимым направлениям, в том числе - по обеспечению качества.

При этом нужно обеспечить дифференцированный подход к обучению в зависимости от роли и функций  работников на предприятии.

Руководству предприятия  требуется четкое понимание принципов  обеспечения качества и управления качеством, умение верно определять политику в области качества и  осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов.

Управленческому персоналу, кроме этого, нужно твердо знать  функции своих подразделений  в системе качества и методы их выполнения, имея общее представление  о системе качества и понимая  свою роль и место в этой системе.

Работники службы качества должны иметь достаточные теоретические  знания в области качества и уметь  практически организовать управление и контроль качества продукции, для  чего они должны также знать технологию и организацию производства продукции  своего предприятия.

При обучении производственного  персонала необходимо иметь в  виду, что качество формируется в  производственном процессе и, значит, методы разработки и изготовления продукции  сами по себе должны быть направлены на достижение необходимых характеристик (требуемого уровня качества). Поэтому  здесь обучение качеству неотрывно  от обучения профессии вообще. При  этом может потребоваться ознакомление с некоторыми Разделами из смежных  областей, таких, как метрология, статистика и других.

Кроме того, поскольку  такой работник, выполняя свою конкретную работу, участвует в общем производственном процессе, ему необходимо иметь общее  представление о действующей  системе качества, знать свою роль и место в этой системе, а также  знать, как он взаимодействует по вопросам качества с другими работниками  и администрацией. Например, какие  последствия его ожидают при  забраковании его изделия и, наоборот, какое моральное и материальное поощрение он может подучить, стабильно  обеспечивая требуемое качество продукции. Комплекс этих и других вопросов, дополняющих чисто профессиональные знания, должен стать предметом специального обучения в области качества.

В программе такого обучения целесообразно предусмотреть  изучение следующих вопросов:

общая организация  работ по качеству (система качества);

методы контроля качества изготавливаемых изделий и статистические методы контроля качества;

система бездефектного  изготовления продукции;

действия администрации  и работников при выпуске бракованной  продукции и санкции за брак;

организация претензионно-исковой  работы;

организация рационализаторской работы и кружков качества.

Кроме этого, может  потребоваться дополнительное обучение персонала каким-либо специфическим  вопросам обеспечения качества применительно  к выпуску конкретной продукции.

Работники всех уровней  должны быть ознакомлены с основными  положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь - с законами о защите прав потребителей, о сертификации, о единстве измерений, о стандартизации.

Для подготовки работников службы качества может быть использована прилагаемая примерная программа  дисциплины "Управление качеством  продукции" для вузов. Эта программа  была разработана для преподавания управления качеством в Санкт-Петербургской  государственной инженерно-экономической  академии и в 1995г. была одобрена и  утверждена учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмент а.

Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних  специалистов, полезно привлекать собственных  работников, практически занимающихся изучаемыми вопросами и знающими специфику предприятия и местные  условия.

По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и умений работников предприятия  для их официальной аттестации, а  также для определения возможности  их профессионального роста и  продвижения по службе.

Организацией обучения должен заниматься отдел подготовки кадров, но программы обучения по вопросам качества должны разрабатываться службой  качества с привлечением, при необходимости, своих или сторонних специалистов.

3.6 Мотивация персонала

Важное значение мотивации  персонала для эффективной деятельности организации подчеркивали еще основоположники  науки управления, когда Ф. Тейлор говорил о дружественном сотрудничестве с администрацией, А. Файоль и Г. Эмерсон - о справедливом вознаграждении, а  Г. Форд ввел 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы.

Но в полной мере значение мотивации персонала нашло  отражение в доктрине "человеческих отношений", доказавшей важность человеческого  отношения к работникам для повышения  производительности труда и качества продукции.

В управлении качеством  мотивация персонала - это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.

В основе мотивации  лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения  к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А без  заинтересованности любые планы  повышения качества вероятнее всего  останутся лишь на бумаге.

Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень  их образования и культуры требуют  применения различных способов мотивации. В самом деле, подходы к мотивации  в научно - исследовательском институте  и исправительно-трудовой колонии  должны быть, очевидно, разными. Поэтому для достижения желаемого эффекта необходимо не только представлять себе общую характеристику персонала, а хорошо знать личные цели и стремления каждого работника.

Основой мотивации, без  сомнения, является уровень заработной платы, но большое значение имеет  также премирование за высокое качество, штрафные санкции за брак, социальные и моральные меры поощрения.

Дополнительно к этому  могут применяться и другие способы  мотивации. Наиболее известные среди  них - предоставление возможности получения  образования или занятия научной  деятельностью, создание благоприятных  условии для работы, стимулирование кружков качества, присвоение почетных званий, плановое продвижение по службе, распространение акций предприятия  среди работников и т.д.

В зависимости от контингента  работников для их мотивации используется то или иное соотношение "кнута  и пряника", демократический или  авторитарный стиль управления, реализуется  так называемый партисипативный  метод управления (привлечение работников к участию в управлении предприятием).

Особенностью работ  по мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного  взаимодействия с профсоюзами и  юридической службой.

Информация о работе Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии